Найти тему

Наш любимый вкусный пончик может спасти человечество

Оглавление

«То, как мы думаем и преподаем экономику с XIX века, устарело, - говорит английский экономист Кейт Раворт в своей книге « Теория пончика » (Plon, 2018). Для более справедливой экономики и более бережного отношения к экосистемам следует применять принципы пончика. Пояснения.

Сравнивая макроэкономическое функционирование наших обществ со сладким пончиком, эта идея может показаться абсурдной. Однако Кейт Раворт громко и ясно заявляет: «Пончик - это радикально новый компас, который будет направлять человечество в этом столетии» . Более того, именно благодаря этому новому имиджу мы сможем реагировать на социальные и экологические проблемы, начиная с сегодняшнего дня. Как? »Или« Что? Перерисовывая основные макроэкономические теории и переосмысливая их цели.

Пересмотр макроэкономики

Пончик, лежащий на листе бумаги, представляет собой прежде всего два концентрических кольца . Внутреннее кольцо представляет собой социальную основу наших обществ . Внешнее кольцо, экологический потолок нашей планеты . «За внутренним кольцом - социальной основой - лежат серьезные человеческие лишения, такие как голод и неграмотность. За внешним кольцом - экологическим потолком - лежит критическая деградация планеты, проявляющаяся в изменении климата и утрате биоразнообразия. Между этими двумя кругами находится бублик, то есть пространство, в котором мы можем удовлетворить потребности всех в пределах возможностей планеты. По мнению Кейт Раворт, человечество в 21 веке должностремитесь оставаться между двумя границами . Не преступая их ни с одной, ни с другой стороны. И это безотлагательно, потому что между изменением климата и усилением неравенства мы уже переступили через эти два маяка.

Рассматриваемый антропоцен

Во многих отношениях мир может показаться нам лучше, чем был когда-то. За последние шестьдесят лет благосостояние людей значительно улучшилось. Продолжительность жизни увеличилась благодаря достижениям медицины. Число людей, живущих в крайней нищете, уменьшилось по сравнению с предыдущими столетиями. Доступ к питьевой воде и санитарии расширился в некоторых из беднейших стран.

Тем не менее, человеческая деятельность теперь видна в геологических слоях нашей планеты. Хуже того, эти потрясения привели нас в новую геологическую эру. Одни исследователи говорят об антропоцене , другие - о капиталоцене. Идея о том, что процветание наших обществ может быть построено на бесконечном запасе ресурсов , привела к бедствиям , включая изменение климата , сокращение биоразнообразия и закисление океанов. По словам астрофизика Орелиена Барро: «Человек реализует крушение системы планеты Земля».

Обеспокоенность многих наблюдателей также выражается в увеличении неравенства . Даже сегодня 1% населения мира имеет больше богатства, чем остальные 99% вместе взятые. По данным неправительственной организации Oxfam, в 2018 году 26 миллиардеров владели как беднейшая половина человечества. А рост мирового населения, который, как ожидается, к 2050 году достигнет 10 миллиардов человек, по данным ООН, предполагает, что эти вызовы будут становиться все более решающими.

Научитесь разучиваться

Если великие экономические теории всегда играли центральную роль в ответах на вызовы человечества, они не исправляли полностью беспорядки в нашем мире. Иногда даже акцентировали их. Таким образом, пончик Кейт Раворт - это не просто набор инструментов, а инструмент для того, чтобы подвергнуть сомнению доминирующее видение и очистить сознание людей от определенных предубеждений . Что касается экономики, « мы прививаем гражданам 2050 года видение, основанное на учебниках 1950 года, которые сами основаны на теориях 1850 года », - подчеркивает экономист. «Учитывая быстрое развитие двадцать первого века, это рецепт катастрофы».

Итак, мы должны научиться разучиваться. Подвергните сомнению якобы убедительную идею о том, что благополучие человечества сводится к экспоненциальной кривой, направленной вверх . Подвергните сомнению идею о том, что неограниченный рост должен быть целью экономической политики. Подумайте об индикаторах и задайте вопросы определенным тотемам. Должен ли ВВП быть альфой и омегой для измерения благосостояния нации? Действительно ли человек - рациональный экономический агент? Экономика и экология несовместимы? Для Кейт Раворт очень важно задать эти вопросы. Новости подтверждают это каждый день. И в свете этих наблюдений сам факт воображения новых моделей становится жизненной необходимостью.

Рост: становление агностиком

Этот диагноз Кейт Раворт делится с американским изобретателем и футуристом Ричардом Бакминстером Фуллером . Еще в 1960-х годах он утверждал, что «не борясь с существующей реальностью, мы меняем ситуацию. Чтобы что-то изменилось, вы должны построить новую модель, которая сделает существующую модель устаревшей ».

Следовательно, чтобы «попасть в бублик», необходимо выйти из абсолютной зависимости от идеи роста . В этом отношении даже предпочтительнее «стать агностиком», - заключает она . То есть осознать тот факт, что экономика может процветать, независимо от того, идут ли кривые вверх, стагнируют или падают. Очевидно, что сложно полностью детоксифицировать определенные параметры, например, динамику ВВП. Но очень важно добиться успеха в изменении мышления по этому поводу. Фактически, переменная ВВП обуславливает наше представление о прогрессе. Но, по ее словам, «чтобы измерить благосостояние, мы должны придерживаться простых вопросов. Может ли население удовлетворить свои основные потребности? Не приводит ли это к превышению экологического потолка? С этой точки зрения тот факт, что ВВП растет или нет, больше не вызывает беспокойства. "

В конце концов, компас пончика указывает на общество, в котором экономика больше не добывающая, а регенеративная . Где природа будет рассматриваться не как бесконечный резервуар ресурсов, а как наставник, к которому нужно прислушиваться и подражать . Где новые технологии позволят распространять знания и богатство открытым и распределительным образом .

Он указывает на конкретные пути преобразования. И предлагает нам ясное, не слишком оптимистичное или чрезмерно пессимистическое видение мира в его становлении.

Наука
7 млн интересуются