Общие особенности нарушений детского развития включают трудности в развитии языка и общения, проблемы в моторном развитии и в области социализации. Нарушаются основные психические функции, такие как внимание, восприятие и моторика, что ухудшает повседневное функционирование и общение с людьми. Однако каждое заболевание проявляется немного по-разному. Чем аутизм отличается от синдрома Аспергера или Ретта?
Ранний детский аутизм
Мальчики чаще страдают аутизмом, чем девочки. Основные симптомы аутизма включают:
- полное отсутствие речи или задержку в обучении речи;
- неспособность к социальным взаимодействиям;
- предпочтение одиночества;
- желание оставаться неизменным;
- избегание зрительного контакта;
- отвращение к близости и объятиям;
- узкие интересы;
- нарушения речи (невозможность различения местоимений, эхолалия);
- буквальное чтение сообщений;
- непонимание аллюзий, метафор, ироний и шуток;
- аутичная изоляция;
- стереотипные движения;
- компульсивное расположение объектов;
- гиперчувствительность к раздражителям в окружающей среде;
- неспособность читать эмоции других;
- лёгкость механического запоминания;
- отсутствие реакции на собственное имя;
- неспособность следовать за другими;
- проблемы с невербальным общением;
- отсутствие улыбки;
- игра с игрушками в манере, несовместимой с их предполагаемым использованием;
- агрессия;
- аутоагрессия и т. д.
Не все аутичные дети демонстрируют все вышеупомянутые особенности. Каждый аутичный человек индивидуален, и тяжесть симптомов у каждого маленького пациента разная.
Аутизм развивается к трехлетнему возрасту. Когда у ребёнка отсутствуют все недостатки, необходимые для диагностики аутизма, или когда заболевание проявляется позже (после трёхлетнего возраста), это называется атипичным аутизмом.
Синдром Аспергера
Чаще всего он считается более лёгким типом аутичного расстройства. Симптомы похожи на симптомы аутизма в раннем детстве, но речь и интеллектуальное развитие нарушены значительно меньше, чем при «чистом» аутизме.
Основными симптомами синдрома Аспергера являются:
- нарушение социальных навыков;
- проблемы с взаимодействием с другими людьми;
- проблемы с пониманием небуквального языка;
- узкие интересы (изолированная область знаний);
- привязанность к рутине;
- проблемы с мимикой и невербальным выражением своих чувств;
- избегание зрительного контакта и физической близости;
- причудливое поведение.
Правильное когнитивное развитие, логическое общение и большая независимость позволяют ребёнку, страдающему синдромом Аспергера, достичь большего, чем ребёнку с аутизмом.
Синдром Ретта
Это генетически детерминированное неврологическое заболевание. В большинстве случаев оно наблюдается у девочек. Помимо нарушения психических функций наблюдается ещё и физическая инвалидность.
Обычно ребёнок развивается нормально от рождения до возраста 6-18 месяцев. Позже вы можете наблюдать такие симптомы, как:
- скрежетание зубами и мускулами;
- утрата ловкости рук и возможности говорить;
- нарушение координации движений;
- шаблонные движения рук (положить в рот, хлопать в ладоши, постукивать);
- контрактуры;
- низкий рост;
- панические атаки;
- маленькая голова (иначе называется вторичной микроцефалией);
- трудности при ходьбе;
- маленькие руки;
- спастичность;
- судороги;
- избегание зрительного контакта;
- проблемы с социальным контактом;
- отсутствие улыбки;
- непонимание речи.
Синдром Хеллера
Синдром Хеллера (или детское дезинтегративное расстройство) начинается довольно поздно, по сравнению с другими общими нарушениями развития – после третьего года жизни ребёнка. В возрасте от двух до четырёх лет ребёнок теряет уже приобретённые двигательные, языковые и социальные навыки.
Симптомы похожи на детский аутизм. Ребёнок может перестать разговаривать, играть и общаться со сверстниками. Он боится без видимой причины, легко злится, становится агрессивным и непослушным.
При синдроме Хеллера ребёнок до четырёхлетнего возраста может развиваться совершенно нормально, а в какой-то момент довольно быстро теряет прошлые навыки. Галлюцинации и ухудшение интеллектуальных способностей также являются характерными симптомами этого нарушения развития.