Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Корабль «Святой Александр» — незнаменитое кораблекрушение

В российской морской истории, пожалуй, трудно найти корабль с более короткой и несчастливой судьбой, чем 66-пушечный корабль Черноморского флота «Святой Александр». Выйдя в открытое море
22 сентября 1786 года в 7 ч по полуночи, он уже на следующее утро,
23 сентября, в начале 5-го часа наскочил на каменный риф у мыса Тарханкут. В течение нескольких часов команда безуспешно пыталась снять его с мели. Когда стало ясно, что все усилия тщетны, экипаж
в шлюпках переправился на берег, а усилившееся волнение превратило корабль в груду обломков.

Западная часть Крымского полуострова и мыс Тарханкут, в районе которого потерпел  крушение 66-­пушечный корабль «Святой Александр». Фрагмент карты 1785 года
Западная часть Крымского полуострова и мыс Тарханкут, в районе которого потерпел крушение 66-­пушечный корабль «Святой Александр». Фрагмент карты 1785 года

Мысль найти место крушения «Святого Александра» появилась, когда автору этих строк в начале 1990-х годов довелось работать в Центральном государственном архиве военно-морского флота (теперь РГАВМФ)
с документами по совсем другому кораблекрушению.
Изучение материалов расследования «разбития у Тарханова кута» корабля «Св. Александр» оказалась увлекательнейшим занятием, поскольку позволило не только «вычислить» место крушения, но и узнать много нового об интереснейшем периоде становления и развития
Черноморского флота. Кучук-Кайнарджийский мирный договор, завершивший Русско-турецкую войну
1768–1774 годов, закрепил завоевания русского оружия в северном Причерноморье. К России отошли турецкие крепости Еникале и Керчь, крепость Кинбурн, расположенная на одноименной косе при выходе из Днепровско-Бугского лимана, а также часть территории между устьями Днепра и Буга. Проще говоря, Российская империя вышла на Черное море, чем нанесла Османской империи тяжелый удар.

Было очевидно, что последняя, оправившись от последствий войны,
в скором времени попытается вернуть утраченные в Северном Причерноморье позиции. А значит, Россия крайне нуждалась в том, чтобы как можно быстрее построить на Черном море полноценный флот («
вторую руку» Потентата, как говорил Петр I), который, несмотря на все старания А. Н. Сенявина, в условиях мелководья Дона и Таганрогского залива создать к 1774 году так и не удалось.

С заключением указанного мира такой шанс появился. Государственный Совет еще до окончания войны обратил внимание на Днепровский лиман, пригодный для создания центра судостроения и базы Черноморского флота. В
декабре 1775 года последовал высочайший указ в адрес Адмиралтейств-коллегии, в 12 статьях которого содержались основные положения по созданию морских сил в лимане. В отношении судов, которые должны были составить ядро будущего российского флота
на Черном море, в указе говорилось достаточно конкретно: не менее
20 «
военных больших судов» с «надобными для них мелкими».
Что касается ранга и типа «
больших судов», он окончательно определен
не был. Предварительные промеры лимана и значительного участка Днепра, проведенные в
1775–1776 годах, убедили Адмиралтейств-коллегию в возможности строительства здесь 60-пушечных кораблей.
Тем не менее правительство продолжало надеяться, что при «
надлежащей аккуратной вымерке» глубин можно будет содержать в лимане
66-пушечные корабли, «
ежели не в полном, то хотя бы с большим облегчением груза».
Общее руководство строительством флота согласно государственному рескрипту от
мая 1778 года отдавалось на попечение новороссийского генерал-губернатора князя Г. А. Потемкина. Для руководства постройкой эллингов Адмиралтейств-коллегия отрядила своего представителя генерал-цейхмейстера и флота генерал-поручика И. А. Ганнибала. Решение вопроса о местоположении верфей и порта Екатерина II предоставила заинтересованным сторонам — Адмиралтейств-коллегии
и князю Потемкину; однако, независимо от того, где это место будет избрано, оно должно «
именоваться город Херсон».

66-­пушечный корабль «Слава Екатерины»
66-­пушечный корабль «Слава Екатерины»

Первый 60-пушечный корабль, названный в честь императрицы «Святая Екатерина», был заложен на новой верфи 26 мая 1779 года. Его закладка производилась под наблюдением опытного корабельного мастера
В. А. Селянинова, специально направленного из Петербурга в Херсон
в
феврале 1779 года. Он и сообщил позднее в Адмиралтейств-коллегию свое мнение о возможности постройки на верфи кораблей 66-пушечного и даже 74-пушечного ранга, что вызвало большой интерес в Санкт-Петербурге. Дело в том, что по данным, поступавшим из различных источников, ядро турецкого флота на тот период составляли корабли, несшие на борту от 46 до 58 пушек. По состоянию на 1779 год их число достигало двух десятков, поэтому понятно стремление Екатерины II достичь в этом вопросе равновесия, а при возможности и определенного преимущества.
В
октябре 1779 года вице-президент Адмиралтейств-коллегии
И. Г. Чернышев поручил Селянинову проверить достаточность глубин для проводки таких кораблей через днепровское устье и при выходе
из лимана в море. На протяжении нескольких месяцев в правительстве обсуждался вопрос о постройке в Херсоне кораблей более крупных,
чем «Св. Екатерина», который в итоге был решен в пользу 66-пушечных. Вернувшийся из очередной поездки в столицу И. А. Ганнибал привез
в Херсон чертеж нового 66-пушечного корабля, на котором стояла короткая резолюция «Строить посему. Екатерина».
Предположительно, проект этого корабля для Черноморского флота разработал корабельный мастер А. С. Катасанов, косвенным подтверждением чему является письмо И. Г. Чернышева генерал-интенданту М. И. Рябинину от
8 мая 1780 года.

