Найти в Дзене
Елена Мухина

Карлтон Хаус – бывшая резиденция короля Георга IV

Лондонский особняк Карлтон Хаус известен тем, что когда-то был резиденцией короля Георга IV. В настоящее время на месте Карлтон Хаус находится здание, которое называется Карлтон Хаус Террас. Карлтон Хаус находился на южной стороне улицы Ролл Молл, а его сады граничили с Сент Джеймским парком в Сент Джеймском районом Лондона. Улицы Лауэ Рейджент Стрит и Площадь Ватерлоо были спланированы так, что можно было через них подойти только к главному входу в особняк Карлтон Хаус. Поэтому архитектору Джону Нэшу пришлось спланировать маршрут королевских церемониальных шествий к Карлтон Хаус от Сент Джеймского парка к Рейдженскому Парку через Рейджент Стрит, Потланд Плейс и Парк Сквер путем перепланировки некоторых улиц, окружающих Карлтон Хаус.

Главный вход в Карлтон Хаус.  Яндекс. Из открытых источников.
Главный вход в Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.

История Карлтон Хаус

Карлтон Хаус был построен в начале восемнадцатого века для Генриха Бойля, которому в 1714 году был присвоен титул барона Карлетон. Он завещал дом своему племяннику, архитектору лорду Бурлингтону. Мать лорда Бурлинтона продала его в 1732 году Фредерику, принцу Уэльскому (старшему сыну Георга II ). Архитектор спланировал красивый сад для нового владельца дома. Августа, принцесса Уэльская, вдова принца Фредерика, увеличила размеры дома. Она умерла в 1772 году и дом перешел ее сыну Георгу III . В 1783 году Карлтон Хаус перешел во владение Георгу, принцу Уэльскому, сыну Георга III .

Для перестройки дома принц Уэльский сначала выбрал архитектора Уильяма Чемберса, но затем заменил его на архитектора Генриха Холланда. Оба архитектора были приверженцами французского неоклассического стиля в архитектуре, поэтому Карлтон Хаус был перестроен в неоклассическом стиле, или стиле Людовика XVI , который был очень моден в Европе.

В 1784 году Генрих Холланд начал свою работу с перестройки Государственных апартаментов, которые тянулись вдоль сада и являлись основными приемными помещениями Карлтон Хаус. Когда в сентябре 1785 года Хорас Волпол, известный своим критическим складом ума, увидел эти апартаменты, он был поражен их красотой и написал, что Карлтон Хаус является самым совершенным зданием в Европе. «Это просто Августовская изысканность ( историко- региональный стиль античного искусства , зародившийся в 1 в. нашей эры, в Риме ). Я не могу сказать, что Карлтон Хаус великолепный, но вкус и «правильность» меня ошеломляет. Все орнаменты находится на четко выбранном расстоянии друг от друга, прекрасно пропорционально выдержаны, поражают меня своей свежестью и новизной, с гораздо большим воображением и разнообразием, чем греческие орнаменты. Хотя, возможно, что-то скопировано с Hotel de Cond é (основная резиденция принцев Конде в Париже) и других дворцов, но нельзя сказать, что Карлтон Хаус является более классическим дворцом, чем французские дворцы».

В конце 1875 года перестройку Карлтон Хаус пришлось приостановить из-за накопившихся долгов принца Уэльского. В связи с женитьбой на миссис Фитцхерберт (любовь всей жизни принца Уэльского) его неоплаченные счета возросли до 250000 фунтов. Парламент назначил комиссию для расследования огромных расходов в связи со строительством Карлтон Хаус и оценки дальнейших расходов для завершения этого строительства. В мае 1787 года принц Уэльский смиренно и с покаянием обратился к своему отцу, королю Георгу III , с просьбой дать ему денег на завершение строительства. При это он включил все свое обаяние и шарм и смог убедить отца дать ему денег. Георг III выделил принцу Уэльскому 60000 фунтов и уже летом 1787 года строительство было продолжено. На оформление дворца были приглашены лучшие французские производители мебели и другие мастера Франции (начало Французской революции положило конец всем королевским комиссионным вознаграждениям). Французские мастера приступили ко второй фазе оформления интерьеров Карлтон Хаус под наблюдением мастера-декоратора Доминика Дагерра, который занимался оформлением дворца Марии- Антуанетты. Кроме того, он был посредником, через которого мебель от Адама Вайсвайлера, поступала во дворец из Франции.

После перестройки Карлтон Хаус стал таким большим и роскошным, что он больше не назывался домом, а большим и роскошным дворцом. С 1790 года Карлтон Хаус стал центром Лондонского высшего общества, который мог конкурировать с королевским двором родителей принца Уэльского: Георга III и его супруги королевы Шарлотты, официальными резиденциями которых были Сент-Джеймский дворец и Букингемский дом. В 1802 году сотрудничество принца Уэльского и Генриха Холланда подошло к концу. В 1810 году принц Уэльский стал принцем-регентом из-за тяжелой болезни своего отца. Ему снова пришлось переделать Карлтон Хаус и изменить внутреннее убранство апартаментов из-за возросшего числа помещений, необходимых для выполнения обязанностей принца-регента.

Помимо роскошного французского декора и великолепной французской мебели, в Карлтон Хаус была собрана великолепная коллекция всевозможных видов произведений искусств. Принц Уэльский для своего нового дворца приобрел прекраснейшие произведения живописи своих современников-художников, патроном которых он являлся. Это Рейнольдс, Гейнсборо и Стаббс. По совету третьего маркиза Хертфорда и совету сэра Чарльза Лонга, принц Уэльский приобрел картины старых мастеров: Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Кейпа и Яна Стрина. В 1816 году, согласно инвентаризации, в Карлтон Хаус находилось 136 картин в Государственных апартаментах, 67 картин в частных апартаментах, 250 картин в других помещениях дворца.

В 1820 году после смерти своего отца, Георга III , принц-регент стал королем Георгом IV . Новый король решил, что Карлтон Хаус, официальные королевские резиденции Сент Джеймский дворец и Букингемский дом не годятся для его нового статуса. Столько было потрачено денег на обустройство Карлтон Хаус, но Георг IV утратил к нему интерес и перестроил Букингемский дом так, что он стал называться Букингемским дворцом. Перестройка Букингемского дворца потребовала перепланировки Рейджент Стрит и других центральных улиц Лондона (это был другой проект Георга IV , в котором он был очень заинтересован). В результате Георг IV решил снести Карлтон Хаус, чтобы соединить Рейджент Стрит с улицей Молл.

Все предметы искусства, ковры, мебель и другие предметы роскошного внутреннего убранства Карлтон Хаус были перевезены в Букингемский дворец и другие королевские резиденции, как например, в Ройял Лодж и Павильон Брайтон. Большое число каминов из Карлтон Хаус были установлены в Букингемском дворце, большое количество дверей из Карлтон Хаус были установлены в Виндзорском замке. Многие архитектурные решения при строительстве Карлтон Хаус были использованы при строительстве или перепланировке других королевских резиденций, так например, при перепланировке Букингемского дворца, Виндзорского замка. Входной портик Карлтон Хаус был использован для новой Национальной Галереи на Трафальгарской площади.

В 1826 году Карлтон Хаус был снесен, а вместо него был построен очень дорогой дом с двумя рядами белых отштукатуренных колонн и стал назваться Карлтон Хаус Террас.

Карлтон Хаус Террас.  Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус Террас. Яндекс. Из открытых источников.

Новый дом Карлтон-Хаус-Террас на месте бывшего дворца Карлтон Хаус, был построен в 1832 году по проекту известного архитектора Джона Нэша. Он представляет собой несколько вытянутых в одну линию отштукатуренных в белый цвет домов с колоннадами. В некоторой части его комнат сохранились оригинальные интерьеры Нэша.

В эпоху королевы Виктории и в начале 20-го столетия в этом доме частные лица арендовали жилые помещения. В настоящее время в Карлтон Хаус Террас размещаются многочисленные академии, общества и клубы, среди которых Королевская инженерная академия, Лондонское королевское общество, Британская академия, Институт современного искусства.

Насколько был великолепен Карлтон Хаус и насколько были великолепны интерьеры Карлтон Хаус можно только судить по зарисовкам и акварелям, оставленных нам английским художником-аквалеристом Чарльзом Уайльдом (1781-1835). Большая часть его акварелей находится в частной коллекции Елизаветы II . Ниже представлены несколько акварелей Чарльза Уайльда убранства дворца Карлтон Хаус.

Принц уэльский, будуший король Георг  IV   приобрел самую дурную славу из всех представителей Ганноверской династии. Его немыслимое мотовство и распутство много лет  возмущали и шокировали английское общество.  Яндекс. Из открытых источников.
Принц уэльский, будуший король Георг IV приобрел самую дурную славу из всех представителей Ганноверской династии. Его немыслимое мотовство и распутство много лет возмущали и шокировали английское общество. Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус.  Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус.  Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.

Роскошные интерьеры Карлтон Хаус.

 Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
 Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
 Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
 Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
 Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
 Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
 Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.
Карлтон Хаус. Яндекс. Из открытых источников.

Если статья вам понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал: История английской монархии.

Читайте : впереди много интересного !!!