Найти в Дзене
Круто об искусстве

Александр Дашевский - одна из звёзд питерского contemporary art.

Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.
Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.

Язык его коммуникации - живопись, которая, став трехмерной, в последнее время сошла с галерейных стен и обосновалась в пространстве рядом со зрителем.

Это та самая облупившаяся штукатурка или советская плитка, которую он писал в далеких 2000-х. Она просто обрела новую форму, но продолжает также от любой нестабильности (а ее в нашей реальности более чем достаточно) сыпаться на пол.

Александр Дашевский, из серии "Бассейны", 2009.
Александр Дашевский, из серии "Бассейны", 2009.

Сегодня на связи Петербург в лице АЛЕКСАНДРА ДАШЕВСКОГО (1980).

С Сашей мы познакомились в далеком 2015 (или 2014, точно не помню) году. Один крупный коллекционер, у которого я на тот момент работала, хотел приобрести очередную его работу. Так я оказалась в мастерской на заводе Красный треугольник (местечко так себе, я вам скажу - настоящий артхаус)...

...А узнала о нем я еще будучи студенткой, когда наш преподаватель по кураторскому (или галерейному) делу, Глеб Ершов, отправил нас в рейд по всем галереям Питера, чтобы мы выбрали одну и написали рецензию на выставку, которая на тот момент там проходила. Как сейчас помню: я шла по улице Жуковского и мне на глаза бросилась стильная черная надпись "Anna Nova Gallery".

Конечно, я туда вошла и, как говориться, с порога увидела какие-то почтовые ящики, явно написанные на холсте. Но холст этот словно распадался на части. Это были маленькие холстики, каждый размером с натуральный почтовый ящик какой-нибудь типичной хрущевки, как пазл, собранные на белой стене галереи.

Александр Дашевский, из серии "Частичные утраты", 2013.
Александр Дашевский, из серии "Частичные утраты", 2013.

Такая предметно-живописная деконструкция (все по заветам Дерриды), когда сперва тебе чудится абстракция, а потом явно видится конкретика, когда сперва живопись опережает смысл, а потом явно отстает от него.

Это была серия "Частичные утраты" (2013) Дашевского. И в ней было много всего: и совковые вентиляторы, лестницы, лампы дневного света, люди той эпохи, унылые и безликие, как фантомы. Все эти артефакты того времени Дашевский сделал на холстах, но не стандартных, а вырезанных по форме той лестницы или того человека в черном пальто - история (или истории) про память и про современность, вернее про наше, то есть современное отношение к этой памяти.

Александр Дашевский, из серии "Частичные утраты", 2013.
Александр Дашевский, из серии "Частичные утраты", 2013.
Александр Дашевский, из серии "Частичные утраты", 2013.
Александр Дашевский, из серии "Частичные утраты", 2013.
Александр Дашевский, из серии "Частичные утраты", 2013.
Александр Дашевский, из серии "Частичные утраты", 2013.
Александр Дашевский, из серии "Частичные утраты", 2013.
Александр Дашевский, из серии "Частичные утраты", 2013.

А начинал Дашевский вполне себе с традиционных холстов - это, например, такие серии как "Дибенкорн в Пулково" (2008; совершенно замечательные ярко зеленые вещи, отсылающие к творчеству американского художника Ричарда Дибенкорна) и "Бассейны" (2009), которые, волей-неволей конечно же отсылают нас к бассейнам Хокни, правда, с одной большой разницей: пространство Дашевского покинуто и, возможно, забыто человеком, и тут он ближе к Ансельму Киферу, который тоже про оставленность, про память и про историю... правда, история у каждого своя. У Дашевского - это советская ржавая облупившаяся плитка, которая когда-то была вполне себе ничего, судя по работам Михаила Рогинского. Но то было тогда, не сейчас.

Александр Дашевский, из серии "Дибенкорн в Пулково", 2008.
Александр Дашевский, из серии "Дибенкорн в Пулково", 2008.
Александр Дашевский, из серии "Дибенкорн в Пулково", 2008.
Александр Дашевский, из серии "Дибенкорн в Пулково", 2008.
Александр Дашевский, из серии "Бассейны", 2009.
Александр Дашевский, из серии "Бассейны", 2009.
Александр Дашевский, из серии "Бассейны", 2009.
Александр Дашевский, из серии "Бассейны", 2009.

В 2016 году Дашевский представил серию "Павшие и выпавшие" - продолжение линии, начатой "Частичными утратами". Это тоже такие живописные пазлики, собранные из фигурных холстов, которые, к слову, художник делает сам и это, надо отметить, очень и очень не простой процесс, сколько трудов стоит только натянуть холст.

Александр Дашевский, из серии "Павшие и выпавшие", 2016.
Александр Дашевский, из серии "Павшие и выпавшие", 2016.

И они, "Павшие и выпавшие", а я бы еще добавила "бывшие", уже не совсем про память, а про современность и про человека, живущего в нашей неустойчивой реальности.

Александр Дашевский, из серии "Павшие и выпавшие", 2016.
Александр Дашевский, из серии "Павшие и выпавшие", 2016.
Александр Дашевский, из серии "Павшие и выпавшие", 2016.
Александр Дашевский, из серии "Павшие и выпавшие", 2016.

Нестабильность - это вообще, кажется, то, что больше всего волнует Дашевского. Нестабильность памяти, истории, реальности, искусства. Живописные пазлы недособраны - то ли деталик больше нет, то ли собирать некому.

В 2019 году художник представил "Банду симулянтов / Джей 10", где эти самые фигурные пазлики вдруг сошли со стены и, уверенными по полу шагами, вошли в пространство (на белых стенах галереи они, конечно, тоже остались, частично. У Дашевского с 2013 года все частично).

Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.
Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.
Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.
Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.
Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.
Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.

Помните? Это та самая облупившаяся штукатурка - картина мира, которая распадается на части.

И здесь уже даже нет никакой современности. Только вестерн, который хочет казаться этой современностью, снятый Дашевским, смонтированный Дашевским, им же озвученный, по его же сценарию написанный, одетый в его костюмы и декорации - ковбои, художественные критики, зомби, зрители.

Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.
Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.

Хотя нет, современность все-таки здесь, конечно, есть - это сам Дашевский, который пытается порассуждать на тему проблемы гения (гения, конечно, своего) и мира вокруг, ну и так, между прочим, предлагает поразмыслить о современном искусстве вообще, о его предназначении, проблемах, тесных связях с политикой, дизайном, запросами коллекционеров (короче, рассуждение на тему того, а не шлюха ли этот ваш весь арт, да что уж арт - мир в целом).

Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.
Александр Дашевский, из серии "Банда симулянтов / Джей 10", 2019.