Смешной пересказ фильма.
Производство: "Фонтан", Films du Bouloi, "Троицкий мост", La Sept Cinéma, Sodaperaga Productions, ИНЭКС
Год выпуска: 1993
Страна: Россия
Режиссер: Юрий Мамин
В главных ролях: Аньес Сораль, Сергей Донцов (Дрейден), Виктор Михайлов, Нина Усатова
Приключение начинается в коммунальной квартире. Соседи, изучают дверь в комнату старухи, которая с прошлой недели не появляется на людях.
Милиционер дает команду на вскрытие двери и слесарь делает это быстрее, чем если бы открывал ее ключом. Как пишут в милицейских протоколах, обычное расположение вещей не нарушено. Бабушки внутри не оказалось. С первого взгляда понятно, что в комнате жил интеллигентный человек, в противовес той публике, которая занимает остальные комнаты коммуналки. Показывают несколько фотографий достопримечательностей Парижа.
На площади в Санкт-Петербурге играет бравая команда уличных музыкантов. На заднем плане работает аттракцион прыжки на батуте, еще дальше, стоит церковь, рядом гигантская очередь в винный магазин. После объявления, что водки больше не будет, толпа страждущих ломится в дверь с удвоенной энергией. Подбежавший к оркестру милиционер прогоняет почему-то музыкантов, а не алкашей. Театр абсурда. Музыканты играют «Интернационал» и уводят толпу за собой. Колонна плохо одетых людей, идет по улицам города вместе с оркестром.
Учитель музыки, танцев и эстетики Николай Николаевич Чижов просыпается в спортзале под звуки будильника, но не хочет вставать. Через несколько секунд школьный звонок все-таки заставляет его подняться. Запаса времени он себе совсем не оставил. В коридоре его ждут ученики, он получает нагоняй от завуча и теперь как крысолов, играя на дудочке, уводит детей в класс.
На стенах коридора много циничных выражений на финансовую тему. Это не простая школа, а бизнес-лицей нового типа.
В классе идет необычный урок. В полумраке учитель читает «Пиковую даму» Пушкина. В самый интересный момент, когда по сюжету должна появиться старуха, в классе появляется… завхоз. Другого времени, чтобы принести компьютеры, он не нашел.
Похоже, Чижов тут долго не проработает. Разговор с директором лицея только подтверждает такие опасения. Полемизируя с завучем, которая напоминает учителю, что он не задержался и в прежней музыкальной школе, Николай Николаевич говорит: «Раньше вы воспитывали строителей коммунизма, теперь строителей капитализма, а в результате получается одно и то же: жлоб, невежда и вор». То есть, обычный балбес.
Позже, в припадке ярости, Чижов в классе при детях крушит стулом коробку, где, судя по бюджету фильма, компьютера все-таки нет.
В коммунальной квартире застолье. Гуляют люди, о которых только что говорил Чижов. Со строительством коммунизма они уже закончили, а вот к стройке капитализма пока только приступают. Делают первые робкие шаги. В авангарде семья Гороховых, соседи пропавшей старухи. Оркестр, в котором состоит глава семьи Горохов, трубит прямо за столом. Его жена, развязано поет. Чижов звонит в дверь. Он новый жилец, вместо старухи. Ее выписали из комнаты заочно, теперь это просто. В длинном коридоре мансардного типа, стоит продукция местной фабрики музыкальных инструментов. Ее отдали работникам вместо зарплаты. Пианино стоят в ряд. Боевым строем. Курица гуляет по пианино. Комнату открывают. Там хозяйский кот, очень упитанный. Оказывается, старухи нет уже целый год. Странно. В комнате все напоминает о Париже. Есть даже старинная шарманка. Соседка наигранно пускает слезу и весело забирает все более менее ценные вещи, как им завещанные. Мебель выносят. Кстати, внутри пианино хранятся продукты. Настоящий лабаз.
