Найти тему
Хочу 100 000 просмотров

8 советов от копирайтера, как написать классный текст

Оглавление

Меня зовут Антон. Я уже 10 лет в копирайтинге.

Писал сценарии, слоганы, креативные концепции, статьи, обзоры, посты в Инстаграм, лендинги и дофига ещё всего.

И сегодня я попробую рассказать, как быстро и хорошо писать тексты.

Вот видеоролик. Но если вам лень смотреть, то ниже все это текстом.

Но сначала — важная вещь, которую нужно уяснить.

На самом деле, всем абсолютно плевать, как вы пишете.

Вы можете быть самым безграмотным человеком во вселенной. Вы можете с трудом связывать слова в предложения. Но если вы будете писать что-то интересное, полезное, уникальное — вас будут читать.

Взять Библию, например. Она написана сложным языком. Там нужно просто продираться через текст, чтобы понять смысл. Однако это самая популярная книга планеты. И уже пару тысяч лет держится в топе.

Так что если вы хотите связать свою жизнь с написанием текстов, то я вынужден разочаровать вас. Как разочаровался сам лет эдак 15 назад. Никому не интересны ваши лексические и стилистические выкрутасы. В первую очередь мысль — во вторую упаковка.

Никто никогда не читает текст, потому что он хорошо написан. Люди хотят либо развлечься, либо узнать что-то полезное для себя. На себя деле, все чуть сложнее — но все равно вертится именно вокруг этих двух вещей.

Выполнение одной из этих функций — 80% успеха текста. Если там все ок, можно поработать над оставшимися 20%.

1. Практика

Вы здравый человек и прекрасно понимаете, что вот так, посмотрев пару видосов и прочитав пару статей, вы не научитесь хорошо писать.

Для этого нужна практика. Пишите всякие статьи, продающие тексты, лайны и саблайны к ним. И где-то через пару лет вы поймете, что пишите ужасно.

Точнее, вы поймете, насколько вы ужасно пишите. А это уже будет первый шаг к тому, чтобы начать писать хорошо.

Это такой общий совет. Точнее, не совет, а констатация очевидного факта. Но давайте к конкретике.

2. Определитесь с целью текста

Если вы пишите просто так, то и польза вам от него будет просто так.

Например, текст, который я вам сейчас пишу, нужен для того, чтобы продолжалось развитие моего канала. Чтобы вы заинтересовались и подписались.

Тогда канал начнет уже наконец приносить какую-то прибыль. И рано или поздно я стану сказочно богатым.

КСТАТИ, НЕ ЗАБУДЬТЕ ЛОЙС И ПОДПИСКУ

3. Запишите идею в одном предложении

Один текст — одна мысль. Когда вы пишите обо всем, то вы пишите ни о чем.

Конечно, здорово, если у вас есть еще какая-то крутая информация, какой-то факт, и вы хотите усилить свой текст при помощи этого. Но это сделает только хуже.

Напишите свою мысль в одном предложении, а потом используйте минимальное количество слов для ее раскрытия.

Например, если я в этом материале про то, как писать хорошие тексты, еще внезапно приплету, например, сколько можно заработать на копирайтинге...
То вы спросите “Чооо”?

Так не надо!

Стремитесь к простоте и ясности. Не накручивайте и не усложняйте.

Если мысль донесена за один абзац, ограничьтесь одним абзацем.

Знаете, это как вбить в гугле “сколько варить яйца”.

Вам расскажут историю яйцеварения, сакральный смысл курочки рябы, поведают, какие птицы какие яйца несут… И только где-то в конце страницы, минут через 10 вы наконец найдете ответ на свой вопрос.

Подбирайте те факты и детали, которые будут раскрывать мысль и усиливать ее. Именно поэтому хорошие редакторы так любят все вычеркивать.

4. Не пишите о себе

Если вы еще не суперзвезда, то, что вы там думаете — никому не интересно... кроме вашей мамы и пары родственников и друзей.

Когда читатель открывает ваш текст, он хочет, чтобы там было про него. Чтобы он получил полезные знания, которые потом сможет применить. Чтобы прочитал сплетню, которой мог бы поделиться. Или шутку, чтобы потом рассказать ее в курилке.

