Найти тему
Морская коллекция

Броненосцы береговой обороны. Мониторы для Аль Капоне. «Амфитрита» BM-2.

-2

Победой в испано-американской войне 1898 года Соединенные Штаты оплатили членский билет в клуб великих морских держав. Надо отметить, что победа американцев была отнюдь не неизбежной и не была заранее обречена на удачу. Испанский флот, по традиции, ценился достаточно высоко, получил перед войной ряд новых сильных боевых кораблей. Американцы же со своими самопостроенными кораблями и без уходящей вглубь веков морской традиции скорее напоминали выскочек и "темную лошадку".

На суше же многочисленная, закаленная в боях пехота с винтовками "маузер", смотрелась гораздо убедительнее немногочисленных полков добровольцев, которых Штаты отправили завоевывать колонии для своей буржуазии. Бардака у янки тоже хватало, они часто несли потери большие, чем у противника, имеющего богатый антиповстанческий боевой опыт.

Можно заметить, что американцы тогда также не страдали шапкозакидательскими настроениями и на каждое боевое задание стремились собрать максимальное количество сил, чтобы иметь гарантированное превосходство над противником. Даже заливаемые волнами мониторы с их невысокой дальностью плавания Сэмпсон таскал с собой , а на Тихом океане два монитора стали единственной возможностью противостоять испанским броненосцам.

Война 1898 года стала звездным часом для четырех мониторов типа "Амфитрита".

Броненосцы береговой обороны. Хитрые мониторы Джорджа Робсона. «Амфитрита» BM-2.

«Амфитрита» после вступления в строй был приписан к Североатлантической эскадре и первое время совершал походы вдоль восточного побережья, проверяя машины и выявляя производственные дефекты. Оказалось, что в летнюю жару, из-за плохой вентиляции, работа "черной банды"(машинисты и кочегары) проходит в "адских" условиях и кочегары регулярно теряют сознание. Монитор отправили на доработку в Норфолк, откуда он вышел 20 ноября 1895 года. Помимо походов по американским портам корабль занимался обучением артиллеристов для флота.

Он подготовил около 45 командиров орудийных расчетов, «которые прошли точную подготовку, подходящую для работы с современными орудиями», «хорошо зарекомендовали себя» в бою против испанских кораблей.

После взрыва в Гаване броненосного крейсера "Мэн" основная часть американского флота, включая «Амфитриту» , была собрана на базе Ки-Уэст во Флориде. В начале мая эскадра адмирала Сэмпсона покинула Ки-Уэст и направилась к столице Пуэрто-Рико Сан-Хуану, где рассчитывала найти и уничтожить эскадру испанского адмирала Серверы, направленную из метрополии. Из-за небольшой дальности плавания мониторов их взяли на буксир броненосцы. «Амфитриту» тащил "Айова" . Скорость при буксировке составляла лишь 7-9 узлов. Днем 11 мая, после многочисленных задержек американцы достигли Сан-Хуана. Испанской эскадры в гавани не оказалось.

Сэмпсон решил, пользуясь случаем, обстрелять береговые укрепления города, а потом возобновить поиски крейсеров Серверы. Утром 12-го корабли вышли на позиции.

-3

В 5-16 огонь из носовых 6 фунтовок открыл "Айова". За два с половиной часа обстрела «Амфитрита» выпустил по испанским фортам 17 10-дюймовых (254-мм), 30 4-дюймовых (102-мм), 30 3-фунтовых и 22 6-фунтовых снарядов. Во время стрельбы разорвало одно из 254 мм орудий, разрушив часть башни и надстроек. Из-за проблем с вентиляцией ситуация в котельной снова стала критической, находиться там стало невозможным. К концу боя вышла из строя и кормовая башня, в 19-12 монитор сообщил флагману о выходе из строя половины артиллерии главного калибра. Экипаж потерял в бою одного человека-один из артиллеристов умер то ли от перегрева, то ли от угарного газа, угорел.

