Найти тему

Различал ли Гагарин Рерихов отца и сына?

Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек в мировой истории, совершивший полет в космическое пространство (фото из открытых источников).
Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек в мировой истории, совершивший полет в космическое пространство (фото из открытых источников).

Недавно просматривал новостную ленту вконтакте и увидел любезно выложенные Елизаветой Широковой в одной из болотнинских групп отрывок из статьи Денисова Н. и Борзенко С. «Коммунист Юрий Гагарин - первый космонавт» в номере газеты «Правда» от 23 апреля 1961 года и реакцию на эту статью художника Святослава Рериха в его открытом письме Гагарину «Я был очень тронут…», опубликованном в номере «Литературной газеты» от 19 ноября 1963 года.

-2
-3

Из статьи Н. Денисова и С. Борзенко: «Можно ли было представить , что первый в мире космонавт Юрий Гагарин , пребывая в открытом космосе , вспомнит о произведениях искусства? Такого стойкого и выносливого летчика, как Гагарин, как правило, сложно ассоциировать с живописью. Тем не менее, доподлинно известно, что он сравнивал красоту космоса с работами Святослава Рериха.
Совершая полет на высоте 109 миль 109 миль над поверхностью Земли, первый космонавт, потрясённый волшебной красотой, которая ему открылась, воскликнул: «Какая удивительная красота! Необычайно! Как на полотнах Рериха». Эти слова Гагарина прозвучали на Земле посредством беспроводного радио, таким образом, г -н Рерих стал первым художником в мире, о творчестве которого отозвались из космоса»...

Из письма С.Н.Рериха: «Уважаемый и дорогой Юрий Алексеевич!
Мы были очень обрадованы известием, что Вы в ближайшем будущем собираетесь посетить Индию. Ваш исторический полет в космическое пространство глубоко взволновал обширные круги Индии, и все будут счастливы приветствовать Вас здесь.
Я был очень тронут прочесть в номере « Правды» от 23 апреля [1961 г.], пересланном мне друзьями, что Вы сравнили необычные сочетания красок, виденных Вами в пространстве , с красками моих картин. Очень хотелось бы подробнее услышать от Вас о тех красотах, которые Вы там видели.
Как Вы , может быть , знаете, мы провели долгие годы в Гималаях, где на больших высотах можно подчас наблюдать изумительные , совсем необычные сочетания красок. Это Ваше сравнение было широко отмечено и оценено индийской прессой. Здесь все особенно отметили, что Вы в момент исключительного напряжения смогли воспринимать красоты, развернувшиеся перед Вами. В Индии говорят, что наши мысли в момент особой напряжённости и сильных переживаний - это ключ к нашей внутренней жизни и нашему истинному «Я».
Примите от моей жены и от меня наш сердечный привет и наше глубокое восхищение Вашим подвигом. Буду надеяться скоро увидеть Вас в Индии. Крепко жму Вашу руку.
Искренне Ваш
Святослав Рерих
Индия».

Весьма интересная и познавательная информация в День космонавтики, между прочим.

Однако, меня смутило то, что я когда-то слышал до этого, что Гагарин сравнил увиденное им в космосе с полотнами Рериха Николая Константиновича.

В наше время, благодаря поисковикам, проверить что-либо несложно.

И действительно, в самом первом издании книги Юрия Алексеевича Гагарина «Дорога в космос. Записки летчика космонавта СССР», изданной Военным издательством Министерства обороны Союза ССР в 1961 году, есть строки: «В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха! 9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение: – Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно».

В последующем издании книги Гагарина (Ю.А.Гагарин «Дорога в космос» - М.: «Правда», 1961) фрагмент бортовой записи 9 часов 51 минута космического корабля «Восток» был уже изменен: никто из Рерихов в ней не упоминается вовсе.

Кстати, последователи учения Николая и Елены Рерихов, скурпулезно собирающие информацию о любом упоминании о Рерихах кем-либо и когда-либо, конечно же, были в курсе упоминания Святослава Рериха и Николая Рериха Юрием Алексеевичем в статье «Правды» и в книге самого Гагарина. На их сайтах та или иная история присутствует, и я еще раз сверился с тем, что они имеют. Все верно.

Но, позвольте, как же так может быть, чтобы Юрий Алексеевич Гагарин вдруг перепутал Рерихов отца и сына, журналистам сообщив о Святославе Николаевиче, написав же при этом собственноручно о Николае Константиновиче?

Безусловно, что с творчеством обоих художников Гагарин мог быть знаком в одинаковой мере.

Рерих – отец (Николай Константинович Рерих), художник, писатель, мистик, основатель учения Живая этика (Агни-йога) (фото из открытых источников).
Рерих – отец (Николай Константинович Рерих), художник, писатель, мистик, основатель учения Живая этика (Агни-йога) (фото из открытых источников).

В 1958-1959 годах в СССР проходят выставки Николая Константиновича Рериха, около 350 его картин переданы в это время в Русский музей, 60 – в Новосибирскую картинную галерею, тогда же был снят документальный фильм об этом художнике.

Рерих – сын (Святослав Николаевич Рерих), сын Николая и Елены Рерихов, художник, общественный деятель, продолжатель идей учения Живая Этика (Агни-йога) (фото из открытых источников).
Рерих – сын (Святослав Николаевич Рерих), сын Николая и Елены Рерихов, художник, общественный деятель, продолжатель идей учения Живая Этика (Агни-йога) (фото из открытых источников).

В 1960 году в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве и в Эрмитаже в Ленинграде экспонировались картины Святослава Николаевича Рериха – сына Николая Константиновича.

Репродукции картин обоих художников массово издавались в советских журналах того времени и из-за своей необычности были достаточно популярны и узнаваемы среди населения в СССР в начале 1960-х годов.

Описывая свои цветовые ощущения в космосе, Юрий Алексеевич, вероятно, ориентировался в целом на свое восприятие цветовых гамм картин Рерихов, увиденных им где-то накануне полета.

Вполне возможно, что в этот момент для Гагарина было совсем не важно, какой именно из Рерихов мог быть автором подобных цветовых решений.

Более того, думается, что для него было важнее просто дать описание увиденного им в космосе самым доступным для других людей образом, что он и сделал (репродукции картин Рерихов были хорошо знакомы людям в СССР, следовательно, было возможно привести этот пример).

Наверное, этим и можно объяснить получившийся казус.

Гагарин хотел объяснить что именно он увидел. И он объяснил так, что все сразу поняли: выглядит необычно и разноцветно, как на картинах Рерихов. А кого именно из Рерихов – не так важно.

В остальное время Юрий Алексеевич ни о ком из Рерихов не вспоминал, со Святославом Николаевичем Рерихом (столь воодушевленным словами Гагарина, процитированными журналистами в газете "Правда") в Индии не встречался, в сложившийся кружок рериховцев в московской квартире покойного Юрия Николаевича Рериха вхож не был.

Евгений Терентьев

Подписывайтесь на канал!

Ставьте лайки!