Но если вы не можете ответить на вопрос, кому и зачем это может понадобиться… то и текст получится не очень.

Это не значит, что не надо рассказывать свои мысли. Просто каждой мысли нужно доказательство, почему ваш читатель должен посчитать ее ценной.

Например, мое доказательство сейчас в том, что я в копирайтинге 10 лет.

А почему должны послушать вас? Объясните это читателю.

5. Больше глаголов. Больше действия.

Вот вы когда читаете книгу — вы ведь тоже не особенно вчитываетесь в описания. Просто перескакиваете к следующему абзацу.

А вот эти внутренние монологи героев. Насколько они мучительны. ООООО!

Если вы не Толстой — не надо запариваться с описанием дуба. Просто дуб и все.

Нет, если вы пишите художественное произведение — то ради бога! Пишите то, о чем считаете нужным и как считаете нужным.

Но в остальных случаях — не надо писательского мастерства. Не надо экзистенциальных переживаний. Просто дайте людям движущуюся картинку. Пусть это будет кино, которое появится в голове.

Не пишите, что товар хорош. Пишите, как люди им пользуются. Не пишите, что мир сошел с ума — расскажите, как он сходит с ума. А уж выводы читатель сделает сам. Он справится!

6. Продумывайте план

Хотя бы даже в голове, но вы должны понимать, где и про что вы будете говорить.

Есть несколько варрантов конструкций текста.

Списком — это как вот этот вот этот материал. Как научиться хорошо и быстро писать. И пункты 1-2-3.

Двухчастный — это как шутка или анекдот. Сетап и панчлайн. Рассказываете какую-то историю — помните про действия и глаголы — а затем выворачиваете это к выводу.

Так делаются сценарии для рекламных роликов и продающих постов. То есть сначала даете некий сюжет — а затем через него выходите на продажу товара или какую-то интересную мысль.

Трехчастный — это усложненный двухчастный. То есть вы идете по аристотелевской структуре. Только вместо героя повествования должен быть читатель.

Сначала он думает вот так. Потом происходят какие-то перипетии — то есть некая аргументация. В идеале, вы рассказываете ее опять же через истории. И в конце читатель должен прийти к какой-то мысли, отличной от того, что он думал в начале.

Это может быть действительно какая-то мысль, если вы просто пишите статью. А может быть желание купить товар, если это продающий текст.

На самом деле, у продающих текстов может быть побольше вариантов структур. Но о них в другой раз.

7. Максимально проработайте начало

Пару лет назад я бы и сам не поверил, что буду советовать такое. Но учитесь кликбейтным заголовкам.

Пугачева бросила Галкина, когда увидела, что он…

Разумеется, не надо писать такие паршивые и шизофренические тексты. Но нужно уметь подцеплять внимание читателя.

Чтобы он отреагировал: Так! Так! Чегооооо?

Ищите возможность зайти в текст максимально интересно и цепляюще!

8. Редактируйте

Написали текст — ложитесь поспать. Наутро вы выловите в нем дофига всяких повторов и всяких мутных стилистических конструкций.

Но помимо этого учитесь изгонять из текста следующие вещи.

  1. Канцелярит. Это когда вместо фразы “подметайте улицы” вы пишите “Позор срывщикам кампании за борьбу по выполнению плана организации кампании борьбы за подметание улиц”.
  2. Избитые метафоры и другие клише. Это когда вы пишите фразы типа “разлетаются, как горячие пирожки”, “время, как песок сквозь пальцы”, “пролетел, как фанера над Парижем” и так далее.
  3. Бессмысленные слова. Это слова типа “необходимо добавить”, “очевидно” и так далее.
  4. Ненужные усилители. Типа “максимально”, “практически”, “совершенно”.

А еще не выдавайте какую-то мысль за догму. “Очевидно, что песни Ольги Бузовой не пользуются популярностью в России”. “Испокон веков, Макдональдс является фастфудом номер 1”.

“Говорят в Москве кур доят!”

Сокращайте, убивайте все лишнее, пишите просто и по существу. Вы должны быть для читателя приятным и умным собеседником. Не считайте читателя за идиота. Но и не пытайтесь прослыть заумным.

Используйте лапедарные слова и выражения.

И не используйте слова вроде «лапедарный»