Найти в Дзене
script bro | сценаристы

7 сценарных уроков от Джона Фавро, создателя "Мандалорца"

Оглавление

Какие уроки может преподать Джон Фавро, автор и создатель "Мандалорца", об искусстве, ремесле и карьере сценариста?

Карьера Джона Фавро в кинематографе охватывает 30 лет, включая опыт работы актёром, сценаристом, режиссёром и продюсером практически в любом жанре, который вы можете себе представить, от рождественских комедий ("Эльф") до многомиллионных супергеройских фильмов ("Железный человек"), от малобюджетных инди-фильмов ("Повар на колёсах") до чрезвычайно популярного сериала по вселенной "Звёздных войн" ("Мандалорец").

Фавро причастен ко всему этому и является источником знаний для начинающих сценаристов, режиссёров и продюсеров. Итак, вот семь вещей, которым вы можете научиться у одного из самых многогранных кинематографистов, работающих сегодня.

Вдохновляйтесь и добавляйте новое в то, что было раньше

"Вы всегда находитесь под влиянием того, что другие сделали до вас. Вы можете улучшить, обновить и возвысить эти истории, потому что вы всегда стремитесь стать лучше как автор."

Сценаристы могут разочароваться, постоянно слыша о необходимости писать уникальные и оригинальные истории, только чтобы потом услышать или узнать, что всё уже сделано. Это расстраивает. Особенно когда вы пытаетесь понять, какие типы историй вы должны разрабатывать и писать, чтобы увеличить шансы на прорыв.

Индустрия всё любит знакомое. Зрители тоже. Но именно новаторство в уже знакомом действительно создаёт нечто оригинальное и уникальное. Вы берёте то, что оказалось успешным, и смотрите на него своим собственным уникальным и оригинальным взглядом, чтобы выделиться. Это ключ к успеху как сценариста, потому что вы представляете лучшее из обоих миров.

Жанр, тип персонажа или тип истории, который знаком и успешен в глазах как индустрии, так и зрителей.

Вам нужен уникальный и оригинальный взгляд на этот жанр, тип персонажа или тип истории, который заставляет его чувствовать себя свежим и новым.

Ищите оригинальные истории и персонажей, которые не были сделаны раньше, но и осознайте силу использования предыдущих работ и их переосмысления.

-2

Не пытайтесь продать свой питч — напишите то, что можно показать

"Мне всегда было легче писать, чем питчить проекты, чтобы показать моё видение чего-то. Если вы только разрабатываете материал, вам приходится отстаивать абстрактные идеи и решения, что очень трудно сделать."

Один из самых распространенных вопросов, который задают сценаристы: "Можно ли продать идею без сценария?"

Моя мгновенная реакция (помимо быстрого "нет"): "Зачем вам это?" Написание сценария позволяет вам иметь полный первоначальный контроль над вашим проектом. Вам не нужно отстаивать идеи и концепты. Если вы пишете сценарий, вы уже представляете своё видение.

В наши дни неизвестные сценаристы не могут продавать концепции. Там должен быть сценарий. У всех есть идеи. Идея - ничто, пока она не представлена в тексте. Не тратьте своё время, пытаясь продать концепцию. И не тратьте своё время, пытаясь показать идею другим. Напишите её. Этот сценарий будет лучшим способом для людей увидеть ваши намерения, заинтересованность и изобретательность.

Когда вы вдохновлены, не ждите разрешения писать

"[Написание сценария] - это самое интересное, но и самое сложное занятие, потому что, если вдохновение не приходит к вам, то нет коротких путей искусственно получить его. Вы либо пишите, либо нет. И поэтому, когда у меня появляется вдохновение, чтобы писать - я не жду разрешения. Я просто делаю это."

Используйте вдохновение, чтобы заставить себя написать сценарий. Не ждите, пока вселенная даст вам разрешение написать текст. Вдохновение - это магия. Это вселенная говорит вам делать то, что вам предназначено.

Если вы будете отстраняться от этого, ожидая идеального времени и места, чтобы начать писать, вдохновение исчезнет — и вам нужно это вдохновение, чтобы управлять своей страстью. Не ждите разрешения или идеальных обстоятельств. Просто идите и пишите.

Примечание: Это не значит, что вы идёте писать драфт без какой-либо подготовительной работы. Это означает, что вы должны погрузиться в процесс разработки, визуализации, ресёрча и всего остального, что вам нужно сделать, чтобы не просто написать сценарий, а написать его хорошо.