Результаты сравнения сохранившихся в РГАВМФ конструктивных чертежей 66-пушечного корабля «Победоносец», строившегося
А. С. Катасановым по его собственному проекту в Санкт-Петербурге,
и 66-пушечного «Слава Екатерины» — головного в первой серии черноморских кораблей такого ранга, позволяют с большой долей уверенности говорить об их однотипности. Анализ всего списка строившихся в данный период в Санкт-Петербурге аналогичных кораблей приводит к выводу, что для Черноморского флота мог быть выбран именно новейший по тому времени проект 66-пушечного корабля
А. С. Катасанова.
К началу лета
1780 года на Херсонской верфи подошло к завершению строительство двух эллингов, на которых 7 июля и заложили два первых 66-пушечных корабля нового проекта № 1 и № 2, впоследствии получившие имена
«Св. Павел» и «Слава Екатерины». Заложенные
28 июня следующего года корабли № 3 и № 4 наименовали в день спуска соответственно «Мария Магдалина» и «Св. Александр».
Пятым и завершающим в первой серии 66-пушечных кораблей стал «Владимир». Их основные размерения (длина по нижней палубе 48,77 м, ширина без обшивки 13,5 м, глубина интрюма 5,8 м) — соответствовали штатному адмиралтейскому положению о кораблях данного ранга. Закладкой и постройкой 66-пушечных кораблей руководил корабельный мастер С. И. Афанасьев, переведенный из Донской экспедиции на место
В. А. Селянинова, отозванного по требованию И. А. Ганнибала в Петербург за отклонения, допущенные при постройке «Святой Екатерины» (в итоге так и не спущенного на воду и впоследствии разобранного по ветхости).

Русский 66­-пушечный корабль XVIII века. Современная иллюстрация
Русский 66­-пушечный корабль XVIII века. Современная иллюстрация

Корабль «Святой Александр» сошел на воду 11 апреля 1786 года,
а уже 5 июля отправлен рекою от верфи через мелководные места
в Днепровский лиман. Командиром корабля был назначен капитан
2 ранга Д. А. Доможиров — опытный моряк, в
1768 году окончивший Морской шляхетский кадетский корпус, участник Русско-турецкой войны
1768–1774 годов. Он имел серьезный опыт плаваний в Архипелаге,
на Балтийском и Белом морях. По выходу в лиман «Св. Александр»

13 июля 1786 года
привели на камелях к Глубокой Пристани, где на следующий день он был освобожден от камелей корабельным подмастерьем Мальцевым.
В «Кратком экстракте», выписанном из корабельных журналов
«Св. Александра» и приобщенном к материалам расследования крушения корабля, по часам зафиксирован весь его недолгий путь. Для достройки
и оснащения он находился в лимане в разных местах против пристани
и мыса Станислава до
28 августа. Затем, снявшись с якоря и подняв паруса, пошел к Кинбурну для приемки остального груза и снаряжения
с сопровождавших его транспортных судов.
К
18 сентября было загружено: чугунного балласта 15 522 пуда (248,4 т), песчаного — 4112 пуда (65,8 т), муки ржаной для отправки в Севастополь 1639 четвертей. В итоге осадка корабля в грузу составила: ахтерштевень — 20 футов 6 дюймов (6,2 м); форштевень — 18 футов 10 дюймов (5,7 м); дифферент на корму — 1 фут 8 дюймов. В течение нескольких дней встречные ветра не давали возможности продолжить плавание. В начале седьмого часа пополуночи 22 сентября 1786 года при благоприятном направлении ветра от NNO, подняв паруса, «Св. Александр» наконец вышел в открытое море и взял курс на Севастополь.

23 сентября погода стала пасмурной. Под марселями корабль прошел мыс Гаджибейского маяка, который запеленговали, определив свое местоположение в море. С этого времени держали курс SSO и вели вычисления офицеры и штурманы, лот бросали непрерывно. С третьего часа исчез с поля зрения Гаджибейский маяк на румбе NW 25° 00”. Местоположение корабля с помощью обсервации, по причине облачности, определить было невозможно. По лоту и лагу вычисленная скорость течения составила от NO до SW по пол-узла, что учитывалось
в счислении курса.
В 4 ч утра корабль шел в направлении SO, глубина по лоту составляла
15 саженей (27,45 м), грунт илистый. В 4 ч пополуночи, согласно вычислениям, берег Тарханова Кута должен был отстоять на расстоянии 35 верст (37,34 км или 20,2 мили). Волнение моря усиливалось все больше, полная темнота и облачность не давали возможности сориентироваться. В начале пятого часа глубина по лоту составляла
19,5 саженей (35,7 м), а дальше при его бросании в половине пятого часа лотлинь запутался возле борта корабля. В то же время с левой стороны против крамбола была замечена «
высокость, похожая на землю»,
но выяснить из-за темноты и дальности расстояния, берег это или облака, не представилось возможным.
Далее события разворачивались стремительно...
Продолжение следует ...

© О. А. Золотарев
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №61/2011
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut