(Mк. 12:28-44)
Какую бы мы ни взяли область жизни, мы обнаружим, что повсюду ведется нескончаемая битва за первенство. Конкуренция есть и в деловом, и в спортивном мире. По-видимому, человеку присуще ненасытное желание достичь предела возможного во всем. Нам хочется знать, какое здание самое высокое, кто из людей самый старый, какая машина самая скоростная и, конечно же, какое государство самое сильное.
I. ЗАДАННЫЙ ВОПРОС (12:28-31)
Поэтому неудивительно, что, ведомый неугасимой человеческой жаждой чего-то исключительного, в один прекрасный день к Иисусу пришел законоучитель, книжник, и спросил: “Мы хотели бы знать, какая из сотен заповедей в Ветхом Завете самая первая и самая великая. Пройдись по всем заповедям и укажи нам ту, которая для нас самая важная”.
То, что Иисус сказал в ответ, является чуть ли не самым великим высказыванием во всей Библии. В Mк. 12:29, 30 Иисус говорит:
«Первая из всех заповедей: “Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею": вот, первая заповедь!»
Это самое главное. Эту заповедь Бог считает наиважнейшей из всех, какие Он когда-либо давал Своему народу. Давайте подробно разберем этот многозначительный отрывок и его поистине основополагающую сущность.
Иисус начал со слов: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим”. Сердце является той нашей частью, которая чувствует, той частью, где находятся наши эмоции. Всепоглощающее, греющее, объединяющее чувство, которое мы испытываем к нашим супругам и детям, исходит от нашего сердца. Наша любовь к небесному Отцу должна возрасти до такой степени, чтобы затронуть наши сердца, наши чувства и эмоции. Наша любовь к Богу никогда не будет такой, какой должна быть, если не будет затрагивать сердце. Право же, истинное христианство - это религия, идущая от сердца.
Он также сказал: “Возлюби Господа Бога твоего... всею душою твоею". Словом душа переведено греческое слово психе. В разных переводах Нового Завета на русский язык, равно как и в разных местах синодального перевода (ср. Лк. 14:26; Ин. 10:11, 15, 17), оно переводится по-разному: и как “душа", и как “жизнь". Например, в Современном Переводе это звучит так: “Не заботьтесь о том, что есть и что пить для поддержания жизни вашей, ни об одежде для тела вашего" (Мф. 6:25); “Нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за друзей” (Ин. 15:13); “Подобно тому, как Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за многие жизни” (Мф. 20:28).
Главное в этих, как и в других, отрывках то, что слово душа часто означает самую жизнь человека - дыхание жизни, если угодно. Во второй части величайшей из всех заповедей Иисус говорит, что наша любовь к Богу должна быть такой сильной, что заставляла бы нас служить Ему всей нашей жизнью вплоть до того, чтобы при необходимости отдать ее за Него. Высший пример тех, кто до такой степени возлюбил Бога всею душою своею, что пожертвовал собственной жизнью за исповедание своей веры, являют собой, конечно, христианские мученики первого века.
Третья часть этой заповеди - мы должны возлюбить Господа Бога нашего всем своим "разумением”, то есть всем своим умом. Мы знаем, что такое ум. Ум - это интеллект, та наша часть, которой мы мыслим. Своим умом вы рассчитываете налоги на доходы. Своим умом вы изобретаете новые устройства и делаете открытия. Когда наши дети ходят в школу, у них развивается ум. Ум - это наша мыслящая часть.
В Новом Завете часто подчеркивается, что мы посвящаем Господу самое лучшее, на что способен наш разум. Мы знаем, что нам надо познавать Божью волю и что это, прежде всего, предполагает работу ума. Вновь и вновь в Писаниях благословляются те, кто всем своим разумом постигает Божье Слово. Помните христиан в Верии? Их похвалил Лука в Деян. 17:11: “Здешние были благомысленнее фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так”. Эти люди призвали весь свой разум и весь свой интеллект, чтобы ежедневно изучать Писание, проверяя даже проповеди вдохновенного апостола. В письме Титу среди требований к старейшинам Павел указывает, что руководителем может быть "держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать". Это под силу только человеку, который использует свой разум, чтобы узнать, что такое здравое учение, чтобы противостоять тем, кто именем Господа учит ложно.
Каждый день христианин должен уделять некоторое время своей Библии. Каждую неделю христианин должен в полную меру пользоваться теми возможностями, которые предоставляют занятия по изучению Библии. Христианин не может считаться по-настоящему исполняющим величайшую из всех заповедей, если он со всей серьезностью не относится к своей обязанности изучать Божье Слово как самостоятельно, так и в группах.
Иисус не случайно не захотел изолировать эту часть заповеди возлюбить Его всем нашим разумом. Он уравновесил ее с другими частями заповеди, объединив любовь к Нему всем разумом с любовью к Нему всем сердцем и душой. Отделение ума от сердца и души приводит к чему-то уродливому и гадкому, абсолютно противоречащему Писанию. Не достаточно просто знать Писание. Мы должны иметь ту глубокую преданность Богу, которую Иисус называет любовью к Нему всем нашим сердцем и самой нашей жизнью.
