Найти тему
Психолог из детсада

Психологическое обследование ребенка, получившего психотравму. Заключение психолога. Пример из практики

Уважаемые читатели авторского канала «Психолог из детсада», прошлая публикация была об излишней боязни современного общества перед детскими психотравмами.

Сегодня привожу пример из своей практики, как проводилось психологическое обследование ребенка, получившего психотравму. Условное имя ребенка – Ваня, возраст 3 года 7 мес.

Травмирующая ситуация: отец мальчика был задержан правоохранительными органами в присутствии ребенка. Задержание проводилось на автомобильной трассе. Мальчик сидел в автокресле на заднем сидении автомобиля. Видел, как вытаскивают папу из машины, обезвреживают при оказании физического сопротивления, куда-то увозят

Сотрудник правоохранительных органов доставил ребенка на отцовской машине домой.

Мальчик сутки не разговаривал и не спал. Диагностическое обследование по запросу матери проводилось на пятый день после события, когда ребенок пришел в детский сад.

Иллюстрация из свободного доступа сети Интернет
Иллюстрация из свободного доступа сети Интернет

Цель диагностики: выявление психоэмоционального состояния ребенка на момент обследования.

***

Мальчик в группе не сразу пошел на контакт с педагогом-психологом, заплакал, сказал, что боится куда-то идти. При включении игрового момента (к тебе пришел динозаврик и хочет показать свой домик и свои игрушки успокоился, согласился пойти поиграть). По пути из группы Ваня показал динозаврику место, где висит его полотенце, где находится его шкафчик.

Используемые диагностические методики:

  • Беседа «Дом и детский сад» (модифицированная методика А.И. Захарова). Цель методики: выявление предпочитаемых видов деятельности, отношения к социальному окружению, эмоциональных особенностей развития.
  • Проекционная беседа «Истории про мальчика» (Модификация методик «Сказки» Дюсса, (Десперт), О.И. Бочкаревой); Цель: выявление детских страхов, значимых для ребенка ситуаций, которые отражаются на эмоционально-психическом развитии.
  • Методика «Два домика» по Т.Д. Марцинковской. Цель: определить круг значимого и круг нежелательного общения, диагностика межличностных отношений.
В кабинете педагога-психолога мальчик сразу согласился с правилом «Сначала позанимаемся за столом, потом поиграем в разные игры»

Эмоциональный фон на начало обследования ровный, спокойный. Беседа «Дом и детский сад» позволила выявить, что мальчик комфортно себя чувствует дома и в детском саду, может развернуто рассказать о своих играх, увлечениях, круге своего общения (друзья, члены семьи, близкие родственники). Социально-бытовую среду, свое окружение воспринимает открыто, позитивно, жизнерадостно. Проявляет активность, инициативность, свойственную этому возрасту.

Проекционная беседа «Истории про мальчика» позволила выявить, что в эмоциональной сфере мальчика присутствуют страхи, свойственные детям этого возраста (волки, динозавры большие злые), из проблемных внутрисемейных ситуаций мальчик выделяет простые бытовые ситуации:

  • мама грустит, из-за того, что разбилась посуда;
  • папа грустит из-за того, что сломалась машина.

После девятого вопроса «Что недавно произошло с мальчиком и папой» мальчик напряженно несколько раз сжимает и разжимает кулачки на коленях, в ответах начинают присутствовать длительные паузы, наблюдаются беспокойная глазодвигательная реакция, тремор пальцев рук, беспокойные движения ногами:

– Вчера я ехал с папой (прим.: событие произошло ранее, но мальчик обозначает его словом «вчера») и нас остановили менты. Они вытащили папу из машины и били его. Ногу вот так ему задрали (показывает).

Психолог: кто-то в это время сильно испугался?

– Я не испугался, только описался, потому что не мог папе помочь.

Психолог: хочешь рассказать, что было потом?

– Потом, тот, который в красной куртке сказал «Кончился бензин». И папу забрали, а меня не забрали. Потому что я еще маленький мальчик. А потом буду большой, и меня, наверное…Длительная пауза, ребенок начинает с усилием правой рукой мять лист бумаги лежащий перед ним (лист, карандаши, мелки и фломастеры были приготовлены на случай, если ребенок примет предложение порисовать по окончанию обследования).

После этого, психологом принято решение прекратить дальнейшие расспросы, вывести ситуацию в положительное русло и переключиться на другие виды деятельности.

Методика «Два домика» показала, что в значимый круг общения ребенок включает членов своей семьи и значимые для себя игрушки, в зону нежелательных контактов помещает только свои детские страхи (волк, динозавр).

После обследования по трем методикам психолог переключила мальчика на игровую деятельность. В первую очередь он выбрал рисование на песочном столе, сказал, что обожает песок, нарисовал на песке трактор, охотно откликался на предложение сделать песочный дождик, спрятать в песке динозаврика и т.п. Затем переключился на игру «Рыбалка», сказав, что обожает рыбалку. К завершению обследования у мальчика преобладало эмоционально-приподнятое настроение.

Психолого-педагогическое заключение

Психолого-педагогического обследование эмоционально-эмоционального состояния ребенка позволил выявить однократный сильный стрессовый фактор, повлекший отрицательное эмоциональное потрясение с такими возможными негативными последствиями, как:

  • страх контактировать с посторонними людьми;
  • страх подвергнуться неожиданному жестокому наказанию в будущем, став взрослым;
  • страх бессилия, невозможности оказания помощи близкому человеку в опасной для него ситуации.

Формируется механизм психологической защиты по принципу «вытеснения», мальчик не говорит об это ситуации сам, избегает этой темы при непрямых, косвенных вопросах.

Благодаря сформировавшемуся ранее положительному восприятию мира, позитивной, жизнерадостной позиции свойственной ребенку нормы данного возраста, у психики мальчика большой компенсаторный потенциал. Он легко переключается на игровую деятельность, испытывает положительные эмоции, проявляет активность. Стрессовый фактор на данном этапе легко подаётся психотерапевтическому воздействию. Но крайне нежелательны повторные стрессовые факторы, которые значительно понизят компенсаторный потенциал психики ребенка.

Всё по оформлению бумаг собираю для вас в подборке "Педагогам-психологам"

Предыдущая публикация:

Мы стали бояться детских психотравм до абсурда. Это куда опаснее для наших детей

Еще примеры психологических заключений:

Пример психологического обследования на готовность к школе. Заключение психолога

Примеры работы со страхами:

Опросник А.И. Захарова «Страхи у детей». Почему не применяю, а трижды задаю ребенку один и тот же вопрос