Вот и осталось уже меньше 100 дней до долгожданных летних Олимпийских Игр в Токио 2021 (а должно было быть 2020). Хочется верить, что они наконец-то будут проведены, как пока что обещает МОК, и все пройдет в самом лучшем виде, и мы, хоть и лишенные флага и гимна, сможем насладиться триумфом и красотой спортивных соревнований, где наши спортсмены, пусть и в усеченном составе, будут идти к своей мечте - медали главного спортивного события четырехлетия.
В преддверии спортивного праздника мне хочется настроить моих читателей на позитивный лад и открыть рубрику "Великие победы Отечественного спорта", в которой я буду рассказывать об уже далеких от нас победах советских атлетов, которые тогда потрясли мир, и о современных триумфах наших соотечественников, которые большинство болельщиков прекрасно помнят. И начать я хочу с удивительной по красоте медали замечательной советской гимнастки Ольги Корбут.
Ольга Корбут родилась в городе Гродно Белорусской ССР в 1955 году. Родом она была из обычной семьи: отец - инженер, а мама - повар. Помимо нее в семье было еще три дочери, так что Ольга была четвертым, младшим ребенком. Жили Корбуты как и большинство советских семей того времени. В школе Ольга знаниями и тягой к учебе не блистала, зато на физкультуре выгодно отличалась от остальных девочек, поэтому учитель отвел ее в секцию спортивной гимнастики, где талантливую девочку приметила олимпийская чемпионка Елена Волчецкая. Так Ольга оказалась в группе заслуженного тренера СССР Ренальда Кныша. Этот человек сразу увидел в юной спортсменке талант, хватку к новым элементам, волевой нрав.
Подход Ренальда Кныша к спортивной гимнастике в то время был новаторским: он постоянно фантазировал и претворял в жизнь новые элементы, которые до того времени никогда не исполнялись.
После турнира "Олимпийская надежда" Корбут произвела настоящий фурор, и о юной четырнадцатилетней спортсменке заговорили, как о потенциальной звезде. На волне такого успеха Кныш разработал специально для Ольги еще ряд оригинальных элементов и увеличил скорость программы.
В те дни лидером советской и мировой гимнастики была несравненная Людмила Турищева - представительница старой академической школы. Ее выступления были классически выверены и четки, и поэтому на таком фоне трюки Корбут производили яркое впечатление. Противостояние этих двух талантливых спортсменок стало украшением спортивной гимнастики на годы вперед.
Триумф в Мюнхене и знаменитая "Петля Корбут"
Ольга Корбут произвела на Олимпийских Играх в Мюнхене 1972 года настоящий фурор. Ее выступление завораживало и заставляло зрителей рукоплескать невероятным трюкам на гимнастических снарядах. Зал взрывался аплодисментами после того, как Ольга заканчивала вольные упражнения, а также свои подходы к бревну и брусьям, которые, в свою очередь, принесли Корбут два золота и одно серебро. С того дня советская гимнастка получила прозвище «чудо в косичках» и «русский воробушек».
Но наверно, самым запоминающимся в выступлениях Ольги стал необычный элемент на брусьях, увековечивший ее в истории спортивной гимнастики и названный в ее честь: "Петля Корбут". Ольга стояла на верхней перекладине, затем взлетала над ней, выполняя упражнение «сальто назад», а потом вновь возвращалась на эту же перекладину. Публика с замиранием сердца смотрела на этот рискованный трюк, давайте и мы посмотрим.
«В жизни я не встречала человека смелее Кныша. И не встречала осторожнее его. Новый элемент он обставлял десятком подводящих упражнений. Отработку прыжка мы начали с того, что убрали в сторону… гимнастического коня. На матах он мелом рисовал контур верхней плоскости снаряда, подтягивал его на край ямы с поролоном («Поролон совершил революцию в гимнастике», — любил приговаривать Кныш), а до этого предлагал мне с месяц попрыгать на батуте, попадая в заданную точку. И я прыгала – сначала на батут, потом на мат и в «яму».
Много недель пролетело, тысячу потов с меня сошло, пока научилась я, вращаясь, автоматически попадать в меловой контур. Травма, как видим, исключалась, и речь шла единственно о размерах усердия и настойчивости.
Чуть позже, когда я освоилась, тренер затащил коня в яму, обложил снаряд со всех сторон толстенным слоем поролона – открытым остался только верх – и мы продолжили тренировки. Постепенно конь вылезал на поверхность, и прыжок обретал свой нормальный вид» — из воспоминаний Ольги Корбут.
После Олимпийских Игр в Мюнхене фотографии Корбут украшали газеты всего мира. Особенную любовь к Ольге испытывали в США. В 1973 во время гастролей в Штатах делегацию, в составе которой была "русский воробушек", принимал у себя Ричард Никсон. Гастроли прошли триумфально и с ними связывают начало бума спортивной гимнастики в Америке. В 1974 году по мотивам её биографии был снят художественный фильм «Чудо с косичками», в котором Ольга сама исполняла спортивные упражнения.
На Олимпийских Играх 1976 года "Русский воробушек" завоевала лишь одно золото в командных соревнованиях. Что же касается "Петли Корбут", то это элемент был усовершенствован Еленой Мухиной — она добавила к нему винт. В настоящее время «Петля Корбут» не выполняется на официальных соревнованиях, так как запрещена правилами (гимнасткам нельзя становиться ногами на верхнюю часть брусьев).
Даже по прошествии стольких лет выступление Ольги Корбут выглядит по-настоящему впечатляющими. Думаю, без лишних слов о ее таланте может сказать то, что когда в 1988 году торжественно открывали «Зал Славы мировой гимнастики» она была включена в него под №1.
Все статьи цикла можно найти по тегу # великие победы отечественного спорта
Если вам понравилась статья, то ставьте «мне нравится» и подписывайтесь на мой канал.
Спасибо!