В этой заповеди Иисус также говорит: “Возлюби Господа Бога твоего... всею крепостию твоею". Крепость, или сила, человека кроется в его способностях, талантах и энергии. Христианство активно, это религия дела. Тот, кто не желает использовать свои способности и таланты в работе на ниве царства Божьего, не годится в ученики Иисуса Христа. Павел сказал в Рим. 12:1, что христианин должен ежедневно приносить свою жизнь в жертву своему Богу. По Ветхому Завету Божий народ приносил в качестве жертвы мертвых животных. В христианстве той жертвой, которую мы приносим Богу, является жертва живая - наша жизнь для Него. Это неотъемлемая часть истинного христианства. Именно трудясь для Иисуса в Его царстве, любя Его всей силой, мы показываем подлинность нашей преданности и верности Богу.
Подозреваю, что, если мы сегодня выйдем на улицу и, ухватив первого встречного за пуговицу, спросим его: “Скажи, друг, в каких самых больших грехах, по твоему мнению, сегодня повинны люди?” - наверное, он подумает минутку, а затем скажет: “Ну, ужасно, когда убивают, отвратительно, когда лгут, воровство омерзительно, и прелюбодеяние - это большой грех". Он назовет все это, и мы согласимся, что это действительно большие грехи. Но могут ли убийство, ложь, прелюбодеяние и воровство быть самыми большими грехами? Если возлюбить Господа Бога всем сердцем, разумом, душой и силой является величайшей заповедью, тогда самый большой грех - это не любить Бога всем сердцем, душой, силой и разумом! Самым большим грехом должно быть нарушение самой главной заповеди! Все остальные грехи, подобные тем, которые мы только что назвали, вытекают из неспособности глубоко любить Бога. Иисус сказал: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди”. Из этих Его слов также следует, что если мы не любим Его, мы и не соблюдаем Его заповеди.
Есть немало хороших, порядочных людей, которые никогда не совершат убийства или прелюбодеяния, но которые при этом являются большими грешниками, так как они не любят Бога всем сердцем, душой, силой и разумом. Самым распространенным грехом является любовь к себе, смещающая Бога с центрального места в нашей жизни.
Прочтем еще раз. Какая первая и самая великая заповедь?
«Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: “слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею": вот, первая заповедь!»
Далее Иисус называет вторую величайшую заповедь. Называя вторую заповедь, Он объединяет две заповеди вместе, чего никогда прежде не делал ни один иудейский учитель или какой-либо другой учитель вообще. В следующем стихе Он говорит: “Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; иной большей сих заповеди нет" (ст. 31). Иисус ставит заповедь любить Бога и заповедь любить ближнего рядом, объединив их в одну. Религией для Иисуса было любить Бога и людей. Более того, я уверен, Он бы сказал, что единственный способ, которым мы можем доказать, что любим Бога, - это проявлять любовь к нашему ближнему. Нет заповедей выше этих двух.
II. ПРОИЗВЕДЕННОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ (12:32-34)
Истина, заложенная в этих только что произнесенных Иисусом словах, полностью убедив учителя закона, произвела на него глубокое впечатление. В стихах 32 и 33 говорится:
«Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжении и жертв».
Тот книжник, оставшийся безымянным и неизвестным, увидел великую истину. Эта истина состояла в том, что в Божьих глазах религиозная деятельность и внешние религиозные проявления ничего не стоят, если сердце не настроено правильно. Всегда легко ограничить служение Богу церковным зданием. Этот книжник каким-то образом сумел возвыситься над своими современниками и постичь то, что почти все они не могли уразуметь. В какой-то степени он понял, о чем говорил Иисус. Он почувствовал к Нему симпатию.
Должно быть, в глазах Иисуса засветилась любовь, когда Он сказал этому учителю закона: “Недалеко ты от Царствия Божия” (ст. 34). Вот печальная эпитафия для многих людей. Они были очень близки к царству, но так и не вошли в него. Если бы у этого законника хватило мужества исповедать Иисуса Господом, он, без сомнения, был бы изгнан из синагоги. Это лишило бы его средств существования. Молчание Библии указывает на то, что это было самое близкое расстояние, на которое книжник подошел к царству Божию. Марк отмечает, что после этого случая уже никто не смел задавать Иисусу вопросы.
III. РАЗЪЯСНЕНИЕ СУТИ (12:35-37)
Господь продолжал разъяснять книжникам очень важный вопрос. Марк пишет:
«Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники: что Христос есть сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: “сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”. Итак сам Давид называет Его Господом: как же Он сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением» (ст. 35-37).
Цитата в стихе 36 взята из Пс. 109. Давид писал в этом псалме: “Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”. Вопрос Иисуса прост. Как Мессия может быть одновременно Сыном Давида и его Господом? Он пытается донести до них суть вопроса о Своей личности. Конечно, ответ на заданный Иисусом вопрос связан с Его двойственной природой. Как Сын Человеческий, Иисус был Сыном Давида, но как Бог, воплощенный в человеке, Он был Господом Давида и всех других людей на земле.
