"Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств".
Владимир Маяковский — один из крупнейших поэтов XX века. Он создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии. Автор поэм "Про это" и "Облако в штанах", пьес "Клоп" и "Баня", ряда известных стихотворений. Сотрудничал с РОСТА (Российское телеграфное агентство), для которого оформлял (как поэт и как художник) агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). Также писал киносценарии и выступал в качестве режиссера фильмов. Активно работал вместе с Александром Родченко над рекламой и дизайном упаковки (трест "Моссельпром", "Резинотрест", ГУМ и др.). За свои работы в 1925 году был удостоен серебряной медали и диплома Выставки декоративно-прикладного искусства в Париже. 14 апреля 1930 года в своей рабочей комнате в Лубянском проезде Маяковский выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством...
С первых своих шагов в поэзии Маяковский жадно, настойчиво, непрерывно искал контакта своего стиха с сердцем «человека улицы», большого, массового читателя своего времени.
С первых своих шагов в литературе он боролся за этого читателя, проходя сквозь строй открытых атак и кулуарных интриг, сопровождавшихся улюлюкающими выкриками и записками: «Маяковский, для кого вы пишете?», «Маяковский, вас не понимает и не принимает массовый читатель».
Но, вопреки всему этому, еще при жизни Маяковский проторил себе дорогу к тому читателю, о котором он мечтал в своей поэтической юности, во имя которого он ушел из «барских садоводств поэзии — бабы капризной».
К нам, своим современным и будущим читателям, поэт обратился в своем последнем, завещательном произведении «Во весь голос», считая себя обязанным рассказать «о времени и о себе».
Десятилетия, отделяющие нас от времени создания последних поэтических строк Маяковского, — достаточно большой срок для проверки временем силы читательского внимания к поэту и силы его влияния на поэзию его времени и последующих десятилетий. За этот период сошли с литературных подмостков и канули в Лету многие из тех, кто пророчил этот удел Маяковскому.
Еще при жизни Маяковского установились его связи с наиболее прогрессивными поэтами за рубежом, уже были проложены первые тропинки к сердцу зарубежного читателя
Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников («Пощечина общественному вкусу», «Взял» и т. д.) и «желтыми кофтами фата», и разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений.
Владимир Маяковский, как и другие его товарищи по группе, также эпатировал публику и желтой кофтой, и эстрадными сарказмами, и броскими стихами.
Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности, продиктовавшее ему и трагедию «Владимир Маяковский», и такие лирические стихи, как «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В его стихах было выделено и подчеркнуто авторское «я»:
Я знаю -
гвоздь у меня в сапоге
кошмарней, чем фантазия у Гете!
Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить c еще «безъязыкой улицей» новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».
Как неутомимый «чернорабочий революции», Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее:
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод
сработанный
еще рабами Рима.
Величественный итог жизни Владимира Маяковского, трагически оборвавшийся на своем высоком излете, — производное от большого и сложного пути поэта, его жизненной и литературной биографии, его открытий, его неутомимого новаторского поиска, вечной «езды в незнаемое», и постоянного ощущения себя «заводом, вырабатывающим счастье».
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
«Разговор с фининспектором о поэзии»