Найти тему
Александр Асов и К°

Ключ второй к "Золотым вратам" (руны-буквы-слоги)

Оглавление

Итак, после прошлого урока у вас уже появился первый ключ: буквы вы уже читать умеете не хуже, например, древненовгородского мальчика Онфима.

А лучше знать ещё больше.... Например, то, что произношение слов и их запись — не одно и то же. Последнее определяется обычаем. Пишем, как принято, а говорим — как бог на душу положит.

К примеру, мы говорим <М
асква>, а пишем «Москва». И в «Велесовой книге» читаем Велес, хотя написано Влес, и ещё задаёмся вопросом читать ли Арий, если написано Орий или даже Ерей? Правильное чтение определяется именно обычаем.

Напоминаю, далее мы учимся читать прочтения дощечек, писанных велесицей. О чтении книг, писанных рунами, пока речь не идёт, однако кое о чём из той грамоты нам нужно иметь представление, дабы правильно понимать склонения и спряжения.

Заметим, обычно прочтения дощечек в изданиях даются не велесовицей (чуть изменённым греческим унициалом), а более близкой нам буквицей. Текст в изданиях таким образом сколь возможно прояснён.

А далее я расскажу, как образовывались слова и в древнеславянском, да по сути и в обычном русском языке.

Образование слов: словобразование.


Ну, начнём! Итак, слова, разумеется, образуются из слогов. И вот что важно заметить. Отчасти наша с вами речь, а старославянская тем паче, устроена так, что одни слоги приветствуются — иные же нет.

Так в старину речь подчинялась так называемому
«закону открытого слога», то есть в речи все слоги завершались гласным звуком: ро-ди-на, во-ро-нъ (вспомним, что [ъ], это не твёрдый знак, а краткая гласная <о>). Есть и ещё два закона для сочетаний гласных и согласных в слоге. Кому интересно разобраться в сём, отсылаю к книге "Руны знаки и мистерии славян". Здесь же обо всём рассказываю кратко, даю только выводы.

Общий же вывод из того, что вы можете прочесть в книге, таков. В древней славянской речи допустимых слогов было совсем не много. Их вовсе не тысячи — столько получится, если пересчитать все сочетания гласных и согласных, да ещё удвоить получившееся число (приплюсовав и закрытые слоги).

Три закона для сочетаний звуков в древнеславянской речи приводят к выводу, что используемых слогов для построения речи в старину у нас было всего около 49. Таково устройство нашего языка.

Это совсем не много. Чуть больше, чем букв в нашей азбуке. Потому-то и записывать старославянскую речь было удобнее не буквами, каждая из которых отвечала за отдельный звук, а слоговыми рунами — каждая руна отвечала сразу за слог. Тех слоговых славянских рун и было 49. И запись ими получалась вдвое короче.

К ним добавлялось еще 19 знаков, произошедших от тех же слоговых рун (либо наоборот), но для использования их уже как азбучных букв, а также как цифр, нот и астрологических знаков… Последние и дожили до наших дней в астрологии — как варианты написания они использовались и в древности. Их я и привожу ниже.

Внутренний круг — 7 планетарных рун (им соответствуют гласные), внешний — 12 рун зодиакальных (им соответствуют согласные). В центре знак Рода.
Внутренний круг — 7 планетарных рун (им соответствуют гласные), внешний — 12 рун зодиакальных (им соответствуют согласные). В центре знак Рода.

О всех типах славянских рун (планетарных, зодиакальных и звёздных-слоговых) можно прочесть в статье "Тайны славянских рун".

Здесь же заметим, что последние 19 рун использовались чаще всего. Особенно в эпоху, когда началось разделение родов, отделение народов иноязычных, использовавших вязанные слоговые руны, как иероглифы, для передачи своей речи. Но и влияние слоговой азбуки, особенно при более позднем написании сакральных слов, имён богов, вполне очевидно.

Нам же о слогах в старославянском языке и руническом письме пока следует знать только следующее. Кроме звучания слоги в славянской речи имели обычно и смысловое значение — зачастую связанное с астрологическим. А посему теперь поговорим о смысловом и звёздном значении слогов.

РА

Так слог «ра» в славянской речи имеет всем очевидное значение солнечности, света. Радуга — «солнечная дуга», рассвет — "свет Солнца-Ра", радость — «солнечность», радоница — «солнечный праздник». И наконец, простонародное название нашей страны «Ра-ссея» — значит «светлая страна», «сеющая свет», почитающая солнечных богов. Ра-река (это Волга в «Велесовой книге»). Ну, и тот, кто верит во всё это — тот, разумеется, "к-ра-мольник", т.е. молящися Солнцу-Ра.

Ну, а обозначался сей слог в рунах астрологическим знаком Солнца — кругом с точкой ли буквой
О. И ещё и палочкой рядом, отсюда произошла русская буква Р (и латинская R).

Между прочим, обратное чтение сего слога («чаромутное», если следовать терминологии 19-го века) также любопытно. «
Яр», в диалектах значит также и откос, гора. Отсюда и слог «яр» в именах славянских князей. «Яры», — это потомки Ярилы-Солнца, произошедшие от него. Потому Древняя Русь — это Русь Ярова.

Когда-то, ещё в начале 90-х, я первым начал разговор о сём в своих книгах и статьях. И о корне «Ра», и о значении корня «Род», и о навских корнях и проч. С тех пор это уже стало фактом массовой культуры. Повторяли эти идеи Задорнов, филолог Алексеев и т.д.

ГА (ГО, ХЪ)

Обозначался сей слог также астрологическим знаком планеты марс ♂: кругом со стрелой или отдельно стрелой (повёрнутой обычно вверх). И означал ход, движение, развитие, стремление (точно как английское слово «go»). Пример, го-ра, ко-ра (движение к солнцу); доро-га, но-га… И классический «задорновский» пример: «Га-га-рин!».

Обращу внимание, что соответствующие слоги, когда их использовали не только в корне слова, но и как суффиксы, также сохраняли сие смысловое значение. Так, слог <ГА> (равнозначный в рунице ГО), и перешедший после оглушения в <
ХЪ> на конце слов — говорил о том, что перед нами глагол. То есть опять-таки этот слог придавал слову значение стремительного движения, развития, изменения,: поидо-хъ, рече-хъ, те-че-хъ и т.п.

Есть смысл и у иных слогов: "да" (дающий блага), "на" (навский); "ва" (относящийся к вере, воле), "ба" (божественный) и пр.

И пожалуй, стоит обратить особое внимание на старое значение и ещё одного слога, сохранившегося также и в суффиксах.


ЗЬ (СЬ, ШЕ)

Этот слог, перешедший после оглушения в СЬ , ШЕ и проч. Он обозначался знаком самой дальней и медленно двигающейся по небу планеты Сатурн (семь строк в таблице слоговых рун также имеют отношение к семи планетам, последняя строка — к планете Сатурн). Думается, этот слог и означает длительность, многократность медлительность чего-либо: «з-з-вон», «з-з-зуд», «ше-пот», «ше-лест».

То же значение у него сохраняется и в суффиксах старых глаголов «пришед-ше» (кто-то пришел, и причём не в первый раз). В грамоте академической такие смыслы присущи т.н. "имперфекту" (что это, кто учил языки, знает).

Об остальных 49+12+7 значениях рун и слогов, лучше почитать в книгах, в курсе собственно рунической грамоты.

Приведу ещё один яркий пример влияния слоговой рунной грамоты на старую грамматику. Старославянское слово «слогия» в старом «Словаре церковно-славянского языка протоиерея Дьяченко» означает именно «буква». Выходит, в старину так и понимали, что слог — передается одной буквой-слогией.

И таких примеров влияния рунной грамоты на старославянскую речь, словарь — великое множество, и особенно они заметны при работе с текстами «Велесовой книги».

Заключительные слова.

На сегодня сего достаточно… А что в сухом остатке? Здесь кратко изложена одна из теорий, близкая «народной этимологии», а также вновь популярному ныне «чаромутью» очищенная от собственно «мути».

Впоследствии это поможет запомнить правила склонений и спряжений, где используются суффиксы. Также даёт понимание того, почему в древнеславянском языке привычные нам суффиксы не слишком крепко прикреплены к словам и порою отрываются, либо даже «гуляют» по предложению.

Скажем, полное прилагательное «доброму» ранее могло быть записано как «добру ему», оно образовывалось из краткого прилагательного, кое не отличишь от существительного и местоимения путем стяжения гласных. Или, к примеру, возвратный суффикс глаголов «ся», произошедший от «себя», также мог «гулять» и стоять даже и перед глаголом… Вообще, очевидно, что в старину мельчащей смысловой частицей речи и был слог, а не слово.

И здесь замечу также, что монахи, создавая по образцу греческой грамматики — грамматику славянскую, упорядочили по своему разумению «грамотную» речь. И сим они затиснули живую русскую речь в рамки, где ей стало весьма тесно. Утратились многие краски, возможные ранее формы слов, отринутые церковью на том основании, что им не нашлось подобия в речи греческой… И к тому же добавили и собственно греческие словоформы, что сделало язык витиеватым, а потому и недоступным простому народу… Но с тех пор именно живой язык сохранил также и «высокий штиль» древней русской речи. Только теперь сие стало просторечием. Именно сим «просторечием» и написана «Велесова книга».

Подробнее о всем этом, в следующий раз, когда речь пойдёт о древнеславянских частях речи, которые также весьма отличны от церковно-славянских.

* * *

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке) . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .

* * *

Читайте книгу Александра Асова «Венок сказаний о Владыках звёзд» («Мифы славян»), « Сказание Бусе Кресене» на сайте AUTHOR TODAY. Регистрируйтесь на сайте и подписывайтесь на новые книги!