Личность Иисуса есть главный вопрос жизни. Вся человеческая история движется к тому кульминационному дню, когда каждый, кто когда-либо жил на земле, преклонит колена и исповедует своими устами, что Иисус есть Господь. Его Господство - ключ к жизни вообще. Господь в этом отрывке делает дерзновенную попытку преодолеть барьер слепого неверия в иудейских правителях, говоря: “Подумайте хорошенько, кто такой Мессия. Я - Сын Давидов, и Я - Господь".
IV. ПРИВЕДЕННЫЕ ПРИМЕРЫ (12:38-44)
Марк завершает этот отрывок указанием на то, как Господство Иисуса проявляется в человеческой жизни. Истинное выражение смирения сердца перед Господством Иисуса отмечено Самим Иисусом, противопоставившим помпезных, возгордившихся религиозных учителей закона смиренной бедной благочестивой вдове. В стихах 38-40 говорится:
«И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах; сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение».
Учителя закона, книжники, одевались в белую свободную одежду, которую носили обладатели власти и силы. Простолюдин на улице обычно одевался в одежду коричневого или какого-нибудь другого цвета, книжники же всегда носили белые хитоны. Когда книжник отправлялся на рыночную площадь, люди традиционно приветствовали его такими словами, как “Равви, Отец или Учитель". Книжникам нравилось такое обращение, и они даже напрашивались на него. Присутствуя на службе в синагоге, книжник усаживался на специально отведенное место. Он сидел лицом к аудитории и спиной к ковчегу, в котором хранился Моисеев закон. Это было его особое место, и он любил его. У иудеев было правило, что законоучитель не мог иметь своего дохода, но зато ему разрешалось принимать подарки и жить у тех, кто оказывал ему свое гостеприимство. Иисус сказал, что они злоупотребляли такими приглашениями. Он назвал их “поядающими дома вдов". Книжники подолгу публично молились, чтобы обратить на себя внимание людей. Вся цель их жизни состояла не в том, чтобы славить Бога, а чтобы быть на виду у народа. Эти книжники провозглашали себя Божьими людьми, но на самом деле были настоящими мошенниками.
Были, конечно, и искренние люди. Марк рассказывает нам, что Иисус, сидя с учениками в храме, мог видеть, как иудеи клали свои пожертвования в сокровищницу. Среди этих иудеев была бедная вдова. Христос выделил из всех эту бедную вдову, взяв ее как прекрасный пример истинно благочестивого человека. Марк говорит:
«И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (ст. 41-44).
Деньги, которые собирались в специальные контейнеры для пожертвований, должны были идти на религиозные и общественные цели.
Патриотически настроенный иудей рассматривал это приношение как свою прямую обязанность. Желая получить как можно больше признания за свое приношение, он изо всех сил старался, чтобы его акт пожертвования был виден всем. Уильям Барклей отмечает, что на стене храма у женского двора висело тринадцать контейнеров, имевших форму труб. Сидя неподалеку, Иисус мог слышать, как звякали монеты, которые туда бросали важные богачи. Несомненно, они старались бросать их так, чтобы звон был сильнее. Бросая свои монеты в эти трубообразные урны, они создавали как можно больше шума, чтобы каждый оборачивался и говорил: “Ого, сколько денег он положил. Слышите, как звенит?”
Подошла и бедная вдова. Она бросила две медные монетки, общая стоимость которых равнялась приблизительно половине американского цента. Вряд ли кто-нибудь, кроме Иисуса, обратил внимание на ее пожертвование. Религиозные руководители и богачи уж точно не заметили. Ее приношение было невелико. Стоило ли обращать на такую мелочь внимание? Но Иисус сказал, что дар этой бедной вдовы был истинным. Он был олицетворением любви и самоотдачи. Иисус заметил, что женщина положила все, что имела. И сделала она это по одной простой и чистой причине: из любви и преданности Богу. В Божьих очах она была настоящим человеком. И свою награду она могла получить только лишь от Бога. Конечно же, от наблюдавших людей она не получила ни вознаграждения, ни похвалы. Если бы даже они и заметили ее пожертвование, то наверняка отнеслись бы к нему критически. Они бы сказали: “Эта бедная вдова бросила деньги, которые ей следовало бы оставить для семьи. Она отдала все, что у нее было, и теперь нам, вероятно, придется заботиться о ней”. Они бы осудили ее.
Иисус видел это в ином свете. Он выделил ее как безупречный пример человека, истинно любящего Бога всем своим сердцем, умом, душой и силой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без истинной любви нет истинного христианства. Можно говорить о церковных программах, планах и делах, но если все это не мотивировано искренней любовью к Богу и к нашим ближним, мы упускаем самое главное.
Любите ли вы Бога всем вашим сердцем, душой, силой и умом? Любите ли вы своего ближнего, как самого себя? Эти две заповеди - величайшие из всех Божьих заповедей.