Григорий Александрович Кожевников – выдающаяся и разносторонняя личность. На это указывают направления его научной и общественной деятельности, в которых он достиг широкой известности. Он имеет научные труды в области энтомологии, зоологии, географии, охотоведения, экологии, является основоположником заповедного дела России, первым председателем Всероссийского общества охраны природы (ВООП), много лет избирался профессором Московского университета и ряда других вузов, был директором Зоологического музея.
Григорий Александрович родился в 1866 г. городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской губернии, в семье потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии. У него было два старших брата: Владимир, русский философ и историк культуры и Дмитрий, ботаник. В честь Д.А. Кожевникова были названы следующие виды растений: Carex koshewnikowii Litv. – осока Кожевникова и Scirpus koschewnikowii Litv. – камыш Кожевникова.
После смерти отца с 1875 г. семья переехала на жительство в Москву, в 1884 г. Григорий Александрович закончил с золотой медалью первую Московскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. После окончания университета с 1897 года работал в Зоологическом музее университета. С 1905 по 1929 гг. – директором музея. С 1904 года Г.А.Кожевников стал профессором и заведующим кафедрой зоологии беспозвоночных Московского университета.
Г.А.Кожевников является крупным специалистом области биологии пчел. В 1890 г. в трудах Общества любителей естествознания была опубликована его статья «Строение органов размножения трутня». Иллюстрации органов размножения трутней до сих пор воспроизводятся в книгах по пчеловодству во всем мире по его рисункам. Он впервые объяснил наличие большого количества трутней в семье пчел – стремлением избежать близкородственного скрещивания. Матка должна скреститься с трутнем из другой, максимально неродственной семьи на большом расстоянии от своего улья. Он доказал, что никакой другой функции, кроме обеспечения размножения других пчелиных семей, трутни в семье пчел не выполняют. В 1900 году была опубликована его магистерская диссертация «Материалы по естественной истории пчелы». Докторская диссертация Кожевникова была посвящена вопросам происхождения полиморфизма медоносной пчелы – «Явление полиморфизма у пчелы и других общественных насекомых». Он открыл переходные формы между маткой и рабочей пчелой.
Более 10 лет Кожевников заведовал Измайловской пасекой в Москве, где проводил не только исследовательскую, но и педагогическую работу. На пчеловодных курсах читал лекции по анатомии пчел, ботанике, химии меда и воска, технике пчеловодства и др.
Г.А.Кожевников опубликовал несколько книг и статей, из которых наибольшей известностью пользуются «Как живут и работают пчелы» (1929) и «Естественная история пчелы» (1931). Эти работы актуальны и по сей день. Он являлся постоянным участником пчеловодных конференций, съездов, где пропагандировал пчеловодство не только для получения меда и воска, но и для опыления растений. Г.А.Кожевников был разносторонним ученым, но основной специальностью все же оставалось изучение биологии домашней пчелы и развитие пчеловодства.
Г.А.Кожевников стоял у истоков российской эпидемиологии, был инициатором и организатором изучения биологии малярийного комара и других насекомых – переносчиков различных заболеваний. Со своими учениками И.И.Месяцевым и Л.А.Зенкевичем в 1909-1914 годах изучал фауну Баренцева моря, в 1920 году участвовал в организации Плавучего морского института, который территориально находился в Зоологическом музее до 1931 года.
Г.А.Кожевников был основоположником природоохранного движения еще в дореволюционной России, одним из создателей Сухумского обезьяньего питомника. На различных конференциях, съездах, выступал с предложением о необходимости создания заповедных участков для охраны природы. Им были разработаны основные принципы функционирования заповедников. Григорий Александрович представлял Россию (вместе с ботаником И.П.Бородиным) на первой Международной конференции по охране природы в Берне (1913) и был одним из организаторов и первым председателем ВООП (с 1924).
Г.А.Кожевников известен еще и тем, что в 1908 г. в Косине организовал Косинскую лимнологическую (биологическую станцию) Московского общества испытателей природы. Она просуществовала до 1941 года, после чего по решению властей была закрыта. Кожевников долгое время был ее заведующим (1923-1933) и редактором научного журнала «Труды лимнологической станции в Косине», который выходил на русском и немецком языках. Эти труды до сих пор сохраняют свою научную значимость.
