Сегодняшний пост посвящается скорбной дате – 35 лет со для аварии на ЧАЭС…
Авария на 4-м энергоблоке 26.04.1986 остается не только одной из самых трагичных, но и самой загадочной. Информация, обнародованная в последние 15 лет, ставит под сомнение все официально принятые причины аварий. Стройные теории причин возникновения аварии пасуют перед безжалостными фактами. Так не доказана причинно-следственная связь между нажатием кнопки одной из видов аварийных защит и событием аварии. Не взрыв водорода, не взрыв пара не могут объяснить всю специфику разрушений блока реактора. До сих пор остается необъясненным исчезновение многотонного балочного крана и его подкрановых путей (который находился под потолком реакторного зала) как и собственно самой крыши зала. Опираясь на произошедшие разрушения энергоблока получается, что сам атомный реактор оборвав огромное количество трубопроводов и элементов управления, подняв крышку с контурами биологической защиты (более 2000 тонн) вылетел из стакана шахты в которой находился, при этом стартуя выбил вниз часть стальной плиты основания (выбив дно), поднялся на высоту 25-40 метров, где перевернулся и взорвался, испарив часть крыши и кран обслуживания и после этого рухнул на свое штатное место……. при этом часть содержимого реактора моментально превратилось в расплав (лаву), другая часть разлетелась по составным элементам в реакторном зале и во внешнюю среду, часть графита (содержащегося в реакторе) была распылена и осела на внутренних и внешних поверхностях энергоблока, другая часть графита загорелась. При этом температуры, сопровождающие такие процессы должны были доходить до нескольких тысяч градусов. Стоит отметить, что вопреки распространенному заблуждению энергоблок имел несколько систем аварийной защиты и проектировался с учетом противодействия возможным авариям. Да, главный зал и реактор не были закрыты прочным стальным контейнером, как на современных АЭС, но энергоблок состоял из прочных железобетонных боксов, в которых закупоривались все важные системы для возможной локализации аварии. Под самим реактором располагался наполненный водой многоуровневый бассейн – барботер. Активную зону аварийного реактора должны были охлаждать из баллонов высокого давления. Никто из создателей АЭС не мог даже предположить, что сам реактор, не представляющий собой единое целое, а всего лишь набор огромного количества всевозможных трубопроводов и кубиков графитовой загрузки воспарит над своей штатной шахтой и взорвется над главным залом… При этом сила этого взрыва будет такова, что исчезнет часть многотонного оборудования и железобетонных конструкций, опорные колонны уведет на несколько метров от своих осей, а очевидцы опишут это как «глухой хлопок».
Безусловно стоит ознакомится с доступными материалами, почитать мемуары или даже посмотреть фильмы. Но если сравнить эксплуатацию атомного реактора с ездой на машине, то происходящие события можно описать следующим образом.
Вы едите на легковой машине к пункту ТО, где машину надо будет остановить для проведения регламентных работ по ее обслуживанию. За 40 метров до поворота к пункту ТО вы решаете, не выключая зажигания докатится по инерции, на нейтрали. Но инерции не хватает и вы решаете поддать газу. Удивительно, но при нажимании на педаль обороты двигателя вначале еще больше падают, а затем резко подскакивают. Двигатель машины буквально взвывает, испугавшись вы резко тормозите и выключаете зажигание, вот только это несколько не помогает, машина становится не управляемой, из-под капота вылетает двигатель и взрывается, раскидывая во все стороны свои части, масло и топливо. Машина врезается в здание пункта технического обслуживания и начинается большой пожар.
Вот как-то также мистически выглядит произошедшее. Данный тип реактора хорошо изучен и эксплуатируется много лет. Безусловно есть к нему претензии и нарекания, но видимых предпосылок к серьезным авариям нет…Возможные аварийные и нештатные ситуации просчитаны и учтены в конструкции энергоблока. Запланированные испытания касаются только выработки электроэнергии турбинами по инерции (на холостом ходу) и самого управления реактором не затрагивают. Да во время испытаний допускаются отклонения от штатного состояния реактора, но при аварийной остановке способами, которые до этого приводили к его выключению, происходит нечто аномальное. События, для которых необходимы часы и дни протекают вдруг в несколько секунд, происходит мгновенное, взрывное увеличение его мощности. Происходит не просто разгерметизация водяного контура высокого давления, не просто расплавление активной зоны… взрывом или чередой взрывов разносит весь энергоблок…. разрушения очень специфические, они не затрагивают самой шахты, где находится реактор, они уничтожают то что находится над ним и то, что под ним…. сам реактор и все его системы перестают существовать в считанные секунды. Операторы реактора в первые часы пытаются провести какие-то работы. Они предполагают, что взорвался один из баллонов - сепараторов пара, они пытаются подать воду для охлаждения активной зоны, пытаются подать воду в шахту реактора, но… не активной зоны, не реактора уже нет. Читая описание первых часов аварии искренне удивляешься непроходимой глупости инженеров,пожарных, руководителей а все просто – не мог никто в такое поверить, поскольку это было просто не возможно. Они действовали исходя из того, что было возможно представить, предположить. Даже атомный взрыв можно было бы представить, но тогда и корпус блока не устоял и соседние бы разрушились... а тут блок стоит, но без крыши... Случилось же не вообразимое! Это было не реально, это было если хотите чудо со знаком минус.
Спустя 24 года произойдет авария на Фукусиме. Да эта авария тоже очень масштабна, тоже привела к тяжелым последствиям и более того до сих пор считается не локализованной, НО! Все процессы, происходящие на ней, были ожидаемы и развивались относительно длительное время. На 4 энергоблоке ЧАЭС произошло нечто выходящие за рамки всех самых отчаянных предположений. Дело не в том, что персонал АЭС не был к этому готов. Дело в том, что к этому не был готов никто. К такому в принципе не возможно подготовится. Еще раз подчеркну – на самом реакторе никто экспериментов не ставил, он должен был штатно отработать и оказаться временно заглушен. Но даже если и предположить, что к аварии привело стечение ряда факторов в виде ошибочных действий персонала, конструктивных недоработок, недостаточной информированности о подобных происшествиях, ненадлежащий контроль со стороны головных НИИ и ведомств, все это все равно не коим образом не объясняет крайне специфическую картину разрушений и факт «летающего реактора» и не разу не приближает нас к разгадке этого феномена. Получив удовлетворительные ответы на вопросы «кто виноват?» и «что делать?», без ответа остался главный – «что произошло?». Проведя довольно много времени в изучении литературы, ознакомления с содержанием форумов и отчетов я придерживаюсь мнения, что 26 апреля 1986 года человечество столкнулось с рядом новых и по сей день не нашедших объяснения физических явлений.