Найти тему

По лыжне - летом

Стою на лыжне я, в ботинки обутый…

На заре своей туристической «карьеры» мы с друзьями в основном ходили в несложные однодневные походы по Жигулям, либо разбивали палаточный лагерь на берегу Волги и жили там несколько дней. Но вскоре такой «матрасный» отдых нам приелся, захотелось чего-то большего, и в мае 2009 года мы вдвоём с однокурсником решили пешком пересечь Самарскую Луку. В интернете нам удалось отыскать карту так называемой «Лыжни Политехников» – лыжного маршрута, берущего начало возле села Рождествено и заканчивающегося в Ширяево (точнее, лыжня продолжалась и дальше по льду Волги, но мы-то собирались идти летом).

Карта "Лыжни Политехников"
Карта "Лыжни Политехников"

Заночевать мы планировали практически в самом сердце Жигулёвских гор – в урочище Верхние Елгуши, которое представляют собой большую поляну, лежащую на возвышенности и со всех сторон окружённую лесами. И вот, солнечным майским утром, взвалив на себя тяжёлые рюкзаки со снаряжением и провизией, мы погрузились на паром, курсирующий между Самарой и противоположным берегом Волги...

Рождествено

В Рождествено мы оказались впервые. Дорога от пристани привела нас к местному рынку, на окраине которого мы обнаружили колонку с водой и поспешили наполнить предусмотрительно взятые с собой бутылки – к сожалению, Жигули не очень богаты на источники питьевой воды. Потратив около часа на осмотр достопримечательностей, из которых мне больше всего понравилась старинная водонапорная башня, мы вышли к окраине села.

Тут нас ждал настоящий перекрёсток семи дорог: шесть асфальтированных трасс и одна хорошо накатанная грунтовка сходились в одной точке. Немного поколебавшись, мы выбрали нужную дорогу и через пару километров вышли к женской исправительной колонии, обозначенной на нашей старенькой карте как пионерлагерь. Подивившись своеобразному юмору советских картографов, мы прошли мимо высокого забора с колючей проволокой и вскоре скрылись от бдительного взора часовых за деревьями. Пора было делать первый привал, чтобы проверить снаряжение и обувь – всё ли надёжно закреплено, не мешает ли, не натирает?

Вот как раз с последним у меня и возникли проблемы: перед походом я купил на «Птичке» новые армейские ботинки (в народе "берцы") и отправился в путь, не разносив их хотя бы неделю. К тому же они оказались мне чуть-чуть малы, и уже успели натереть первые мозоли. Но сожалеть о своей ошибке было поздно, пришлось заклеить мозоли пластырем и надеяться, что обувь быстро разносится.

На «Лыжне Политехников»

Следующий час дорога вела нас мимо свежевспаханных полей, разделённых лесополосами, пока не упёрлась в южный край Жигулёвских гор. Над нашими головами сомкнулись кроны деревьев, и под их прикрытием нас атаковали извечные спутники туристов – комары. К счастью, мы были защищены купленными на той же «Птичке» специальными костюмами с наглухо застёгивающимися сеткой капюшонами. Насекомые не могли до нас добраться, и только раздражали своим жужжанием. Скоро лес кончился, и мы оказались на большой поляне, вытянувшейся с севера на юг на пару километров. Кровососов тут же сдуло лёгким ветерком, и мы с облегчением расстегнули капюшоны.

Костюм-"энцефалитка" хорошо защищает от насекомых, но в нём очень жарко...
Костюм-"энцефалитка" хорошо защищает от насекомых, но в нём очень жарко...

Наш путь всё время шёл вверх под небольшим уклоном, и вскоре за нашими спинами раскинулась панорама Самары: весь старый город был как на ладони, а правее виднелись трубы нефтеперерабатывающих заводов Новокуйбышевска. Поминутно оглядываясь на это зрелище, мы достигли конца поляны. Дорога здесь раздваивалась: накатанная колея поворачивала влево, огибая поляну и исчезая из виду, отмеченный же на карте путь нырял в лес прямо перед нами. Не рискнув сходить с «Лыжни Политехников», мы выбрали вторую дорогу и почти сразу вышли к новой развилке. На карте её не было, так что нам пришлось разделиться и проверить оба направлении. Правая дорожка вскоре спускалась в овражек и поворачивала в сторону Рождествено, левая же, изрядно попетляв, вывела нас на небольшую округлую полянку. Когда-то здесь была деревня, о чём сейчас напоминали лишь одичавшие яблони да кусты черёмухи, растущие на месте бывших садов. Наша дорожка между тем исчезла в высокой траве, и нам пришлось идти наугад. На другом конце поляны мы наткнулись на накатанную колею, являющуюся, очевидно, продолжением той дороги, на которую мы не рискнули свернуть час назад. А ведь пойдя по ней сразу, мы могли бы здорово сэкономить время и силы! Что ж, лучше поздно, чем никогда. Следующие пару часов мы шли без приключений, разве что увидели на дереве табличку, подтверждающую, что мы находимся на «Лыжне Политехников». Солнце едва успело перевалить за полдень, когда мы вышли к месту нашей предполагаемой ночёвки.

Табличка на "Лыжне Политехников"
Табличка на "Лыжне Политехников"

В урочище Верхние Елгуши

Едва выйдя из леса, мы увидели под одним из деревьев на опушке остатки проржавевшей металлической конструкции, напоминающей кабину грузовика или трактора, а рядом – тропинку, спускающуюся в овражек, по дну которого бежал прозрачный ручей. Он не был обозначен на карте и, очевидно, пересыхал в летний период. Попробовав воду, мы нашли её куда более вкусной и чистой, чем та, которую мы тащили на себе от Рождествено.

