Найти в Дзене

Кражи и продажи: как обезопасить свой салон (законы, реалии и лайфхаки)

Оглавление

Уже столько всего придумано: и камеры везде есть, и охрану можно вызвать одной кнопкой, и антикражные датчики на всех оправах стоят, и сигнализацию в салоне можно установить, а все равно кражи были, есть и будут. Воришки тоже совершенствуются вместе с высокими технологиями. Ну, прямо тараканы бизнеса!

Антикражный датчик для защиты очков
Антикражный датчик для защиты очков

Кстати, про высокие технологии!

Как вы защищаете свой товар?

Напишите в комментариях, у кого из вас вообще хоть каким-то образом для защиты товара внедрены технологии. Несмотря на такое изобилие современных средств охраны своего салона, используют их на деле единицы: "Дорого!"

Друзья, ну, мы же с вами голову ломаем, как отрабатывать это возражение с покупателями очков, при этом в голове крутится эта фраза, когда приходится вкладывать финансовые средства самим в очевидные и нужные вещи.

Тревожная кнопка для вызова группы быстрого реагирования
Тревожная кнопка для вызова группы быстрого реагирования
Кстати, выбирая актикражный датчик для защиты очков, обратите внимание, что некоторая защита портит заушник: портит металл и оставляет желтые пятна на силиконе. Переставили датчик после примерки - уже больше пятен. Если меняете защиту на моделях, хотя бы крепите на то же самое место.
И проверьте, как она снимается. Если клиент увидит, что вы не можете снять защиту, бьете дорогую оправу о прибор для размагничивания, он передумает.
Отнеситесь серьезно к данному вопросу.
Читайте отзывы и будьте аккуратны в выборе!

В минус из зарплаты

Когда я провожу опросы сотрудников оптики, многие продавцы обижаются, что за краденные модели руководство наказывает их. Давайте разберемся, кто прав.

Посмотрим камеры (вот если их нет, доказать что-то сложно). На записи четко будет видно, что делали работники в момент хищения. К сожалению, как бы я ни любила и не защищала оптиков-консультантов и оптометристов, очень часто они не обращают внимания не действия посетителей: заняты своим телефоном, болтают другом с другом и даже краем глаза не наблюдают за происходящим.

Продавца не видно... Кража в салоне оптики г.Белгород
Продавца не видно... Кража в салоне оптики г.Белгород

Некоторые боятся быть навязчивыми и решают, что повернуться спиной к гостю - идеальный выход.

В общем, что уж говорить, нужно анализировать каждый случай.

Без камер нужно опрашивать всех работающих в смене, это сложнее, ведь вы не следователь, а командный дух и коллегиальную солидарность никто не отменял. Либо наоборот, если напарники не ладят, будут пальцем показывать друг на друга. Правды добиться тяжело.

Когда продавец ни при чем

Есть случаи, когда я горой на стороне персонала. Закон, кстати, тоже горой (читай ниже). Если руководитель не нанял охрану, не поставил защиту на модели, не установил камеры и так далее, экономя на всем и вся, полагаясь только на глаза продавца, то тут может возникнуть всякое, от его глаз независящее.

Кража очков в Верхней Салде
Кража очков в Верхней Салде

Продавец - не охранник торгового зала, он эксперт (если, конечно, не сидит в телефоне и не "ловит ворон" на потолке, не спит за стойкой), поэтому при трафике он не может уделить внимание более, чем одному клиенту, но при этом организовать процесс продажи с несколькими клиентами может: один пока осматривается, другой - на проверке зрение, третий пьет чай и так далее.

Если он будет озираться по сторонам, боясь, что за кражу ему снизят зарплату, он будет выглядеть в глазах покупателя как плохой продавец, невоспитанный и непрофессиональный.

Это негативно скажется на продажах и на репутации салона.

Еще такой момент: в некоторых оптиках вообще работает лишь один сотрудник, их обычно называют консультантами-оптометристами. То есть, на время проверки зрения торговый зал полностью в распоряжении посетителей. Хочешь не хочешь, ты их бросаешь, априори доверяя. И как у таких продавцов вычитать из зарплаты кровно заработанные?