Затем Сэмпсон перестроил корабли в походные колонны и вернулся в Ки-Уэст. Повреждения и потери и у испанцев и у американцев были незначительными. Два с половиной месяца монитор приводили в порядок и использовали лишь для патрулирования ближайшей акватории.

-4

На начало августа американцы запланировали захват Пуэрто-Рико. «Амфитрита» был назначен для огневой поддержке десантников у мыса Сан-Хуан. Операция была назначена на 2 августа. Однако американский генерал изменил место высадки и к назначенному времени транспорты с войсками у мыса Сан-Хуан не появились.

Капитан Барклай решил начинать самостоятельно. На берег отправили две лодки с 28 матросами и 7 офицерами «Амфитриты» . Они заняли маяк на мысе Сан-Хуан. В ближайшем городе Фахардо узнали о высадке американцев случайно(телефонист при звонке на маяк услышал фоном разговор на английском). По приказу из Сан-Хуана гарнизон немедленно убыл к основным силам, а "лучшие люди города" с ключами от него направились к американским кораблям, где изъявили желание перейти под юрисдикцию (и защиту) Соединенных Штатов. Более того, в городе создали отряд самообороны для защиты от испанцев и поддержания порядка.

Когда о вопиющем случае предательства узнали в столице острова, 4 августа генерал-губернатор Мануэль Масиас-и-Касадо отправил в город карательную экспедицию полковника Педро дель Пино из пары сотен солдат с пушками. Узнав об этом самооборона немедленно разбежалась, а причастные к измене граждане города (т.е. практически все) укрылись в соседних деревнях, но большая часть обосновалась лагерем у маяка, занятого американцами, полагаясь на их защиту.

Внутрь американцы пустили лишь 60 женщин и детей из семей лучших людей города.

В это время американцы понесли единственную потерю флота при захвате Пуэрто-Рико. Кадет Уильям Х. Бордман так убедительно изображал ковбоя, что его револьвер выпал из кобуры на мраморный пол (да, маяки на Пуэрто-Рико тогда отделывали мрамором!) и выстрелил, поразив "левую внутреннюю поверхность бедра" несчастного кадета, как деликатно указал источник. Той же ночью раненого вывезли на «Амфитриту» , где он и скончался двумя днями позже. Он стал одной из 23 жертв военного флота за всю войну.

Заняв почти пустой город Фахардо, около полуночи 8 августа испанские солдаты и гражданские гвардейцы начали штурм захваченного американцами маяка. Моряки отключили маяк и одиноким источником света в округе стал единственный исправный прожектор в американской эскадре, на крейсере «Цинциннати» , который пытался подсвечивать атакующих испанцев. Американские корабли открыли огонь по испанцам. Два часа продолжалась перестрелка из винтовок и пулеметов, перебиваемая взрывами снарядов.

В итоге испанские войска отошли в город. Американцам за толстыми стенами маяка испанцы ничего сделать не могли, зато случайный снаряд с кораблей, пробивший 60 см стену маяка, чуть не убил шестерых янки, находившихся рядом. Но не разорвался, наверно узнал своих.

Потери испанцев составили двое убитых и трое раненых, включая лейтенанта.

Однако американцам ночной штурм тоже не понравился и капитан Барклай, дождавшись утра, вывез от греха подальше своих десантников, забрал и 60 женщин и детей, которых на вооруженном буксире «Лейден» доставили в Понсе. Эвакуацию прикрывали 30 моряков «Амфитриты» и 30 морпехов с «Цинциннати». Американский фланг с маяка решили не снимать.

Тем временем в Фахардо солдаты Пино ликвидировали следы коллаборационизма в виде американских флагов над таможней и мэрией, а убедившись в уходе американцев-и над маяком. В городе было оставлено 20 гражданских гвардейцев для соблюдения порядка. Это был единственный пункт за всю пуэрториканскую компанию, где американцы отступили.

