Налеты германских дирижаблей на Лондон привели к созданию первой городской системы ПВО, одним из элементов которой стал первый зенитный эскадрон, на вооружении которого стояло моторное орудие, оснащенное автоматической пушкой на шасси 30-ти сильного грузовика Остин.
Austin AA lorry/37-мм зенитная пушка на шасси Остин
Страна: Великобритания
Производитель: шасси Austin Motors
Год выпуска: 1914
Кол-во выпущенных: 1?
Шасси: Austin 30HP
Боевая масса:4350 кг
Бронирование: -
Вооружение: QF 1-pounder Mark I Anti-airship gun
Экипаж: 4
Двигатель: 30 л.с.
Эта статья об истории британских моторных орудий, использовавшихся в ПВО, предыдущую статью о бронированных машинах, построенных для Авиационной службы Королевского флота Британии можно прочитать здесь: На службе флота. Часть 12. RNAS Seabrook Armoured Car. 1915. Поросенок с пушкой.
Вплоть до начала Великой войны Великобритания считала: "Я в другом городе, что ты мне сделаешь". Враг может только приплыть и высадиться на побережье, а для предотвращения этого есть лучший в мире флот. А то, что враг может напасть с неба, как то не учитывалось даже после перелета через Ла-Манш Луи Блерио и успешных демонстраций дирижаблей. Воздушные бомбардировки Британии начались только в январе 1915 года, но и тогда Лондон по приказу кайзера не был включен в планы налетов, как никак там жили его прямые родственники. Но какая-никакая система ПВО у города была, правда ориентированная против аэростатов и случайных самолетов и отвечал за неё так же флот через добровольческие подразделения из резерва Королевского военно-морского флота (Royal Naval Volunteer Reserve, RNVR), которые возглавлял капитан-лейтенант Королевской военно-морской авиации (Royal Naval Air Service, RNAS) Мюррей Ф. Сьютер. Мюррей Фрейзер Сьютер поддержал создание в RNAS бронеавтомобильных сил и инициировал создание мобильной ПВО столицы Британии и аэродромов во Франции. Мобильные силы были сведены в Эскадрон ПВО (Royal Naval Anti-Aircraft Squadron) оснащенный моторной пушкой на шасси Остин и мобильным прожектором.
Первыми автоматическими орудиями системы ПВО стали 37-мм автоматические пушки Виккерса. В 1883 году американец Хайрем Максим запатентовал "большой пулемёт" - 37-мм автоматическую пушку, действующего по тому же принципу, что и знаменитые станковые пулеметы. В 1888 году создав коллаборацию с другим конструктором автоматического оружия шведом Торстеном Норденфельтом, Максим основал завод Maxim-Nordenfelt Guns and Ammunition Co для производства скорострельных пушек и пулемётов. В 1897 году предприятие перешло во владение оружейного монстра - компании «Виккерс». QF 1 pounder pom-pom активно использовалась на флоте для противоминной борьбы, как оружие малого калибра. В 1903 году появилась первая зенитная версия орудия для стрельбы по аэростатам, который назывался QF 1-pounder Mark I Anti-airship gun. Но уже в начале второго десятилетия 20-го века 37-мм пушки перестали удовлетворять моряков. Скорости и размеры миноносцев и катеров выросли, дистанции боя увеличились, боевых возможностей пушек Максима-Нордефельта уже не хватало. Виккерс занялся разработкой 2-х фунтовой автоматической пушки, а моряки стали снимать старые пушки с кораблей и отправлять их в руки Royal Naval Volunteer Reserve.
В качестве шасси для установки пушки военные моряки взяли 3-х тонный грузовик фирмы Остин, который имел оригинальную конструкцию и отличался надежностью. В 1912-м году Герберт Остин, владелец и управляющий компанией Austin Motors, решил построить первый грузовик собственной конструкции, его не удовлетворяли машины конкурентов, которые по большому счёту были увеличенными легковыми машинами и Austin 20hp отличался большим числом новаторских решений.
Конструктор спроектировал оригинальное шасси с низко расположенным центром тяжести и оригинальной конструкцией трансмиссии. Остин развернул картер двигателя и коробку передач в горизонтальной области. На выходном валу коробки был расположен дифференциал от которого приводились два вала, каждый из которых приводил в действие собственное колесо, через систему зубчатых колёс в ступице.
Рама представляла собой конструкцию из продольных лонжеронов и нервюр, больше похожих на авиационную конструкцию, чем автомобильную. Отсутствие заднего моста увеличивало проходимость машины и снижало высоту центра масс. Оригинальная конструкция задней подвески снизила неподрессоренные массы и обеспечила высокую энергоёмкость и надежность схемы. Одной из особенностей конструкции грузовых Остин была низкая высота грузовой платформы, что гарантировало высокую устойчивость.
Основным заказчиком грузовиков стало Российское правительство, которое параллельно заказало у Остина и бронеавтомобили, которые собственного говоря и сохранили имя компании в российской военной истории. Всего за 1914-1919 года было произведено 2038 грузовых машин и шасси. Одну из грузовых машин Austin 30hp уже в 1914 году оснастили 37-мм пушкой Максима-Норденфельта и поставили на вооружение батареи добровольцев Резерва Королевского флота (Royal Naval Volunteer Reserve, RNVR). Тумба зенитной пушки была установлена над задней осью машины по немецкому типу. Малая отдача пушек и низкий уровень платформы позволяли применять автоматическую пушку без использования специального замыкания подвески и дополнительных опор, а так же вести огонь во все стороны без ограничений.
В составе Королевской военно-морской противовоздушной службы (Royal Naval Anti-Aircraft Squadron, RNAAS) была образована моторизованная секция из двух машин на шасси Остин - одна машина была с прожектором, установленным на тумбе в центре грузовой платформы, вторая с 37-мм автоматической пушкой. Моторизованная секция поступила во 2-й взвод батареи «А» (Section A, Subsection 2) RNAAS. Моторное орудие использовались в защите Лондона, а затем было переброшено для патрулирования побережья вместе с бронеавтомобилями Сибрук, возвращенными в 1916-м году из Франции. Так как территория Британии бомбардировалась обычно с большой высоты 1-фунтовые зенитные автоматы в принципе были бесполезны, так как добить до высоко летящего дирижабля они не могли. Больше пользу от них было бы в полевой ПВО, но туда уже были отправлены бронированные машины следующего поколения.
Эта статья об истории британских моторных орудий, использовавшихся в ПВО, следующая статья о лучших ЗСУ Первой мировой войны можно будет прочитать здесь: Два шага вперед. Pierce-Arrow Armoured AA Lorry. 1915. Лучшая ЗСУ Первой мировой.
P.S. На шасси грузовика Остин все таки было построено полноценное моторное орудие с 57-мм пушкой Гочкиса и бронированой платформой и кабиной, но в России и в 1915-м году, хотя и там в серию оно не пошло, но уже по другим причинам. Прочитать об этой системе можно здесь: 6.16. Русская легенда. Часть 3. Зенитка на шасси Остин. Русская зенитка с франузской пушкой на английском шасси.
Источник:
Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В., 2018 © ООО «Издательство «Яуза», 2018
http://www.austinmemories.com/styled-52/styled-54/index.html
War Cars: British Armoured Cars in the First World War Paperback – September 1, 1996 by David Fletcher