Проверка зрения должна быть предельно тщательна, а в это время - посетители в торговом зале одни
Проверка зрения должна быть предельно тщательна, а в это время - посетители в торговом зале одни

Рельные случаи

Зиля, продавец салона оптики "Конкор", г.Уфа

Я примерно проработала полгода, в салон пришёл молодой человек, за солнцезащитными очками, показывала ему модели солнцезащитных очков. Он примерил, подобрал подходящую и попросил показать, какой к очкам идет футляр. Я нагнулась за футляром, а он бегом за дверь и был таков... Догнать не смогла , мини-юбка и высоченный каблук помешали ... Полдня провела в полиции вместе с директором. Ну, грабителя естественно не нашли. Честно, уже не помню, на какую сумму был ущерб, но очки были дорогие, оригинальные #rayban. Я очень переживала, что теперь такую огромную сумму с меня спишут.

Мой комментарий. Что можно сразу отметить: то, что сотрудник не соблюдал дресс-код, который, мало того, не позволял деликатно наклоняться за товаров на нижних полках, так еще и не позволил передвигаться быстро (высокие каблуки), что сразу отметил злоумышленник. Руководство позволило быть сотруднику на рабочем месте в таком виде, поэтому несет такую же ответственность за кражу.

В конце статьи дам ссылки на две статьи о дресс-коде сотрудника оптика.


Евгения, оптика "Аrt.glasses.top", г Санкт-Петербург

Продолжаю про кражу. Мужчина, как обычно, просил: "Дайте одну оправу, потом другую и вот эту и вот ту". Кучу набрал. Стоит перед зеркалом, я замечаю, что что-то не так. Зову вторую приемшицу, чтобы вышла в торговый зал. Она мне отвечает, что занята очень, не может выйти. Я: "Ну ладно..." Мужчина продолжает мерить. Было выложено 10 оправ. Все дорогие. Он говорит: "Подумаю" - и уходит. Я через 15 секунд понимаю, что одной оправы нет, выбегаю на улицу. Вижу его. Бегу к нему, хватаю за карман, а он как побежит резко, что карман остался у меня в руке. Я возвращаюсь обратно, реву и думаю, чем же так была занята вторая приемщица, что не смогла выйти. Подхожу к компьютеру, где она сидела, а она пасьянс раскладывает. А у меня кусок кармана в руке. Я ей засунула его за шиворот от обиды! Полицию не вызывали. Тогда ещё и камер не было.

Мой комментарий. В любом случае вызывается полиция, фиксируется факт кражи. Многие преступления раскрываются и при отсутствии видекамер. Это работа полиции - опрашивать очевидцев, составлять фоторобот и так далее. Более того - в некоторых случаях действия сотрудников могут расцениваться как соучаствие. Ниже - более подробно об это.

Продавец в законе

Согласно положениям ст. 239 Трудового кодекса Российской Федерации «материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику».

В условиях, когда отсутствует охрана в магазине, нет физической невозможности одновременно работать с покупателями и контролировать торговый зал по видеокамерам, надлежащие условия для сохранности товара работодателем не созданы, незаконно и необоснованно «вешать» на продавцов украденное. При попытке такового от вашего работодателя пишите обращение в Государственную инспекцию по труду.

При трафике и работе одного сотрудника сложно уследить за всеми в зале без дополнительных технических средств
При трафике и работе одного сотрудника сложно уследить за всеми в зале без дополнительных технических средств

Ответственность за кражу

Кража - наказуемое деяние, за которое существует административная и уголовная ответственность.

  1. Кража  до 1000 рублей (мелкая кража, мелкое хищение)– ответственность административная (7.27 КоАП РФ) – наказание, как правило, административный штраф.
  2. Кража  от 1000 до 2500 рублей — административная ответственность (ч.2 ст.7.27 КоАП РФ)- наказание от штрафа до ареста до 15 суток.
  3. Кража  на сумму более 2500 рублей – уголовная ответственность ч.1. ст.158 УК РФ. Минимальное наказание штраф, самое строгое наказание до двух лет лишения свободы.
  4. Кража группой лиц – уголовная ответственность ч.2. ст.158 УК РФ.= наказание от штрафа до лишение свободы до 5 лет.

Стоимость похищенного товара определяется именно по закупочной цене, а не по цене обозначенной салоном оптики на ценнике при его продаже и должна быть подтверждена соответствующими доказательствами.

Шуточное объявление - всё ради ваше улыбки!
Шуточное объявление - всё ради ваше улыбки!

Действия при краже

  1. Сотрудники магазина несут ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей в магазине, если руководством созданы условия для защиты товара от краж.
  2. При любой, даже минимальной, угрозе жизни и здоровью сотрудников или сохранности товара необходимо вызвать охрану путем нажатия тревожной кнопки, если таковая имеется.
  3. По всем выявленным фактам хищений товара в обязательном порядке необходимо подавать заявление в полицию, а не уменьшать зарплату сотрудников без доказательств. Это дело полиции, пусть проводит следствие.
  4. Работникам салона оптики следует проговаривать покупателям в случае обнаружения их намерения совершить хищение, что вы видели товар, который был спрятан с целью хищения.