Война через несколько дней закончилась и других эпичных битв на долю монитора не выпало. После нескольких месяцев рутинной службы на побережье, благодаря малой осадке и хорошей устойчивости как артиллерийской платформы, его приспособили для обучения флотских канониров. Он мог одновременно принимать два класса в год , по 60 человек каждый.

17 января 1900 года "учебную базу" расширили, «Амфитрите» был придан буксир «Чикасо» , на который поставили две пушки-6 фунтовую и 1 фунтовую. Буксир стал «экономичной, удобной и эффективной движущейся платформой» для практики по навыкам прицеливания.

В начале 1904 года монитор был отправлен в качестве стационера в Гуантаномо, где служил до лета 1907 года, когда был выведен в резерв.

В 1910-1917 годах корабль вернули на службу и использовали для обучения резервистов морских ополчений Миссури,Луизианы и Коннектикута. Причем в марте 1917 года на мониторе проходили обучение стрельбе резервисты из Гарварда и Йеля.

После вступления США в первую мировую войну и небольшого ремонта «Амфитрите» была поручена ответственная служба, он стоял у входа в Нью-Йоркскую гавань, проверял все входящие и выходящие корабли, кроме военных, имеющих установленные сигналы, а также был штабом противолодочной обороны района. Ночью прожекторы монитора бдили за границами порта и противолодочными сетями.

13 июня 1917 года вечером в густом тумане пароход «Маньчжурия» столкнулся с монитором, получив пробоину ниже ватерлинии. Пытаясь дать задний ход, пароход повредил нос «Амфитриты» и запутался винтами в сетях. Экипаж парохода покинул судно на спасательных шлюпках, а сам пароход позже отбуксировали на берег.

Merchant_Marine_-_Damage_to_Merchant_Vessels_-_U.S._MONITOR_AND_ARMED_LINER_COLLIDE_IN_FOG_-_NARA_-_45499677_
Merchant_Marine_-_Damage_to_Merchant_Vessels_-_U.S._MONITOR_AND_ARMED_LINER_COLLIDE_IN_FOG_-_NARA_-_45499677_

14 декабря 1917 года ситуация повторилась с британским пароходом «Бритиш Айлес» , во время сильной снежной бури он налетел на «Амфитриту», значительно повредив и монитор и противолодочные сети.

11 ноября 1918 года война закончилась и монитор перевели в Филадельфию. 31 мая 1919 года корабль был списан и 24 июля 1919 года исключен из списков флота. 3 января 1920 года его продали ALD Bucksten из Элизабет-Сити, Северная Каролина.

Однако судьба корабля на этом не закончилась. Башни и надстройки были сняты, а корпус отбуксировали в Бофорт, Южная Каролина. Здесь он стал плавучим отелем и казино. Потом его перевели во Флориду. Ходили слухи, что на борту корабля баловались модными азартными играми. К кораблю проявлял интерес сам Аль Капоне.

«Амфитрита» как плавучий отель в Джорджтауне, Южная Каролина (коллекция фотографий The Mariners 'Museum)
«Амфитрита» как плавучий отель в Джорджтауне, Южная Каролина (коллекция фотографий The Mariners 'Museum)
Бывший монитор «Амфитрита» как плавучий отель в период между Первой и Второй мировыми войнами.
Бывший монитор «Амфитрита» как плавучий отель в период между Первой и Второй мировыми войнами.

.

«Амфитрита» как гостиничный корабль в Сэнди Пойнт, штат Мэриленд (Photo Collection The Mariners'Museum
«Амфитрита» как гостиничный корабль в Сэнди Пойнт, штат Мэриленд (Photo Collection The Mariners'Museum

Во время второй мировой войны в 1943 году судно было мобилизовано и отбуксировано в Элизабет-Сити, использовано как общежитие для рабочих, строящих новую военно-морскую авиабазу.

После войны судно отбуксировали весной 1950 года в Балтимор, штат Мэриленд , где планировался развлекательный комплекс с плавучим рестораном и гостиницей. Но строительство шло медленно. Пытались пристроить судно для использования на нефтяные разработки Венесуэлы, но в итоге продали Patapsco Steel Corp., Фэрфилд, Мэриленд. Весной 1952 года остатки корабля разобрали.

Военный корабль США «Амфитрита» (БМ-2) на верфи ВМС США в Бостоне в 1890 году (Фотография h58949 Фотография исторического центра ВМС США)
Военный корабль США «Амфитрита» (БМ-2) на верфи ВМС США в Бостоне в 1890 году (Фотография h58949 Фотография исторического центра ВМС США)
«Амфитрита» 1895 г.
«Амфитрита» 1895 г.
«Амфитрита» на Бостонской военно-морской верфи 27 августа 1901 года.
«Амфитрита» на Бостонской военно-морской верфи 27 августа 1901 года.
-12
-13

С 22 апреля 1898 года по приказу президента Мак -Кинли американский флот начал блокаду кубинского побережья. Монитор" Террор" , занявший позиции у кубинского Карденаса, занялся крайне несвойственными мониторам задачами. Уже 24-го им было захвачено кубинское судно «Альманзас» , а 25 и 26- испанские суда "Ambrosia Bolivar" и "Гвидо". Испанские суда как призы были отправлены во Флориду, кубинцев вскоре отпустили.

Выход 29 апреля по направлению к Кубе эскадры Серверы заставил американцев понервничать, Сэмпсон собрал все имеющиеся силы, включая мониторы и направился к Сан-Хуану на перехват испанцев. Оба монитора, «Террор» и « Амфитрита», сильно задерживали движение эскадры. Они часто ломались . В итоге их повели на буксире, "Террора" и миноносец "Портер" тащил броненосный крейсер "Нью-Йорк" .

Серверы в Сан-Хуане не оказалось, но порт американцы 12 мая обстреляли. В бомбардировке участвовали и оба монитора. "Террор" в колонне стоял пятым и в течении трех часов стрелял по береговым фортам. От разрывов снарядов образовалось огромное облако дыма и Сэмпсон передал сигнал «используйте только большие пушки». "Террор" выпустил по Сан-Хуану 31 снаряд главного калибра и записал на свой счет попадание в "самую опасную испанскую батарею".

После рейда монитор вернулся к патрулированию Карибского моря в районе Пуэрто-Рико. После войны был приписан к Военно-Морской Академии в Аннаполисе как учебный корабль для подготовки курсантов. В 1906 году он был списан и поставлен на стоянку у о. Лига в Филадельфии.

31 декабря 1915 года его исключили из списков флота. 10 марта 1921 года корпус продали на металлолом, но он затонул в 20-х годах у острова Шутерс под Нью-Йорком. В начале 30-х по контракту с ВМФ его подняла компания Sorenson Wrecking Company и, скорее всего, отдала, наконец, под резаки .

-14
USS_Terror_LOC_det_4a05511
USS_Terror_LOC_det_4a05511
-16

«Монаднок» , построенный на западном побережье, вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Два года ушло на учебные походы и стрельбы.

Во время испанской войны необходимости его участия в боевых действиях первоначально не было, крейсерская Азиатская эскадра коммодора Дьюи на порядок превосходила паноптикум устаревших кораблей испанской Филиппинской эскадры. 1 мая 1898 года Дьюи всухую без труда уничтожил испанскую эскадру в битве при Кавите.

Ситуация изменилась, когда стало известно, что испанцы отправили Резервную эскадру адмирала Камары на Филиппины. В ее составе были эскадренный броненосец "Пелайо" и броненосный крейсер "Эмперадор Карлос V" . Дьюи эти броненосцы были уже не по зубам.

К тому же в самой Маниле объявилась сильная германская эскадра фон Дитерихса во главе с броненосцем "Kaiser" .

Чтобы уравновесить силу испанских броненосцев, на Филиппины были срочно отправлены мониторы "Монтерей" и "Монаднок". 23 июня "Монаднок" покинул Сан-Франциско, в начале июля прошел Гавайи и 16 августа вошел в Манильский залив. Резервная эскадра испанцев повернула домой еще в начале июля, да и война успела к этому времени закончится.

-17
-18

Однако повоевать монитору все-таки пришлось. Легко и быстро победив испанцев, американцы столкнулись с филиппинскими повстанцами, которых американская колонизация радовала ничуть не больше чем испанская. Уже 4 февраля 1899 года при попытке филиппинских повстанцев занять испанские укрепления под Манилой, американские войска открыли огонь и напали на не ожидавших нападения повстанцев. 5 февраля филиппинцы отступили к городу Калукан, в 12 милях севернее Манилы. 10 февраля по сосредоточившимся в городе повстанцам нанесла удар артиллерия с монитора "Монаднок" и крейсера "Чарлстон" . Затем 1-я бригада американской армии выбила филиппинцев из Калукана.

-19

На счету монитора было еще несколько боевых операций и обстрелов городов, а также блокада побережья от Маривелеса до Кавите.

26 декабря 1899 года "Монаднок" перешел в Гонконг" и 5 лет нес службу в основном на реках Китая, главным образом Янцзы. Основное место дежурства- устье Янцзы на подступах к Шанхайскому международному сеттльменту.

В феврале 1905 года монитор вернулся на Филиппины, где в 1909 году и был выведен из эксплуатации. С 1912 по 1919 год его вернули на службу, он был при отряде подводных лодок буксировщиком мишеней.

24 марта 1919 года был окончательно списан. 2 февраля 1923 года покинул списки флота, 24 августа 1923 года его корпус продали на металл на Азиатской станции.

Корабль был награжден Медалью испанской кампании, медалью Филиппинской кампании, Медалью Китайской экспедиции помощи, Медалью за победу в Первой мировой войне.

USS_Monadnock_in_dry_dock
USS_Monadnock_in_dry_dock
 USS Monadnock (BM-3) выходит из Сан Франциско к Филиппинам 23го июня 1898го года.
USS Monadnock (BM-3) выходит из Сан Франциско к Филиппинам 23го июня 1898го года.
 USS Monadnock в ВМБ Mare Island перед выходом к Филиппинам в 1898ом году.
USS Monadnock в ВМБ Mare Island перед выходом к Филиппинам в 1898ом году.

-23
Большая стирка, USS Monadnock 1898ой год.
Большая стирка, USS Monadnock 1898ой год.
-25
-26
-27
USS_Monadnock_BM-3_crossing_the_Pacific.   USS BM-3 «Монаднок» пересекает Тихий Океан
USS_Monadnock_BM-3_crossing_the_Pacific. USS BM-3 «Монаднок» пересекает Тихий Океан

-29
Монаднок (BM3), в водах Китая ок. 1901 (Национальное управление архивов и документации)
Монаднок (BM3), в водах Китая ок. 1901 (Национальное управление архивов и документации)
-31
-32
-33
-34

monadnock  на верфи о. Маре в 1895 году.  монаднок , паром Эллен , Монтерей  , Альбатрос , Мэрион и Рейнджер .
monadnock на верфи о. Маре в 1895 году. монаднок , паром Эллен , Монтерей , Альбатрос , Мэрион и Рейнджер .

U.S.S._Monadnock_(BM-3),_Honolulu_Harbor,_19618_0001,_photograph_by_Brother_Bertram
U.S.S._Monadnock_(BM-3),_Honolulu_Harbor,_19618_0001,_photograph_by_Brother_Bertram
U.S.S._Monadnock_(BM-3),_Honolulu_Harbor,_19606_0001,_photograph_by_Brother_Bertram
U.S.S._Monadnock_(BM-3),_Honolulu_Harbor,_19606_0001,_photograph_by_Brother_Bertram

USS Monadnock (# 3) Off the Mare Island Navy Yard, California, in June 1898, ready for her voyage to the Philippines. The old monitor Camanche is visible beyond Monadnock
USS Monadnock (# 3) Off the Mare Island Navy Yard, California, in June 1898, ready for her voyage to the Philippines. The old monitor Camanche is visible beyond Monadnock

"Миантономо" вошел в строй 27 октября 1891 года под командованием капитана Монтгомери Сикара. До 1895 года, когда его списали в резерв, монитор занимался патрули рованием восточного побережья и обучением резервистов из штата Массачусетс и Род - Айленд .

В связи с приближающейся войной с Испанией, 10 марта 1898 года "Миантономо" был возвращен в строй. 5 мая доукомплектованный корабль присоединился к блокаде Кубы, где благополучно прослужил до конца блокады, снятой 14 августа. Ни единого выстрела ему сделать не довелось. 1 октября он вернулся в Филадельфию, где и был списан в резерв 8 марта 1899 года.

USS_Miantonomah_-_Clary_Ray_-_Cassier's_1892-04
USS_Miantonomah_-_Clary_Ray_-_Cassier's_1892-04
-40

USS_Miantonomoh_(BM-5)_-_Cassier's_1894-12
USS_Miantonomoh_(BM-5)_-_Cassier's_1894-12

В 1906 году корабль вернули на службу и передали морскому ополчению Мэриленда. В 1907 году монитор участвовал во Всемирной выставке в Джеймстауне, посвященной 300 летию первого постоянного английского поселения в Америке , после чего вновь поставлен в резерв у о. Лига в Филадельфии.

17 декабря 1915 года он был списан из резерва в качестве мишени для 5-го военно-морского округа. 31 декабря 1915 года его имя было вычеркнуто из списков флота, а 26 января 1922 года корпус продали на лом вместе с другими кораблями Дж. Г. Гитнеру и В. Ф. Катлеру из Филадельфии.

-42
-43
-44
Uss_Miantonomoh_BM5
Uss_Miantonomoh_BM5

-46

Устаревшие мониторы предлагалось в 1910 году превратить в плавучие форты береговой обороны базы Ки-Уэста. Корабли должны были встать на отмели , сверху их засыпали бы грунтом. Проект "американского Гибралтара" не прошел.

The_chicago_Record's_war_stories_-_by_staff_correspondents_in_the_field;_copiously_illustrated_(1898)_(14781124331)
The_chicago_Record's_war_stories_-_by_staff_correspondents_in_the_field;_copiously_illustrated_(1898)_(14781124331)

Почти полвека мониторы были любимым классом кораблей американского флота. Что бы американцы не строили, получался монитор. Испано-американская война, последняя попытка массированно использовать мониторы в боевых действиях, продемонстрировала полную непригодность их к современной войне. Отвратительная мореходность, маленькая дальность плавания, чудовищные условия службы экипажа, маленькая скорость. В море они могли вести бой только при очень спокойной погоде.

Мониторы, конечно, ходили и за океан, но очень медленно и на буксире.

Но в тот период выбора у американских моряков не было. Корабли были нужны, а Конгресс на постройку денег не давал. Пришлось идти на обман , а стройка превратилась в долгострой.

Как орудийные платформы мониторы были весьма устойчивы и удобны, но при спокойном море и недалеко от берега. В открытом море опасались даже пробки из стволов доставать. Пушки у американцев тогда тоже были не очень хороши, особенно в скорострельности.

С точки зрения защищенности основное достоинство этих кораблей-низкий борт, малозаметность и минимальные размеры цели. Бронирование за время постройки успело кардинально устареть, а непотопляемость при 6-10 отсеках была весьма сомнительной.

В эксплуатации неустранимым до конца недостатком осталась плохая обитаемость. Небольшой внутренний объем с машинами и котлами, без вменяемой вентиляции превращал и кочегарки и помещения экипажа в душегубки. Особенно тяжело было при неспокойном море, когда на палубу выйти было нельзя, а все люки задраивались во избежание залива.

Из четырех кораблей два прослужили в первую мировую, а головной отметился и в индустрии развлечений.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам