Умиротворяющая бытовая сцена художника Якимова несет отголосок нидерландских художественных традиций. Лишь одна деталь не давала покоя исследователям.
В русском искусстве XVIII века подобные сюжеты были редкостью, но Якимов обучался живописи в Европе, поэтому ему были присущи более широкие сюжетные решения. Из его заграничных работ, несколько было на тему «домашнего спокойствия», которые отправились на родину художника. Это было в 1773 году, а гораздо позднее, в 1834 его работа наряду со многими другими ценными предметами попала в музей прямо из частного собрания одного разорившегося коллекционера.
Тогда-то музейщики и придумали ей название «Мужчина и колыбель», а также заметили одну странную деталь.
В центре сюжета – мужчина, задремавший у колыбели. Над головами спящих – открытое окно, дитя мирно спит в плетеной кроватке, пока утомленный родитель переводит дыхание.
В целом, довольно приятная канва. Вот только игрушка-лошадка в правом углу картины заинтриговала неестественностью. Точнее – веревка, за которую лошадку принято катать. Натяжение говорит о том, что за пределами полотна находится что-то еще.
Когда технические средства позволили прояснить эту деталь, оказалось, что картина «Мужчина и колыбель» на самом деле лишь фрагмент. Точнее – половина одной большой работы бытового жанра. Позже, в одном из альбомов обнаружилась репродукция картины целиком – изображение было черно-белым, но вполне позволяло оценить всю суть композиции.
Картина «Мужчина и колыбель» оказалась целой семьей, где натянутая веревка игрушечной лошадки вложена в руку еще одного ребенка – девочки, которая, в свою очередь, получает наставления от матери. У ног женщины трется домашняя кошка, в центре комнаты уютно полыхает камин, на нем – котелок с обедом.
При полном рассмотрении сюжет становится понятнее и интереснее. Якимов изобразил теплую семейную обстановку, подчеркнув это символами художественного языка: где камин – это семейный очаг, котелок – символ достатка, а кошка – ласки. Очевидно, детей в этой семье балуют. Красивый расписной конь на веревочке также ярко иллюстрирует эту мысль.