727 подписчиков

Владимир Юмин. Как простой парень, выросший в детдоме, достиг олимпийской вершины

10K прочитали

В марте 2021 года исполнилось ровно пять лет, как ушел от нас один из самых титулованных борцов—вольников Дагестана и России. Не будет преувеличением сказать, что Владимир до сих считается чуть ли не самым технически оснащенным борцом в мире. По крайней мере, в двадцатом веке этому симпатичному блондину с ослепительной улыбкой мало кто мог противостоять на ковре.

Вспоминаю 1973 год. В Дагестане наблюдается бешеная популярность борьбы. Казалось, нет в республике парня, который бы хоть немного не занимался им. Было даже неловко, когда тебя спрашивали занимаешься ли ты вольной борьбой отвечать отрицательно.

Мы с соседними мальчишками тренировались тогда в спортзале «Урожай», что расположен в Парке им. Ленинского комсомола в Махачкале. В ту пору это был самый востребованный спортзал. Еще бы! Ведь совсем рядом, на соседнем ковре тренировал детей легендарный Али Алиев! Каждый его ученик считался избранным. Естественно, мы тоже хотели попасть в группу Али Зурканаевича, но это была несбыточной мечтой. И мы, тренируясь у Сапиюллы Магомедовича Каримова, с завистью смотрели на счастливчиков из группы Алиева.

Али Алиев
Али Алиев

Конечно же, мы «болели» за своих земляков, защищавших спортивную честь великого и могучего СССР на международной арене. Самыми популярными из них, естественно, были герои недавно прошедшей мюнхенской олимпиады Загалав Абдулбеков, Арсен Алахвердиев и Руслан Ашуралиев. Набирал обороты молодой и перспективный Баттал Гаджиев с «неудобной» для соперников техникой борьбы. Они и задавали тон в своих весовых категориях на чемпионате Союза, который проводился в Красноярске.

Однако, главным героем того чемпионата стали не они, а совсем еще молодой, 22-летний Владимир Юмин, представлявший спортивное общество «Труд» (Махачкала).

Владимир Юмин
Владимир Юмин

В каждой схватке Владимир приводил в восторг болельщиков, до отказа заполнявших трибуны местного Дворца спорта, демонстрируя фантастическую технику. «Свои» золотые медали в Красноярске завоюют Загалав Абдулбеков и Руслан Ашуралиев, а у Баттала Гаджиева будет «бронза».

А в состав сборной СССР, которая поедет на чемпионат мира в Тегеран главный тренер национальной команды, великий наставник, «профессор» борьбы Юрий Аванесович Шахмурадов включит пятерых (!) представителей дагестанской школы борьбы. И все они вернутся из Ирана с медалями. Загалав во второй раз станет чемпионом мира, Арсен Алахвердиев, Насрула Насрулаев и Руслан Ашуралиев завоюют серебряные медали, а совсем еще молодой их земляк и товарищ по команде Володя Юмин вернется домой с бронзовой наградой.

Владимир Юмин
Владимир Юмин

Зато в последующие годы Владимир становится полновластным хозяином в своей коронной весовой категории. Он еще трижды побеждает на чемпионатах России, дважды – на чемпионатах Европы, четырежды становится лучшим в мире и, наконец, завоевывает золотую медаль на Олимпийских играх в Монреале.

А ведь, могло случиться и так, что мир не узнал бы о Владимире Юмине, как о борце высочайшего класса. Детство чемпиона никак не обещало столь стремительного успеха на спортивном поприще.

Рано оставшись без родителей, Володя почти все детство провел в детдомах и специнтернатах Омска, Воронежа и дагестанского Каспийска. Неоднократно предпринимал попытки побега, но его вновь и вновь возвращали в спецучреждения для детей. Так бы, наверное, и продолжалось долго, если бы шустрого, свободолюбивого, с ярко выраженными лидерскими задатками, мальчугана не заметил тренер Кадыр Пирсаидов. Известный в Дагестане наставник пригласил Юмина в секцию борьбы и парню сразу пришелся по нраву этот мужественный и бескомпромиссный вид спорта. С тех пор тренера и ученика связывали не только спортивные интересы. Кадыр Гамдуллаевич часто приглашал своего талантливого воспитанника к себе домой, где за накрытым столом продолжались теоретические занятия. Супруга тренера Хури Магомедовна души не чаяла в новом ученике мужа и называла его не иначе, как сыном. И на самом деле, уютная квартира Пирсаидовых стала для Юмина родным домом.

Кадыр Пирсаидов и Владимир Юмин
Кадыр Пирсаидов и Владимир Юмин

И благодарный Владимир платил им взаимностью, побеждая на различных соревнованиях и принося с них золотые медали.

Своей яркой, зрелищной, изобилующей разнообразными приемами, борьбой он завоевал сердца болельщиков всего мира. В некоторых «борцовских» странах того времени, таких, как Япония, Турция, Иран специально изучали технику Юмина. Когда этот юркий и стремительный атлет проводил свои поединки на ковре, казалось, что он на ходу импровизирует, сам придумывает приемы.

Мне посчастливилось лично знать и общаться с великим чемпионом. Не раз бывал у него дома, в Каспийске. Знаком с его супругой Ириной и сыном Артемом. Несмотря на все свои богатые спортивные регалии и титулы, Владимиру Сергеевичу были чужды такие понятия, как «звездная» болезнь, высокомерие, чванливость. Он никогда не занимал высоких чиновничьих должностей.

Так уж сложилось, что пользуясь вселенской популярностью во всем мире и на всем пространстве Советского Союза, он был обделен должным вниманием у себя в республике. Все, что могли сделать дагестанские чиновники – это пригласить Владимира Сергеевича на очередной крупный турнир, сказать о нем пару-тройку напыщенных фраз и попросить провести церемонию награждения в какой-либо весовой категории.

Справедливости ради нужно сказать, что характер у Юмина был не сахар. Он мог любому высокопоставленному чиновнику высказать в лицо свое мнение. И это нравилось не всем. И они исподволь старались отомстить ему.

Зато простые болельщики души не чаяли в Юмине.

В один из майских дней мы с Владимиром Сергеевичем поехали в высокогорное село Хебда, где проводился очередной турнир по вольной борьбе на призы Сураката Асиятилова. И я воочию увидел ту самую народную любовь, с которой простые люди, даже далекие от спорта, окружили Владимира Юмина.

Владимир Юмин
Владимир Юмин

И сейчас, спустя пять лет после его смерти, народ помнит о своем кумире. Я не говорю, чтобы поставили памятник Юмину, хотя он этого, безусловно, достоин, но улицу в Каспийске, где он прожил почти всю жизнь, можно было, наверное, назвать именем олимпийского чемпиона.