Наша новая серия статей адресована тем, кто хочет разобраться в назначении и смысловой нагрузке резных украшений деревянных срубов.
В нескольких публикациях мы расскажем о функциональной и смысловой нагрузке отдельных элементов деревянной резьбы и, конечно же, заглянем в историю.
Стоит заранее предупредить наших читателей - несмотря на то, что в тексте статей частично используются данные из работ таких известных ученых как Елена и Александр Ополовниковых, Вячеслав Орфинский, Борис Рыбаков и др., всё же предлагаемые читателю материалы не претендуют на научность, и (что вполне возможно) даже не целиком раскрывают рассматриваемую тематику. Но, тем не менее, мы надеемся, что изложенные материалы заинтересуют наших читателей и понравятся им. Итак, начнём.
Часть 1. Зачем украшали резьбой деревянный дом
В нашей первой статье мы попробуем найти ответ на самый главный вопрос - зачем нужно было украшать и одновременно защищать деревянный рубленый дом?
Что надо было защитить?
Прежде всего, конструкцию самого сруба и покрывающей его двухскатной слеговой крыши на самцах (фронтонах), которые, как известно, собиралась без единого гвоздя. Именно таким был древнейший тип строения, характерный для многих районов России. Каждая деталь и соединение в этой исключительно деревянной конструкции были чётко продуманы, целесообразны, что проверено на практике столетиями. Поэтому каждая изба была почти таким же чудом деревянной архитектуры, как и сохранившиеся до наших дней и знаменитые на весь мир деревянные постройки, например, в Кижах.
Но не стоит забывать - несмотря на то, что деревянные конструкции могут спокойно просуществовать несколько веков (благодаря чему мы с вами и любуемся древними шедеврами деревянного зодчества), попав в определенные неблагоприятные условия, древесина может разрушиться достаточно быстро. Хозяев любой деревянной чудо-избы об этом прекрасно знали и поэтому стремились максимально продлить срок жизни основных несущих элементов деревянной конструкции. И делали они это с помощью дополнительных деревянных легко заменяемых элементов, которые, прежде всего, для красоты (но, как мы увидим в дальнейшем, не только для неё) украшались резьбой.
Чтобы понять, что это за дополнительные элементы, и в каких именно местах деревянного дома они устанавливались, коротко рассмотрим конструкцию самого простого деревянного строения – четырёхстенной избы.
Основание строения (фундамент).
Покоилась она (впрочем, как и деревянные строения гораздо большей величины) на огромных камнях-валунах (они показаны на фото — надо только присмотреться) или на пнях с обожженными в костре корнями (они назывались «стулья»), либо на деревянных столбах-опорах, изготовленных из бревна большого диаметра.
Так же опорой строения мог являться так называемый подклет – невысокий сруб, изготовленный из бревна небольшого диаметра (его внутреннее пространство использовалось для хозяйственных нужд, а зимой там держали скот). В любом случае основание, на котором покоилась изба, можно назвать фундаментом (в современном понимании этого термина) разве что с большой натяжкой. Защищать в конструкции такого основания было особенно нечего - практически все элементы и так были сменными, поэтому никаких дополнительных защитных и тем более резных деталей здесь не предусматривалось.
Внешние стены.
Основой строения, как столетия назад, так и сейчас был сруб (он так же назывался клетью) — простейшая, как правило, квадратная деревянная конструкция, состоящая из лежащих друг на друге венцов (венец – это четыре брёвна, составляющие один горизонтальный ряд сруба).
В углах бревна связывали между собой с помощью врубок. Концы бревен при этом, как правило, выступали за пределы стен, образуя выпуски (так называемая рубка «в обло») – такая конструкция была значительно теплее, чем срубленная без выпусков (например, рубка «в лапу»).
По вертикали брёвна-венцы в стене связывали между собой деревянными трапецевидными шпонками-шипами — элементами, призванными препятствовать сдвигу бревен относительно друг друга, их изгибанию, скручиванию и т.п. (Цилиндрические деревянные нагели, которые широко используются сегодня при сборке срубов и прочих деревянных строений, появились значительно позже).
Верхние венцы клети имели постепенно удлиняющиеся выпуски. Это позволяло создавать кронштейны-опоры для выпусков крыши над фронтонами. (Чем длиннее выпуск крыши, тем лучше он защищает бревенчатые стены от дождя).