Остатки колодца для сбора воды возле родника
Остатки колодца для сбора воды возле родника

Наполнив опустевшие за время пути бутылки, мы продолжили обходить поляну, в надежде найти подходящее место для стоянки. И таковое действительно вскоре обнаружилось: на краю поляны стоял вкопанный в землю деревянный столик, вокруг обложенного камнями костровища лежали брёвна. Наконец-то я смогли скинуть ненавистные ботинки, которые всё сильнее натирали мне ноги!

Мы разожгли небольшой костерок и принялись готовить самое, пожалуй, главное туристское блюдо – макароны с тушёнкой. После сытного обеда и горячего чая усталость отступила, а между тем до вечера было ещё очень далеко. Решив не тратить время впустую, мы вновь взвалили на себя рюкзаки и отправились в путь, рассчитывая до темноты выйти к Каменной чаше. Уже подходя к окраине поляны, мы обнаружили так называемое исчезающее озеро – заросшую ивняком низину, где весной собирается талая вода, а также ряд явно искусственных углублений в земле, не похожих на остатки деревенских домов. Позднее мы выяснили, что здесь когда-то располагалась военная часть.

Ночёвка у Каменной чаши

Дорога вновь нырнула в лес, но теперь идти было немного легче, так как мы не поднимались в гору, а наоборот спускались вдоль склона небольшого, но очень извилистого овражка. В одном месте через него даже был переброшен весьма ветхий на вид деревянный мостик. Дно и склоны оврага возле моста были изрыты следами шин, а на деревьях виднелись рубцы от стального троса. Словом, всё указывало на то, что не так давно здесь проходила трасса какого-то ралли-рейда. Мы по очереди перешли через мост, оказавшийся, вопреки нашим опасениям, вполне крепким, и вскоре вышли из леса на простор Ширяевского оврага.

Мост через овраг
Мост через овраг

Теперь можно было не бояться сбиться с пути: широкое русло оврага через десяток километров выведет нас прямиком к Каменной чаше. Но эти километры ещё нужно пройти, а силы у нас были уже на исходе. Чтобы облегчить рюкзаки, мы вылили всю лишнюю воду. Следующие два часа мы молча шагали по грунтовой дороге, почти не обращая внимания на окружающие нас красоты, пока не увидели в склоне оврага прикрытое каменным козырьком углубление – Медвежий (или Ширяевский) грот. Значит, до родника осталось ещё пара километров, и можно уже присматривать место для ночлега! Недолго думая, мы поставили палатку в ближайшем ответвлении оврага, скрытом от посторонних глаз, разожгли небольшой костерок и на остатках воды приготовили себе ужин.

Казалось бы, теперь можно и отдохнуть, но нам всё никак не сиделось на месте, и мы решили прогуляться дальше по оврагу (и в итоге дошли аж до урочища Нижние Елгуши, что всего в 4 км от Ширяево), а заодно набрать немного свежей воды из родника. Поначалу мы едва ли не бежали: избавившись от рюкзаков, мы почувствовали себя словно окрылёнными, и даже мозоли на ногах почти перестали болеть. Но очень скоро усталость вновь дала о себе знать, да так, что обратно к лагерю мы еле плелись, поминутно садясь отдохнуть прямо на дорогу и едва при этом не засыпая. Доковыляв до палатки и забравшись в свой спальник, я забылся тревожным сном, то и дело прерываемым храпом моего товарища, а также таинственными лесными шорохами и звуком шагов: похоже, ночью на нашу стоянку наведывались лисы.

Возвращение домой

Проснулись мы совершенно разбитые, у меня ныло всё тело и в особенности ноги. Кривясь от боли, я натянул ботинки. Мой друг был не в лучшем состоянии. Идти ещё десять километров до Ширяево было явно выше наших сил, поэтому мы решили сократить путь вдвое, пройдя через перевал до пристани «Богатырь». Однако эта короткая дорога показалась нам гораздо тяжелее всего пройденного накануне пути (а по самым скромным прикидкам, мы прошли не менее сорока километров!). После Каменной чаши нас ждал крутой подъём на перевал, давшийся моим ногам особенно тяжело.

Спустившись в Солнечную поляну, мы поползли – иначе и не скажешь! – в сторону пристани по асфальтовой дороге. Купив билеты на паром, я с наслаждением стянул с себя берцы и принялся промывать кровоточащие мозоли, проклиная свою легкомысленность, из-за которой я пошёл в поход в непроверенной обуви. Но зато какое блаженство я ощутил, доехав, наконец, до дома и забравшись под горячий душ, а потом рухнув в мягкую постель! Проснувшись почти через сутки, я вновь почувствовал себя человеком, и только ссадины на ногах напоминали о пережитых испытаниях. И так после каждого похода – как бы тяжело ни было в пути, все трудности быстро забываются, и в памяти остаются лишь приятные моменты, ради которых хочется повторить всё снова!

Наш примерный маршрут. GPS-навигатор в ту пору был очень дорогой игрушкой, поэтому дорогу пришлось отмечать точками на гугл-картах.
Наш примерный маршрут. GPS-навигатор в ту пору был очень дорогой игрушкой, поэтому дорогу пришлось отмечать точками на гугл-картах.