Экспрессия - один из важнейших элементов мастерства, которым должен владеть художник. Что означает это понятие, и как менялся смысл экспрессии в живописи на протяжении веков? Обо всем этом в сегодняшней статье.
Теоретик искусства Роже де Пиль, оценивая гениальность художников в баллах, измерял меру экспрессии их картин. Об этом мы говорили в статье: “Рейтинг гениальных художников по 20-ти балльной шкале”. Значит, экспрессия была важна для художественного мира XVIII века. Но это понятие появилось ещё раньше. Уже в начале XVII столетия все #художники знают латинское слово “экспрессия”. И говорят о ней либо в единственном, либо во множественном числе - “экспрессии”.
Это слово интернациональное, "expressio” означает “выражение”. Повышенная выразительность картин всегда высоко ценилась. Однако в истории изобразительного искусства “экспрессия” прошла длинный путь преобразований. Она поменяла суть и стала достигаться совсем другими методами.
Выразительность в картинах старых мастеров
Художник должен владеть экспрессией - и это неоспоримое правило, которому следовали во все времена. Фреска “Оплакивание Христа” Джотто ди Бондоне приковывает взгляды неподдельность чувств. Он передал их ещё с потрясающей убедительностью.
Скорбь и ужас воплощают позы персонажей. Распростертое тело Христа бережно поддерживают окружившие его близкие. Мария обняла сына, как младенца. На её лице невыносимое страдание и душевная мука. Святой Иоанн наклонился вперед, в отчаянии всплеснув руками. Даже ангелы на небесах вторят человеческой скорби. Приемы экспрессии, которые использует #художник , типичны для старых мастеров. Это ремесло, которое надо было уметь делать .
Экспрессия в живописи XVII-XIX веков
Первые попытки помочь художнику овладеть экспрессией относится к концу XVII века. Эта идея зародилась в недрах французской академии художеств. Её президент Шарль Лебрен составил таблицу важнейших экспрессий. Вот она перед вами:
Живописец должен был передавать экспрессии через человеческие чувства и страсти. Художники учились писать людей, которые выражают свои #чувства физиогномически, то есть мимически. Они должны были уметь изображать: переживания, отношения, драмы, трагедии, комедии и так далее. В помощь ученикам королевский живописец Лебрен нарисовал формулы человеческих переживаний в различных ситуациях. Это не гениальные рисунки. Он имел в виду просто инструкцию. Модели могли быть другие, но примерно такие мимические маски (выражение рта, движение головы, такие глаза) должны были выражать определенные чувства.
Таблицы Лебрена имели гигантский успех, хотя и не исполнялись буквально. Но если этого требует художественная традиция, и это воспринимается как некое мастерство, то талантливые художники это #мастерство демонстрировали. Вот пример того, как разыгрываются экспрессии в картине одного из ведущих французских художников конца XVIII столетия:
Это Жан Батист Грёз - очень популярный художник своего времени. #Картина представляет драматические последствия семейного разлада. Жуткая семейная драма между непослушным сыном и проклинающим его отцом. Оцените выражение лица и жест отца, закатанные кверху глаза одной из дочерей, выражение лица мальчишки и его жест, лица сына, матери, ещё одной сестры. Как видите, Грёз владел экспрессиями безупречно.
Экспрессия в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов
Со временем понятие "экспрессия" меняло свой смысл и своё содержание. #Искусство живописи в своих магистральных направлениях, которые идут через #импрессионизм и #постимпрессионизм, меняется. Художники вообще отказываются писать такие истории.
Импрессионисты уже ничего подобного не изображали. Театр человеческих страстей их не интересует. Их интересует как передать точнее то, что видит глаз: вибрацию атмосферы, свет, взаимодействие цветов. Это не значит, что ничего человеческого там не осталось. Тем не менее то, что составляло сердцевину искусства предшествующих столетий они намерено отрицают. Когда импрессионист пишет какую-то группу людей, то эти люди обычно просто беседуют, одни сидят, другие стоят. В лучшем случае, дама качается на качелях. И больше ничего не происходит. Там нет драмы или интриги. Поэтому экспрессия, если можно так выразиться, поворачивают в сторону чистой визуальности.
Безусловно, революционерами в сдвиге смысла самого понятия экспрессии были постимпрессионисты. У них экспрессия получила совершенно другой смысл. Давайте вспомним картину ван Гога “Ночное кафе”. Это кафе в Арле, которое он прекрасно знал, потому что жил над ним.
Никаких физиогномических экспрессий тут вообще не видно. А о чем же эта картина? Вот что пишет сам автор в письме брату Тео: “В этой картине я пытался выразить неистовые человеческие страсти...” Оказывается, что тут есть “неистовые человеческие страсти”! У Грёза тоже были человеческие страсти, но совершено речь идет о других вещах.
“ ... Это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронеза с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни,” - пишет ван Гог.
Вот где экспрессия. Выразительны не жесты, не лица, не искаженные страстью рты, не глаза. Сам колорит картины создает определенное эмоциональное состояние. Через колорит, через отношения цветов, через отношения пятен ван Гог хочет заразить нас ощущением этого адского места. Он создает новую эстетику экспрессии.
Экспрессия в картинах XX века - по наши дни
В первые десятилетия XX века в живописи возникает направление, в названии которого экспрессия - это ключевое слово. Однажды Анри Матисс сформулировал то, что является для всей этой группы художников безусловной аксиомой:
“Экспрессия заключается для меня не в страсти, которая сверкает на лице или властно выразится в бурном движении. Она во всём распорядке картины: место, которое занимают тела, пустое пространство вокруг них, пропорции - всё это имеет свое значение. Композиция есть искусство размещать декоративным образом различные элементы, которыми располагает художник для выражения своих чувств”.
Мне кажется, что это и есть девиз всего экспрессионизма XX века.
Экспрессия произведений современного искусства несильно изменилась с тех пор. Художники стремятся не столько воспроизвести действительность, сколько выразить своё эмоциональное состояние с помощью кричащей цветовой палитры, линий, ритмов, различных смещений, преувеличений и упрощений. Я считаю, что экспрессия - это самое главное в живописи. И основной критерий оценки творчества автора. Не только в живописи, но и в литературе, музыке, танце, кинематографе. В тех видах человеческой деятельности, которые могут затрагивать душу. А оценить экспрессию можно очень просто. Вернее, не оценить, а просто почувствовать.
А какой основной критерий оценки творчества, на Ваш взгляд? Спасибо, что делитесь своим мнением в комментариях. Я очень люблю их читать.