Весь бомонд собирается в старухиной комнате, отметить новоселье Николая Чижова. Пьют за здоровье нового жильца, потом за соседа рыбака, который на пенсии ловит угрей в канале Грибоедова. Вероятно, квартира где-то рядом с каналом. Иван Кузьмич¸ великий рыбак бежит за угрями, но у Горохова это не вызывает энтузиазма. Угри пахнут отнюдь не ландышами, а отходами жизнедеятельности горожан. Впрочем, кое-кто из гостей не так привередлив.
Алкогольные разговоры, как и полагается в таких случаях, плавно и неизбежно перетекают в область политики. В тусовке присутствует упертый коммунист, убеждения которого подвергаются насмешкам. Времена изменились. Горохов уговаривает Николая бросить лицей. Им на фабрике очень нужны настройщики музыкальных инструментов. Плюс есть возможность заработать на выпивку, играя в уличном оркестре. Такое предложение не вызывает энтузиазма у интеллигента. Застолье продолжает игра на духовых инструментах. Исполняется кавер-версия «Вечернего звона». Напившись и наигравшись, друзья засыпают.
В самый разгар всеобщего храпа, скрипнула дверь в шкафу и появилась исчезнувшая бабушка. Ей нужен котофей. Она забирает своего Максика и уходит, откуда пришла. Ее приход разбудил алкашей. Они все видели. Загорается свет. «Во, видал? Допились. А кто это был? Старуха-покойница».
Шкаф открывают и находят окно на соседнюю крышу.
Горохов говорит, что не знал, про этот лаз, хотя живет тут 20 лет. Вся команда выбирается на свежий воздух. В полумраке просматриваются очертания собора Нотр-Дам. Хорошее место. Парни чувствуют, что на улице потеплело и решают сходить, «добавить». Тем более, что внизу вовсю ночная жизнь. Пожарная лестница им в помощь. Интересно, как старуха в преклонном возрасте могла забраться на такую высоту? Ну, точно колдунья. Проходя мимо мансарды, алкаши наблюдают вечеринку с курением всякой дури. Какие-то девицы чудят ночь напролет. Бригада, наконец, в несколько приемов, спускается вниз. Их пятеро. Николай, Горохов, очкарик, коммунист и мордоворот. Конечно это Париж. Чего тут думать? Обычные улицы французской столицы и рядом, очень удачно расположен пивной бар. Друзья нерешительно заходят в него. Они еще не поняли, в какой город попали, а бар принимают за валютный. Горохов вынимает из кармана целый ворох макулатуры под названием советские рубли. Бармен смотрит на него как на идиота и он тысячу раз прав. Куда он потом денет эту резаную бумагу? Четвертаки закончились, Горохов добавляет червонцы и всякую мелочь. Неужели мало? Рубль с Лениным вызывает некоторый интерес у проклятого капиталиста. Он наливает пиво Горохову. Странно, но в бокале половина пены. Кто так наливает? «Смотри, картавый за валюту сошел!» У остальных тоже такой валюты навалом. Удачно добавив, как они и хотели, группа товарищей выходит из бара. Пиво понравилось, надо завтра зайти. Петя-очкарик на выходе налетел на стоящие на улице стулья. Оно и понятно. В Питере в 90-е годы по ночам стулья на улице не оставляли. Прогулка по ночному Парижу им понравилась. Красиво тут у нас в Питере все отремонтировали. Район просто неузнаваем. Только телебашня служит знакомым ориентиром. Не зря видно Эйфель ее возводил. Все признают ее как свою родную. На набережной Сены, они останавливают такси в виде мерседеса. Пора домой.
Трое уезжают, Горохов и Коля карабкаются по лестнице. Удивительная ловкость после длительного возлияния. На крыше, возле уже знакомой мансарды, Коля слышит игру на плохо настроенном пианино и как слон в посудной лавке, лезет через окно. Все, что попадается ему на пути, он крушит и сшибает. Его настроечный ключ похож на пистолет с глушителем. Девушки перепуганные поднимают руки. Коля слегка подстраивает пианино, говоря при этом «ОК» и «Пардон». Вероятно, он инстинктивно понял, куда попал. Пытаясь что-то сыграть, он теряет равновесие и с оглушительным свистом падает на пол, громя еще какую-то этажерку. Очень хрупкая квартира для сильно пьяного русского человека. Горохов, наблюдая эти неуклюжие передвижения, давится от смеха. Коля пробирается к окну, но с координацией движения у него по-прежнему неважно. Он падает даже когда ползет на четвереньках. Этот короткий отрезок фильма можно показывать как пособие о вреде пьянства.
