Так называется, пожалуй, самая "многослойная" повесть Герберта Уэллса. Повесть, равно интересная в пятнадцать лет и в пятьдесят. Только для подростка она проходит по разряду "фантастики и приключений", а для взрослого это - философский трактат в художественной форме. Потому что в "слишком умной" книге непременно нужен герой - обычный, средний человек, с которым читателю так легко ассоциировать себя.
Итак...
Давным - давно, ещё при освоении испанцами Эквадора, группа переселенцев потерялась в горах. Они оказались отрезаны от большого мира извержением вулкана.
Но люди они были бывалые, талантливые, и не боялись труда - только такие и ехали за океан осваивать новые земли. И в плодородной долине, окружённой кольцом непроходимых гор, они сумели наладить жизнь. Выстроить город, возделать поля и сады. Вот только...
Было в местной воде что - то такое, от чего люди начали терять зрение. Очень медленно, настолько медленно, что даже и не понимали, что происходит. Мир вокруг них терял краски, очертания - но они пронумеровали поля и дороги, прорыли каналы, и - вполне ориентировались. Полуслепые родители выстроили благоустроенный мир для слепых детей.
Прошли столетия. У странного племени слепых сложилась своя картина мира, в которой больше не было места ни шарообразной Земле, ни Космосу. Понятия о красоте, правда, остались, но странные: красота здесь - это идеальная форма. Чтобы гладко и наощупь приятно.
И вот в такую долину свалился с лавиной парень из большого мира по имени Нуньес.
Уже готов был проститься с жизнью - а попал в очень уютное место к людям, быть может, излишне любопытным, но дружелюбным.
Слепые?! Так ведь "в стране слепых одноглазый - король"! Нуньес не сомневается, что займёт здесь высокое положение, самое высокое.
Его рассказы о большом мире здесь слушают с интересом, но приписывают их слишком буйной фантазии: сказки! Может чувствовать неведомым им чувством, где сейчас тот или иной человек? А зачем, если здесь никто ни от кого не прячется? Имеет преимущество в драке? Да какое же может быть преимущество, если он один, а их много?
Всерьёз попытался подраться - но пришлось бежать. А бежать из долины некуда, надо покаяться. Признать, что на него нашло безумие.
Что ж, безумец не может быть полноправным гражданином, найдём ему работу попроще.
Так что же, они - идиоты, сумевшие заткнуть "слишком умного"? Не видят достоинства ближнего? Или видят - и не прощают того, кто лучше?
Прижившись в этом странном мире, Нуньес начинает понимать, что здесь немало хорошего. Пусть день и ночь здесь обозначаются словами "жара и прохлада", но не может быть такого, чтобы кто - то не вышел на работу, когда "прохлада призывает". Здесь нет пороков большого мира, вроде эксплуатации или социального неравенства, здесь "главнее" тот, кто больше умеет.
А что одеты не слишком изысканно - так ведь добротно и удобно.
Тонкие чувства слепым вовсе не чужды, любовь в их мире - норма. И никого не удивило, когда пришелец полюбил местную девушку Медину, и она ответила на его чувства. Она даже слепой не выглядит - глаза просто закрыты. Кажется, вот - вот откроет!
Одного лишь хотел Нуньес: пусть хотя бы ей, любящей женщине, интуиция подскажет, что он - никакой не фантазёр, не безумец, что мир действительно куда больше их уютной долины, что горы не просто огромны - непроходимы, но ещё и красивы, что прекрасны рассветы и закаты, что "небесная твердь" на самом деле бездонна - и мигает алмазной россыпью звёзд...
Но эти странные речи слышал отец девушки. Слышал - и вслух рассуждал, что же служит источником постоянного воспаления мозга его будущего зятя? Неужели студенистые образования подо лбом? А если их вырезать?
Нуньес готов был бы и ослепнуть, если бы Медина поняла, ЧЕМ он для неё жертвует. Но она не поняла...
Бежать! Пусть почти нет шансов выбраться через снежный хребет - но последним, что он увидит, будут звёзды. Холодные синие звёзды.
***
Можно разглядеть в этой повести и научно - популярный "пласт": ведь каждый из нас "глухой" в сравнении с летучей мышью, "слепой" в сравнении со стрекозой, и "бесчутый" в сравнении с собакой. Одним, огромному большинству, хватает "реальности, данной нам в ощущениях", другие - изобретают телескопы - микроскопы.
Но смыслы социальные куда очевиднее:
Не так уж мало людей (поэтов, философов, политиков, диссидентов, наконец), которые считают себя лучше, умнее, огромного большинства "человечества". И выражение "открыть людям глаза" родилось не случайно - как же слепы те, кто не видит очевидного НАМ!
Но какого можно ждать отношения к себе, если людям хорошо в кругу привычных понятий и отношений? И тому, кто говорит "идите за мной - будет лучше", резонно возразят: "а будет ли?"
Весь опыт человечества говорит о том, что ни один удачливый вождь, которому удалось увлечь своей идеей массы, не предвидел последствий. Причём получалось не "лучше или хуже", а нечто, совершенно неожиданное. Вместо "царства божьего на земле" получился капитализм. Под лозунгами "Свобода - равенство - братство" получилась империя Наполеона...
"Страна слепых" - это ранний Уэллс, 1904 года. Через шестнадцать лет писатель поедет в Россию посмотреть: неужели там действительно получается то, что задумано? Если ДА, то это - впервые в истории...
Он приедет ещё раз в 1935 году и убедится, что сделано очень много, и именно в заданном направлении. Но... вот если бы ещё без насилия, и чтобы политики поменьше, а техники побольше, и управляли бы учёные...
И почему за это дело не взялась родная Англия?!
Неистребимо желание постоять в позе Нуньеса среди "слепых"!