Бездействие хуже неудачи или оплошности

“Я бы предпочел писать, чем тратить своё время впустую, потому что это всегда приводит к чему-то хорошему. Работая в творческой сфере достаточно долго, я знаю, что бездействие более вредно, чем трата времени на то, что никуда не ведёт. Творческий процесс - это процесс создания. Есть вещи, которые я делал раньше в своей карьере и которые сейчас только находят свой выход."

Концепция, сценарий, последовательность, сцена или персонаж, которые в конечном итоге не работают на странице, всегда могут появиться в ваших будущих проектах. И именно поэтому вам всегда нужно развиваться и писать, чтобы поддерживать свой творческий ум активным. Бездействие гораздо хуже, чем написание вещей, которые возможно не состоятся, но дадут вам большой опыт.

Носите записную книжку или используйте свой смартфон для записи концепций и идей, которые у вас появляются. Если вы находитесь в промежутке между написанием сценариев и ещё не определились со следующим, делайте заметки о том, что происходит в вашем уме, когда вы пытаетесь понять, что писать дальше. Концепции, истории и персонажи, которые сейчас никуда не ведут, могут стать ответами на ваши проблемы через несколько лет.

-3

Писать для кино и сериалов - это не то же самое, что писать роман

"К сожалению, как правило, вам приходится ждать, пока то, что вы написали будет снято… До тех пор, пока вы не увидите, как ваш материал проходит через процесс редактирования и переписывания, затем проходит пост-продакшн и попадает на большой экран, вы на самом деле не имеете полного представления о том, что такое написание для кино или тв.”

Хотя это обидно для сценаристов без фильмографии, всё же есть крупица информации, которая может принести пользу начинающему сценаристу. Писать для кино и тв - это совсем не то же самое, что писать роман. Когда вы пишете роман, издатель не редактирует его, чтобы реализовать своё собственное видение вашей истории. Они существуют, чтобы реализовать ваше видение.

С другой стороны, кино - это среда сотрудничества. И, в конце концов, это режиссёрская среда. Она начинается только с написанного слова. Чем скорее сценаристы это поймут, тем лучше. Вы можете подготовиться к карьере и научиться воспринимать заметки, данные вам продюсерами, редакторами и режиссёрами, в гораздо более позитивном ключе. Это сотрудничество. Осознание и понимание этого поможет вам легче принимать обратную связь.

Телевидение - это авторская среда. Создатель сериала и шоураннер - авторы. И у них есть авторская комната, которая работает на них.

Когда вы пишете, будьте готовы научиться обращаться с заметками и отзывами.

Начните писать, прежде чем ваш мозг будет загружен рутиной

"То, что я сейчас понял, - это то, что нужно писать до того, как полностью проснусь. Другими словами, до того, как нужно будет ответить на письма, до того, как ваш мозг будет загружен новостями этого дня. Это состояние, где ваш разум ещё чистый и достаточно продуктивный, чтобы выполнить работу.”

Как мы знаем, отвлечений в этом мире предостаточно. Новый способ письма Фавро - это писать утром, пока повседневная жизнь не встала на пути.

Когда вы пишете, вам нужно ограничить от себя как можно больше отвлекающих факторов. Отключите все посторонние вещи, уведомления или выключите телефон. Другой вариант заключается в том, чтобы просмотреть ваши электронные письма, текстовые ответы и звонки, прежде чем вы сядете писать. Тем не менее, Фавро делает вывод, что в его жизни предварительная обработка этой информации заставляет ум блуждать и отвлекаться.

Что делать с "писательским блоком"? Писать!

“Есть трюк, который я первоначально использовал для писательского блока, когда вам нужно написать какую-то ерунду, несколько страниц ерунды. Просто сядь и пиши. Самое трудное - не думать о качестве текста, но вы уже пишите. Вот как ты это работает. Это легче сказать, чем сделать. Но единственный способ писать - это писать.”

Это простое решение — писать через силу. Если вы решили остановиться и ждать вдохновения, это плохая привычка. У профессиональных писателей нет времени на писательский блок. Когда ты профессионал, у тебя есть дедлайн. Самое лучшее, что вы можете сделать, - это научиться писать как профессионал. Ставьте себе профессиональные дедлайны.

  • 6-8 недель для первого драфта
  • 2 недели для каждого драфта после

Когда вы попали в трудное место в вашем сценарии, напишите первые мысли или пропустите его. Вы всегда можете обновить этот раздел на этапе переписывания. Просто напрягите мышцы.

-4

Автор статьи: Кен Миамото

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.