В настоящее время Косино является одним из районов Москвы. А сто лет назад это было сравнительно тихое и глухое место, куда в основном приезжали охотники и грибники. Сравнительная близость от Москвы и сочетание на небольшом пространстве трех разнотипных водоемов (озера Белое, Черное и Святое) привлекали внимание ученых. Гидробиологические исследования этих озер начались еще в 1888 г. под руководством профессора Московского университета Н.Ю.Зографа.
На Косинских озерах впервые начались исследования, связанные с эвтрофированием озер. Исследования российских лимнологов («лимнос» с греч. – озеро) намного опережали зарубежные работы в этом направлении.
Вот так выглядела Косинская биологическая станция на почтовой открытке.
В 1918 г. было принято решение о подчинении территорий «лечебной важности», к которым отнесли и Косинские озера, Наркомату здравоохранения. Деятельность Косинской биостанции стала финансироваться из государственного бюджета. На нее возлагались проведение исследовательских работ в области гидробиологии, проведение летней практики студентов Московского университета, просветительской деятельности, организации экскурсий и чтение лекций.
В 1923 году территория Косинских озер (54 га) была включена в список первых заповедников СССР (наряду с Астраханским, Ильменским, Пензенским, Кавказским и Крымским заповедниками). Косинские озера и окружающие их болота объявлялись заповедными.
На Косинской биологической станции был организован постоянно действующий научный семинар, который посещали Л.А.Зенкевич (будущий академик), С.А.Зернов (академик), проф. В.В.Алпатов, Г.Ф.Гаузе (его именем назван НИИ по изысканию новых антибитиков РАМН), проф. Б.С.Грезе, проф. С.Д.Муравейский, проф. Б.С.Скопинцев, проф. С.В.Бруевич и многие другие. Большинство перечисленных лиц вошли в учебники, как классики лимнологии и экологии. Исследования на Косинских озерах проводились в содружестве с Н.К.Кольцовым (крупнейший российский генетик) и С.Н.Скадовским (его именем названа Звенигородская биостанция МГУ).
Затем наступили трудные времена для Косинской биологической станции. Когда стало известно о предстоящем решении закрыть Косинскую биостанцию, семь видных ученых во главе с академиками В.И.Вернадским и А.Е.Ферсманом подписали письмо протеста, но оно не было принято во внимание. В итоге Косинская станция в феврале 1941 года была закрыта. Лес вокруг Косинских озер был вырублен. В 1942 году Косинский заповедник прекратил свое существование, а на озере Черное открыли карьер по добыче торфа.
Косино в настоящее время интенсивно застраивается. Антропогенный процесс приводит к эвтрофированию озер. Озера, которые упоминались в летописях, начиная с 1401 г., рано или поздно должны погибнуть, превратиться в зловонные болота. Сотрудники МГУ, которые проводят там исследования, даже в летнее время отмечают в озерах заморные явления.
Эвтрофирование водоемов – это бомба замедленного действия, у которой механизм уже запущен, притом очень давно. Изменения экосистем водоемов становятся видимыми только, когда их восстановление оказывается практически невозможным или трудоемким. Эвтрофирование водоемов распространяется с угрожающей скоростью на всех континентах и стало повсеместным явлением. В настоящее время оно охватывает около 90% всех озер мира, включая крупнейшие из них. Главной причиной антропогенного эвтрофирования водных объектов служит избыточное поступление органических загрязнений и биогенных элементов, создающих возможность ускоренного развития водорослей и прибрежной растительности, интенсификации микробиологических процессов.
Ученые и общественность ратует за восстановление биостанции на Косинских озерах. Пока удалось только установить на озере Белом, недалеко от места расположения Косинской биологической станции, памятную доску, на которой в частности выбито «... В первой половине ХХ века уникальную природу Трехозерья изучали на созданной здесь Биологической станции Московского общества испытателей природы..».