В нижней части клети (а в строениях гораздо большего размера, чем рассматриваемая нами изба-четырехстенок) также создавались венцы с удлиненными выпусками — на них укладывали помост (он назывался гульбище), по которому можно было обойти вокруг дома, например, чтобы закрыть ставни на окнах.
На удлиненных выпусках держался и помост балкона, если таковой в доме был.
Конструкция самцовой крыши.
Два треугольных фронтона, являющиеся продолжением стен сруба, собраны из бревен, образуя самонесущую конструкцию. Видимо, отсюда и их название — «самцы» или самцовые фронтоны. Оба фронтона связывали между собой продольными бревнами — слегами («решетинами»). Слега, соединяющая вершины фронтонов, называлась князевой или коньковой.
В слеги (поперёк них) врублены тонкие еловые стволы, на концах которых имелось искривление в виде крюка. На этом искривленном конце слеги чаще всего вырезалась куриная голова, откуда и произошло название элемента – «курица» или «кокора».
На крюки «куриц» укладывались так называемые «потоки» (они же водотечники) - изготовленные из брёвен водосточные желоба, обрамляющие нижний конец скатов крыши. При этом прочные крюки надёжно удерживали «потоки» в заданном положении.
Кровлю собирали из широких досок, в верхней пласти которых вытесывали желоб (иногда два небольших желоба), откуда и произошло название как самого элемента — тесина, так и кровли — тесовая. Тесины укладывались в два слоя с таким расчётом, чтобы желоб тесин нижнего слоя находился под стыком тесин слоя верхнего. Чтобы эти доски не сползали вниз, их нижние торцы были уперты в желоба, вырезанные в потоках-водотечниках.
Верхние концы тесин обоих скатов кровли прикрывал, а заодно и прижимал к крыше шелом — массивное бревно с выдолбленным снизу углублением. Конец шелома, находящийся над главным (лицевым) фасадом, почти всегда украшался резной фигуркой. Чаще всего это была голова коня, отчего шелом часто называли и называют коньком. Чтобы шелом не мог не то что сползти с крыши, а даже сдвинулся со своего места, его крепили к коньковой слеге специальными длинными деревянными шпонками — стамиками. На видимых возвышающихся над шеломом концах стамиков обычно вырезались фигуры птиц — чаще всего сорок. Поэтому стамики чаще всего так и называли – сороками. Почему именно сороками? Этому есть вполне логичное объяснение: сороки никогда не садятся вплотную друг к другу — только на определенном расстоянии.
И в заключение несколько слов о перекрытиях. В центре избы в две противоположные стены врубалось мощное бревно — матица. Сам потолок собирался из расколотых вдоль пополам бревен — плах, один конец которых опирался на матицу, второй - на бревенчатую стену избы. Примерно аналогичную конструкцию имело и перекрытие пола избы.
Как Вы уже и сами поняли, конструкция бревенчатой избы была весьма трудоемкой. Именно поэтому хозяева старались защитить её от воздействия природных факторов, предохранив тем самым от преждевременного разрушения.
Как и чем защищали конструкцию?
В первую очередь в деревянной силовой конструкции, в которую входили как стены дома, так и крышка, старались защитить торцы стеновых брёвен и слег-решетин, которые значительно быстрее по сравнению с боковыми их поверхностями впитывают влагу, вызывающую процесс гниения. Делали это с помощью дешевых и легко заменяемых элементов из досок. Ну, а чтобы изба выглядела понаряднее, да ещё и отличалась от соседних строений, доски эти стали украшать резьбой, которая постепенно стала обязательным атрибутом деревянного дома.
Например, торцы врезанных во фронтоны кровельных слег от влаги защищали с помощью причелин - так называются доски, закрепленные вдоль ската кровли параллельно фронтону. При этом стык двух причелин под коньком кровли (торцы досок тоже ведь надо было защищать) прикрывали так называемым «полотенцем».
К торцам бревен сруба по его углам нередко прибивали «торцевые» доски, а торцы выпусков брёвен, поддерживающих вылет крыши, украшали так называемыми «серьгами».
Ну, а торцы брёвен, выходящих в оконный или дверной проём, защищали от дождя наличники. И заодно они прикрывали стык обвязки окна (или двери) и бревен сруба.
Так что украшенные резьбой элементы в бревенчатом доме выполняли не столько декоративную, сколько защитную функцию.