Например:

Оптик-консультант заметил, как один из посетителей прячет в одежду солнцезащитные очки. Работник подходит к злоумышленнику и говорит:

«Я только что видела, как вы положили в карман очки, предлагаю вам оплатить их на кассе, в противном случае ваши действия подпадают под действие статьи 161 Уголовного кодекса РФ, то есть грабеж, максимальное наказание по данной статье – 12 лет».

Хотя достаточно просто сказать, что вы видели, как гражданин спрятал товар или не оплатил его.

Дальше - еще интереснее.

Фото с камер. Кража очков
Фото с камер. Кража очков

Лайфхак "кража или грабеж"

Если оптик-консультант увидел хищение, но ничего не сказал злоумышленнику, это квалифицируется как кража, то есть, тайное хищение имущества, и для возбуждения уголовного дела сумма ущерба должна быть существенной, в большинстве случаев более 1000 рублей. А часто это товары по акции, тем более, закупочная цена их низка (именно по ней же оценивается стоимость похищенного). Реальный срок получить по данной статье ох как проблематично, и люди, зная это, идут на хищения.

Другое дело - грабеж, то есть, открытое хищение имущества, там ответственность уже до 12 лет, и уголовное дело возбуждается независимо от того, на какую сумму было совершено хищение. Для переквалификации преступного деяния с кражи на грабеж достаточно просто сказать злоумышленнику, что вы видели хищение, и если после этого он сделает попытку скрыться с товаром, то это и есть грабеж.

Зачастую после предупреждения сотрудника магазина несостоявшийся грабитель оплачивает товар или оставляет его на выкладке.

Если все-таки товар будет украден, сотрудникам, свидетелям хищения, необходимо детально записать приметы похитителя и обстоятельства происшествия (время, данные свидетелей, список украденного).

Оптик-консультант незамедлительно должен поехать и подать заявление в местное отделение полиции или вызвать ее на место. В заявлении необходимо указать, что хищение было открытое и похитителю сотрудники проговаривали, что товар необходимо оплатить. После подачи заявления в полиции выдается «талон-уведомление», в котором будет указан регистрационный номер.

Далее - вас проинструктируют в полиции.

Обязательно - подать заявлении в полицию о краже
Обязательно - подать заявлении в полицию о краже

Лайфхак "ценообразование"

За рубежом оптики решили этот вопрос простым способом: бороться с ворами устали, продавцов тоже не хотят обижать, они кражи... вмонтировали в ценообразование! Да, да!

Посчитали, прикинули: воруют, что-то пропадает, ломается, но редко же! Разбросали на год эту сумму, поделили на весь ассортимент и поняли, что можно заложить эти копейки в стоимость товара. Получаются реально мизерные суммы, например, прибавка к оправе 30 копеек, к футляру - 5 копеек и так далее.

И успокоились.

Российские ритейлеры тоже стали пользоваться данной методикой, но при этом старым методом, вычесть из зарплаты сотрудников, тоже не брезгуют.

Лайфхак "страховка"

Страховые компании уже давно предлагают программы для ретейлеров. Прежде всего, это страхование самой торговой точки и товаров, а также гражданской ответственности перед третьими лицами. Владелец может застраховать свое имущество, а арендаторы могут застраховать свое.

Самые актуальные риски, с которыми может столкнуться ретейлер — это огонь, вода, стихийные бедствия и кражи. Есть страховые программы - комплексные, которые учитывают всё.

К сожалению, страхование не такое распространенное явление в России, всегда надеемся на "авось".

А надо повернуть вопрос иначе: "Авось не пронесет?"

Примеры мастерства "очковых" воров

Посмотрите на видео и решите, виноват ли сотрудник оптики в краже, пишите в комментариях.

А тут еще интересные сюжеты:

Наслаждайтесь просмотром, и поехали дальше!

А у вас какой процент краденных очков? Если большой, вероятно, вам надо пересмотреть всю политику охраны салона оптики, а если кражи редки, то, возможно, заложить в стоимость работу воров - это выход?

Обещала дать ссылкe на статью:

-10

Елена, основатель и бизнес-тренер Школы продаж в оптике Дмитренинг

🔹 Яндекс.Дзен

🔹 Яндекс.Кью

🔹 Телеграм-канал

🔹 Чат для общения оптиков в Телеграм

🔹 Тик-Ток

🔹 ВКонтакте

🔹 Одноклассники