В спортзале играет пластинка, ученики танцуют на уроке. Учителя Чижова прямо с занятия вызывают на совет. За порчу имущества, нарушение этики и прочие дерзости, учителя гонят из лицея. Теперь он будет танцевать на улице. Он оставляет на столе галстук бабочку и бредет по унылой и серой набережной. Ему попадается старик, один из соседей по коммунальной квартире. Тот самый рыбак Кузьмич. У того тоже неудачный день. Вместо рыбы в воде плавает всякое непотребство.
Николай становится в очередь желающих попрыгать на батуте. Перед ним за билетами стоят люди, которых, судя по возрасту и одежде никак нельзя заподозрить в любви к экстриму. Точно такие же граждане недавно так стояли за вином и это выглядело более логично. Сначала прыгает какая-то бабка, которой не хватает в жизни приключений. Авоськи летят в разные стороны.
Потом какой-то командировочный, судя по чемодану. Потом алкоголик с бутылкой в обнимку. После старуха с сумками и наконец, на арену состязания прыгунов выходит музыкант и эстет Николай Чижов. С каменным, непроницаемым лицом, как у игрока в покер, он взмывает к небу и всякий раз камнем опускается вниз.
В квартире его с нетерпением ждет Горохов. Сейчас он покажет что-то грандиозное. Неужели тоже куда-нибудь прыгнет? Вбегая в комнату к Коле, он залезает через шкаф в окно и стоит в проеме. Его фигура искривляется в пространстве, о чем он сообщает другу, каким-то искаженным грубым голосом. Тот не понимает законов физики, за что удостаивается прозвища «балда», то есть тупой, недоделанный человек. Чижов сует руку в эту матрицу, она тоже извивается как уж. Бывший учитель вылезает на крышу и видит Эйфелеву башню. «Мы в Париже, дорогой товарищ!» - кричит Горохов.
Коля падает в обморок. То ли оттого, что увидел Эйфелеву башню, то ли потому, что не увидел Нотр-Дама, который еще ночью был совсем рядом.
Теперь у учителя полны штаны радости. Он уже забыл о своем увольнении. Они с Гороховым спускаются вниз. Может ученых сюда позвать? Никаких ученых звать сюда не надо. «Вдвоем все поделим», - резонно замечает Горохов. Друзья бегают по улицам и удивляются, как много тут продается продуктов прямо на тротуарах. И совсем нет покупателей. В магазине, где продаются телевизоры, Горохов видит свою харю на экране и кричит, что на нем пахать надо. И хохочет, когда узнает самого себя.
Такси с тремя питерскими искателями приключений катается по Парижу. Богатые они парни. Даже в Питере за такую длительную поездку на такси, пришлось бы продать половину мебели из квартиры. Дом с лестницей наверх, да чтобы рядом бар и набережная, найти пока не получается. Горохов и Коля выходят на перекресток и понимают, что все дома и улицы в Париже похожи. Начинается суматошный бег по району. Заблудились! Придется жить в цивилизованной стране. Пробегая по набережной, они натыкаются на Кузьмича, который удит рыбу в Сене. У него впервые в этом году клюет, поэтому он не реагирует ни на какие слова. Как он попал сюда, он, наверное, и сам не знает. Коля все-таки увидел знакомую улицу. У католического храма Сен-Медар стоит мотоцикл и лежит мусор в пакетах. По гениальному выводу Горохова, мотоцикл тоже выбросили. Зажрались! Приятели лезут по лестнице и встречают знакомую из мансарды. Та очень недовольна ночным разгромом и уже жаловалась в полицию. Она принимает их за поляков и грозит неприятностями. Горохов же уверен, что ее слова это благодарность за настройку пианино. Пока идет выяснение отношений без переводчика, раздаются крики жены Горохова. Сейчас что-то будет!
продолжение следует…
Окно в Париж (часть четвертая)