Знаменитый советский актер Готлиб Ронинсон ни разу в своей жизни не получал главные роли на сцене и в кино. Но он почти полвека играл в театре на Таганке и не затерялся среди талантливых коллег, которые там трудились. Более того, многие зрители и даже другие актеры (Раневская, Плятт и др.) ходили туда, чтобы специально посмотреть на него. А его редкие реплики в знаменитых лентах того времени тут же становились крылатыми фразами.
Что же это был за человек Готлиб Ронинсон?
Наш сегодняшний герой является представителем еврейского народа, а потому неудивительно, что родился он в границах черты оседлости в 1916-м году. Родным городом его родителей была Вильна, будущая столица Литвы, которая на тот момент была занята германской армией. Будущий актер в честь своего деда получил немецкое имя – среди евреев Восточной Европы всегда была популярна германская культура.
После революции родители переехали в Москву, но отец тут же покинул семью, и Тойба Ронинсон воспитывала единственного сына одна. Она так никогда больше не вышла замуж, зато всю свою душу вкладывала в своего ребенка. Такая гипер-опека и желание, чтобы мальчик вырос «настоящим мужчиной» в дальнейшем сильно аукнется артисту и приведет к сложностям в общении с женщинами.
Как хороший еврейский мальчик, Готлиб всегда увлекался искусством. Сначала он пел в детском хоре, а затем попал в Большой, где стал участников труппы мимов. В это время случилось событие, которое полностью перевернуло его жизнь. Один из танцоров балета предложил ему более близкую дружбу, чем это могло быть между двумя комсомольцами. Робкий юноша, не знавший мужского воспитания, не смог дать ему отпора, и слухи об этом разошлись по всему театру.
Когда парень попытался наладить отношения с девушками, он начал оказывать знаки внимания своей однокурснице по Щукинскому училищу прекрасной студентке Татьяне Коптевой. Но злые языки рассказали ей о том, что случилось в Большом, и разочарованная красавица мигом прекратила общение.
В дальнейшем его стремление найти себе пару и завести семью также заканчивались ничем: ни одна из подруг актера не так и не смогла пройти собеседование у его строгой родительницы. Как настоящая еврейская мама, Тойба Ронинсон бдительно следила за досугом своего Гошеньки и строго ограничивала его круг общения даже когда он стал взрослым мужчиной.
Зато зрители и режиссеры его обожали – Готлиб Михайлович легко получал роли в лучших фильмах и театральных постановках своего времени. В его творческой копилке начальник Деточкина в картине «Берегись автомобиля», пан Станислав из «Тринадцати стульев», врач скорой из «Старики-разбойники», астроном из «Афони». Казалось бы, это совсем не центральные персонажи, но каждая брошенная им реплика моментально становилась знаменитой. Чего стоят хотя бы слова из ленты «Не может быть!»: «Это нахальство – обнимать мою жену! Этого я даже сам себе не дозволяю!»
Владимир Высоцкий, другой известный актер Таганки, долгое время делил с нашим героем одну гримерку. Он очень тепло относился к своему товарищу и никогда не давал его в обиду, несмотря на то, что был намного младше него. Сохранились даже стихи, посвященные поэтом пятидесятилетию своего соседа:
Если болен глобально ты
Или болен физически,
Заболел эпохально ты
Или периодически.
Не ходи ты по частникам,
Не плати ты им грошики.
Иди к Гоше, несчастненький,
Тебя вылечит Гошенька.
Дело в том, что из-за постоянных проблем со здоровьем Ронинсон очень интересовался нетрадиционными методами лечения. Он практиковал оздоровление наложением рук, за что и заслужил от Высоцкого такие слова.
Готлиб Михайлович жил в «сталинке» на Якиманке. А неподалеку от его дома находилась стоматология. Там стояли открытые стеклянные окна, и врачи с пациентами были видны проходящим людям. Знаменитый актер иногда заглядывал туда с улицы и смешил испуганных пациентов.
Веселый и добрый человек, всегда игравший только комедийные роли, начал угасать, когда ушла из жизни его драгоценная мама. Привыкший проводить все свое время только с ней, Гошенька так и не создал собственную семью. И когда его родительницы не стало, любящий сын вскоре последовал за ней.