Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Дом моды сестёр Калло: кружева и... кружева

Имя этих женщин сегодня почти забыто, а ведь когда-то они возглавляли один из крупнейших и известнейших домов моды во Франции, где создавали великолепные наряды!

Их было четверо – Мари, Марта, Регина и Жозефина. Отец - антиквар и художником, мать - кружевница, из семьи, в которой кружевами занимались уже несколько поколений. Словом, сёстрам какой-то мере удастся объединить склонности, унаследованные ими от родителей. Все они вышли замуж, однако при этом сохранили и свою девичью фамилию Так они и вошли в историю моды – сёстрами Калло.

Вечернее платье от сестёр Калло, 19111. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк), Wikimedia Commons
Вечернее платье от сестёр Калло, 19111. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк), Wikimedia Commons

В 1879 году отец определил трёх младших на работу в небольшой модный магазин. Там продавались в основном кружевные вещицы, в частности, изысканное бельё. Помимо нового кружева, сёстры часто использовали сохранившиеся старинные роскошные кружева XVIII века, которыми украшали сшитые ими вещи. Использовали они и машинное кружево, о котором старшая из сестёр, Мари, говорила, как о "триумфе имитации и прощании с прошлым". Она тогда работала главной портнихой в одном модном доме. А в 1895 они начали общее дело под именем "Сёстры Калло". Правда, вчетвером они оставались недолго – два года спустя самая младшая покончила с собой... Однако трагедия не остановила остальных.

Поначалу они продолжали уже начатое – отделывали кружевами и лентами бельё, дамские блузы; затем начали делать платья из шёлка с цветочным рисунком в стиле галантного XVIII века. И дела их шли отлично!

Светская львица Рита де Акоста в наряде от сестёр Калло, Джовании Больдини, 911. (сс) Wikimedia Commons
Светская львица Рита де Акоста в наряде от сестёр Калло, Джовании Больдини, 911. (сс) Wikimedia Commons

Платья от сестёр Калло были воздушными произведениями искусства, однако при этом - удобными! Вслед за другими своими коллегами Калло объявили корсету войну и начали создавать наряды, для которых он не был нужен. Они ввели в моду такое сочетание, как строгий костюм и кружевная блузка. А позднее одними из первых станут использовать для вечерних платьев золотое и серебряное ламе, ткань с использованием металлических нитей. Как сказал один из биографов, "сложно сказать, что было больше свойственно работам сестёр Калло, консервативность или радикальность, так умело объединяли они эти два полюса".

Вечернее платье от сестёр Калло, 1910-14. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк), Wikimedia Commons
Вечернее платье от сестёр Калло, 1910-14. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк), Wikimedia Commons

Наряды от Калло стоили очень дорого – например, дневное платье могло стоить две с половиной тысячи франков, в то время как готовое платье из магазина стоило около трёхсот. Это даже послужило темой разговора в одном из романов Пруста, и героиня объясняла , что разница, безусловно, видна – тому, кто по-настоящему разбирается в моде...

Неофициальным главой дома была самая старшая из сестёр, Мари, мадам Жербер, о которой говорили, что на ней держалась европейская мода. Как писала затем знаменитая Мадлен Вионне, чьей наставницей Мари была несколько лет, "она была великой женщиной, которая полностью отдавала себя своему делу – не делать одежду, а украшать женщин".

Наряды от сестёр Калло, первая половина 1910-х. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк), Wikimedia Commons
Наряды от сестёр Калло, первая половина 1910-х. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк), Wikimedia Commons

Модели сестёр Калло пользовались огромной популярностью, что не могло не вызвать волны подражания, особенно в США. Конечно, копии были много хуже, однако не все клиенты настолько хорошо разбирались в моде, чтобы распознать подделку, особенно если видели заветный ярлычок с названием знаменитого дома моды. Его, конечно, тоже подделывали...

Зато наличие большого количества клиентов из США позволило модному дому пережить Первую мировую войну, когда количество заказчиков резко упало – миру было не до кружев и вышивок. Однако затем скончалась вторая по старшинству сестра, а третья сестра решила отойти от дел... Мадам Жербер осталась одна.

Она говорила: "Платье должно быть частью женщины, а не женщина – частью платья". Её работы – дом по-прежнему назывался "Сёстры Калло" – отвечали новым веяниям, хотя и не полностью им следовали, смягчая линии и делая их более женственными. А сочные цвета, сложнейшая вышивка шёлком и бисером, внимание к деталям, которыми работа сестёр Калло отличалась с самого начала, делали эти наряды вполне достойными музейных залов, где многие них платьев теперь и хранятся.

Вечерние наряды до дома Калло, 1920-е. Слева - из Муея дизайна Гольдштейна, справа - из Художестевнного музея Индианаполиса
Вечерние наряды до дома Калло, 1920-е. Слева - из Муея дизайна Гольдштейна, справа - из Художестевнного музея Индианаполиса

Мадам Жербер не стало в 1927, и дом перешёл к её сыновьям. А спустя десять лет его поглотил другой дом, который тоже потом закрылся...

О сёстрах Калло мир сейчас почти не помнит. Однако он не был бы так прекрасен, не будь в нём изысканных их творений!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory