Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Этот дивный прозрачный рукав… За что за дамы пушкинской поры его так любили?

Такой тип рукава знаком всем по портрету Натальи Пушкиной.

Широкий длинный рукав из прозрачной ткани, пришитый поверх нижнего короткого рукава.

Правильнее будет сказать: прозрачный рукав «жиго», пришитый поверх нижнего рукава «берет».

Именно так называли короткие рукава на вечерних и бальных платьях в 1829 – 1835 годах. «Берет» – по аналогии с головным убором. А длинный рукав, широкий на плечах, назывался «жиго», что в переводе с французского означает «окорок».

Александр Брюллов. Портрет Натальи Пушкиной, 1831 - 1832 год.
Александр Брюллов. Портрет Натальи Пушкиной, 1831 - 1832 год.

Рукав «жиго» появился около 1825 года. Поначалу он был не очень широким, но постепенно расширялся, достигнув в 1830-х годах просто невероятной ширины.

Он мог быть непрозрачным, из плотной ткани, или же прозрачным – из газа, тонкого кружева, тюля.

Вот как выглядел прозрачный рукав «жиго» в середине 1820-х:

И. И. Олешкевич. Портрет Софьи Потоцкой, середина 1820-х.
И. И. Олешкевич. Портрет Софьи Потоцкой, середина 1820-х.

Женская мода во времена восстания декабристов: 1825 -1826 годы.

А вот каким он стал в 1828 году. Более объёмный, но ещё не слишком широкий.

Фридрих Амерлинг. Портрет Джулии фон Война, 1828 год.
Фридрих Амерлинг. Портрет Джулии фон Война, 1828 год.

Портрет Натальи Пушкиной написан в 1831-1832 годах, когда рукава стали очень широкими.

На портрете ниже он кажется ещё шире.

Здесь хорошо виден нижний рукав «берет». Он тоже широкий, на требовалось много ткани.

Жозеф-Дезире Кур. Marquise Chasseloup-Laubat, 1831 год.
Жозеф-Дезире Кур. Marquise Chasseloup-Laubat, 1831 год.

Тут возникает вопрос: а зачем вообще этот прозрачный рукав? Разве вечернее платье не могло быть просто с коротким рукавом?

Могло. Но так было модно. Поэтому и носили. Шили вечерние платья не только с короткими рукавами, но и с длинными прозрачными поверх коротких.

К тому же это красиво, изящно, романтично, а в моде был романтизм.

Куда надевали такие платья?

В театр, на вечерний приём, на парадный обед.

Могли ли надеть на бал? Едва ли, но…

В Эрмитаже есть пара платьев с декольте, но длинными прозрачными рукавами, которые определены как бальные. Так что, может быть, молодая девушка и могла появиться на балу в таком платье.

Платье из вышитого тюля - имитация кружева, 1830 год.
Платье из вышитого тюля - имитация кружева, 1830 год.

А на прогулке?

Не знаю. Но нашла модную картинку, где платье для прогулок имеет прозрачный рукав. Да и велика ли разница, прозрачный он или плотный. Платье всё равно дневное, закрытое.

Платье для прогулок, 1829 год.
Платье для прогулок, 1829 год.

Могли ли вечерние платья иметь декольте, но длинные непрозрачные рукава, как зелёное платье здесь: Рукава, похожие на воздушные шары, и прически, которые постепенно меняются. Роскошные 1830-е.

Вероятно, да. Но прозрачный-то рукав удобней!

Потому что он – лёгкий. Такой рукав легче сшить, в платье с таким рукавом комфортней. Допустим, платье из бархата. Широченный рукав из бархата зелёного или малинового цвета смотрится, конечно, роскошно. Но таком платье будет и душно, и тяжко. То ли дело прозрачный.

И как же его не любить? Сочетание красоты и удобства.

Александр Брюллов. Портрет графини Н.Н. Строгановой. Начало 1830-х.
Александр Брюллов. Портрет графини Н.Н. Строгановой. Начало 1830-х.

Портрет ниже датировал 1836 годом. Прозрачные рукава ещё носят, но это их «лебединая песня». Мода меняется, на платьях нового силуэта прозрачный рукава уже не будет хорошо смотреться.

Moritz Daniel Oppenheim. Portrait Charlotte de Rothschild, 1836 год.
Moritz Daniel Oppenheim. Portrait Charlotte de Rothschild, 1836 год.

Прозрачный рукав мог быть чёрного цвета, а не только белого.

Carl Joseph Begas. Портрет Вильгельмины Бегас, 1828 год.
Carl Joseph Begas. Портрет Вильгельмины Бегас, 1828 год.

Мне даже попался портрет, где такой рукав малиновый: Тюрбан? Шляпа? Берет? Фантастические головные уборы пушкинской поры.

Хотя белые прозрачные рукава всё же лидировали.

Александр Брюллов. Портрет Софьи Алексеевны Львовой, первая половина 1830-х.
Александр Брюллов. Портрет Софьи Алексеевны Львовой, первая половина 1830-х.

Прозрачный рукав на вечернем платье с цветочным рисунком:

Вечерние наряды, 1833 год.
Вечерние наряды, 1833 год.

Мода времён Пушкина. Рукава вечерних нарядов в стиле средневековья.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!