Все мы когда-то в школе проходили историю Великой отечественной войны. Одним из важных столпов той войны, несомненно, была битва под Москвой. Подвиг 28-и панфиловцев приходится как раз на эту баталию, а точнее, немного ее предшествует, и происходит во время продвижения немецких войск на Москву. Моя статья не будет сверх оригинальной, и первой не откроет вам «то, как было на самом деле». Эта статья о том, как важна правда, даже если она многим неудобна.
Начнем мы со сведений, которые ни у кого не вызывают вопросов: 316-я стрелковая дивизия была сформирована в Алма-Ате, командовал ей генерал-майор Панфилов, от сюда и название наших героев. Дивизия принимала активное участие в обороне Москвы от фашистов. В ноябре 1941 года 4-я рота 2-го батальона 1075-го стрелкового полка вела оборону в районе села Дубосеково. С тяжелыми боями немцы всё же сумели продвинутся дальше. После окончания войны, были найдены записи немцев при наступлении, в них фрицы характеризовали наши редуты эпитетом «упорная оборона».
27 ноября 1941 года в газете «Красная Звезда» впервые были упомянуты герои панфиловцы в очерке корреспондента Коротеева. В нем описывались самоотверженные действия гвардейцев дивизии в боях с танковыми силами неприятеля. Уже 28 ноября панфиловцам посвящена передовая статья этой газеты. В ней было указано число гвардейцев – 29 человек. Да, именно 29, а не 28! Куда делся еще один товарищ? Согласно статье в газете, один человек решил сдаться немцем, поднял руки и пошел из окопа к врагу. Остальные бойцы, не сговариваясь между собой, подняли оружие и застрелили капитулянта. Скажу сразу: число бойцов было придумано автором статьи, первоначально было 30 бойцов, и двое числились предателями, их расстреляли сослуживцы, но подумав, решили, что два предателя - это многовато, так и появилось число 29. Передовая статья была написана литературным секретарем Кривицким. В этих двух статьях еще не было ни одной фамилии бойцов. 22 января 1942 г. всё тот же Кривицкий помещает очерк «О 28 павших героях», тут уже появляются фамилии гвардейцев.
В чём была суть подвига? В газете это описывалось так: 28 человек более 4-х часов вели оборону против 50 танков вермахта и многократно превосходящих живых сил противника. 18 танков из 50 были уничтожены, все защитники погибли, но не отступили. Повествование в статье шло очень живо и красочно, словно Кривицкий сам находился в окопе с бойцами.
Статья написана, отпечатана и разошлась по всей стране. После того как подвиг 28 панфиловцев стал известен во всех воинских частях командование Западного фронта ходатайствовало о присвоении звания Героя Советского Союза павшим воинам, и 21 июля 1942 года всем 28-и гвардейцем было присвоено это звание посмертно. Как бы и конец истории … но нет.
Так получилось, что в дальнейшем, особым отделом наших войск были задержаны некоторые бойцы из списка 28 панфиловцев, в основном за сдачу их в плен наступающим немцам. В частности, Добробабин Иван в 1947г. и Кужебергенов Даниил в мае 1942г. В ходе их допроса выяснилось, что они действительно состояли в данной роте, но героических боёв не вели. В дальнейшем было установлено, что в живыми остались и Шемякин Г.М. и Шадрин И.Д., которые также числятся в списке героев. Вместо Кужебергенова Даниила в приказ о награждении был включен Кужебергенов Аскар, но в списках 4 и 5 рот никакой Аскар никогда и не числился.
Далее вы можете ознакомиться с фактами из справки-доклада военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года по результатам расследования Главной военной прокуратуры. Ссылку на этот доклад я размещаю. Были проведены допросы Коротеева и Кривицкого, а также редактора газеты «Красная Звезда» тог времени Ортенберга, по результатам которых были сделаны выводы:
Самом докладе присутствуют показания Ортенберга, о том, как придумывалась эта статья, хотя ради справедливости скажем, что не все было огульно придумано. Не было такого, что в редакции газеты сели за стол, взяли белый лист бумаги и из головы накатали историю про 28 героев. Любопытно почитать показания командира полка Капрова И.В., который называет эту историю сплошным вымыслом.
Надо сказать, что я очень трепетно отношусь к истории Великой Отечественной войны, и все наши ветераны для меня герои. И когда этот доклад, опубликованный Государственным Архивом РФ, был мною прочитан, я испытал смешанные чувства. С одной стороны, подвиг на котором были воспитаны поколения наших граждан оказался фальшивкой, агиткой, которую придумали в редакции газеты для повышения морального духа советской армии. С другой стороны, я узнал правду, и это здорово. Про горькую правду и сладкую ложь все знают поговорку. Но тут для меня стало чем-то необъяснимым реакция нашего государства на публикацию этого доклада (хотя фактически Гос. Архив — это орган вполне себе государственный, что следует из его названия). Директора Гос. Архива сместили с должности, спасибо что не уволили, министр культуры того времени Мединский заявил, что все, кто покушается на память этого подвига просто подонки.
Я уже и не помню с каких пор я помню знаменитую фразу политрука 4-й роты панфиловцев Клочкова: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва." Фраза мощная, запоминающаяся и одна из самых ярких фраз этого военного периода. Каким же сильным был удар, когда выяснилось, что все это сочинили советские пропагандисты. Нужна ли пропаганда во время войны? - однозначно да! Все что помогает победе необходимо использовать. Но война прошла, было расследование и был доклад, который засекретили. Я думаю, так нельзя, людям нужна правда, ведь когда ты прожил много лет, а тебе говорят, то во что ты верил это сказка - это очень больно. Самое замечательное, что на основе этого мифа были построены памятники, парки, присвоены имена различным гос. учреждениям.
Мне интересна точка зрения читателя, как вы думаете, стоило публиковать этот рассекреченный доклад? Или иногда правдой стоит поступиться в угоду государственным интересам?