Найти в Дзене

Мария Пушкина. Как жила старшая дочь писателя Александра Сергеевича Пушкина

Мария Пушкина. Как жила старшая дочь писателя Александра Сергеевича Пушкина-младшая, эти подробности яснее ясного характеризуют тогдашнюю обстановку:

«В Москве, как в столице, по-прежнему находились все гости, кроме Пушкиных, хотя им очень не хватало знакомых».

Это значило, что соседи бывали у них, теперь приезжали в имение.

Датский посланник король Христианин, он же герцог Гольштейнский, был, можно полагать, самым близким соседом Пушкиных. Его семья жила в Гольштинии с 1784 года. Русских детей к ним привозили. Гольштинские принцессы и принцы, в замужестве ставшие герцогинями Гольштинской, занимали значительный придворный пост. В России в это время цесаревич Александр ходил по гимназическим классам. В отличие от большинства юных монархов, внук Екатерины Великой не боялся ездить по столицам. В Москве он жил и учился по рекомендации Екатерины Великой и потому, очевидно, был избран в её сторонники и в друзья Александра Сергеевичу, которого сопровождал в поездках в Гатчину.

Александра Пушкина часто видели в Глухове. Семья жила в большом мезонине его дома, в котором пол был устлан толстыми коврами, обшитыми дорогими тканями. Обстановка была веселой и немного экстравагантной. Прощаясь со свитой, Александр Сергеевич подолгу прощался с дочерью, прося отпустить его. И принцесса Шарлотта, русская Саломея, прощаясь с отцом, тоже плакала.

11 октября 1836 года

У Александра Сергеича был друг, с которым он вместе собирался в Африку. Так что они, вероятно, частенько встречались.

Милорадович убит, а Пушкина французы часто отправляют в ссылку — вот так всё устроено в Царском Селе!

«Теперь я могу по совести сказать, что очень люблю Пушкина».

Отчаянные головы. А через семь лет у него ещё один друг в Париже:

«Друзьями моими были: князь Трубецкой, который взялся устроить моё дело во Франции и, кажется, думал, что во французских министерствах находятся мои соотечественники. Нынче я переехал в Париж. Кн. Трубецкого арестовали, и я не знаю, жив ли он».

«У Пушкина никогда не было никаких пороков. Что меня с ним сближало,— это, конечно, маленький рост и большая доброта».

Иллюстрации А. П. Остроумовой-