Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Футбольные топ-клубы Европы хотели поставить себя «вне закона». Им этого не позволили

Насколько долго футбольная Суперлига организовывалась – разговоры о ее создании начались еще в 90-е годы прошлого века, – настолько быстро она распалась. 18 апреля организаторы объявили о том, что 12 топ-клубов уходят в свободное плавание, а уже 20-го проект, по сути, был «похоронен», поскольку некоторые команды заявили о выходе из турнира.

Что же случилось? Почему это вдруг будущие участники Суперлиги решили так поступить? А ларчик просто открывается: своим решением они настроили против себя абсолютно всех из мира футбола, совершив фактически невозможное – против проекта объединились УЕФА, ФИФА, ведущие лиги АПЛ, Ла Лига, Серия А, великие и не очень тренеры и футболисты, даже те, кто раньше руки не подавал другому.

Просто все осознали, что за красивой вывеской скрывается лишь единственное желание богатых клубов стать еще богаче. Их не устроила предложенная УЕФА реформа Лиги чемпионов с новой швейцарской системой. Богатенькие посчитали, что поединки с условными болгарами или поляками никому из болельщиков не будут интересны, а значит, не принесут ожидаемых прибылей. С течением времени Лига чемпионов превратилась в эдакий элитарный клуб, в который пропуска никому нет. Это как на фейсконтроле в какой-нибудь клуб, куда вас могут не пустить только по одним известным его хозяевам принципам. Вот и ведущие клубы никого не пускают за свой забор никого! Ведь если раньше на победу в турнире могли претендовать примерно пару десятков команд, то сейчас подобное вспоминается, как что-то из области фантастики. Лига чемпионов по этой причине стала стремительно терять в популярности.

-2

Топ-клубы не приемлют спортивного принципа, попросту говоря, опасаются проиграть: одно дело, когда это будет происходить в споре между «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Челси», «Арсеналом», «Тоттенхэмом», «Ливерпулем», «Реалом», «Барселоной», «Атлетико», «Ювентусом», «Миланом» и «Интером» (все они и захотели войти в Суперлигу) и совсем другое уступить, скажем, московскому «Локомотиву», киевскому «Динамо» или, еще лучше, болгарскому «Лудогорцу». УЕФА предугадал развитие событий, объединил вокруг себя многочисленных сторонников, которые и «задавили» своим весом проект. И теперь даже топ-клуб может не добраться до весенней стадии турнира, а это грозит потерей миллионов евро. Бюджеты как раз сверстаны под Лигу чемпионов, а тут такой «облом» может случиться. Некоторые уже столкнулись с проблемами, в частности, «Барселона». Хозяевами ее и других футбольных монстров не хотят лишь одного, чтобы результаты влияли на финансовые показатели. Поэтому слова одного из идейных вдохновителей Флорентино Переса: «Мы хотим спасти футбол, а спасти футбол — значит спасти всех. Пусть ближайшие 20 лет пройдут спокойно, чтобы никто не потерял 200 миллионов евро. Мы хотим изменить модель, которая уже не работает. Никто не понимает новую модель, к 2024 году мы будем мертвы. Клубы потеряли миллионы евро». Господин Перес, не занимайтесь словоблудием. Лучше уточните, какие клубы потеряли миллионы евро? Те, что создали Суперлигу! Так и говорите правду. Причем тут новая модель или старая? Вы же одним махом лишили 99,9 процента клубов возможности потягаться с футбольными грандами. Но забыли, что в Европе больше 50 ассоциаций, а значит, и клубов в разы больше, чем призванные в Суперлигу два десятка монстров. Все хотят иметь равные права, и никогда от этого не откажутся.

Сейчас же топ-клубы в спешном порядке бегут из новообразования, потому что понимают: без них Лига чемпионов, другие клубные турниры продолжать жить. А вот они без них – вопрос очень спорный. Особенно на фоне заявлений УЕФА о том, что не будет допускать до чемпионатов Европы и мира игроков, выступающих в Суперлиге. И, кроме того, может отстранить клубы-участники Суперлиги от своих турниров. С кем и где они тогда будут играть?

Напоследок приведу слова главы Международного олимпийского комитета Томаса Баха, который, на мой взгляд, сказал не в бровь, а в глаз: «Европейская модель позволяет инвестировать прибыль, полученную на более высоких уровнях, на более низкие уровни. К сожалению, мы осознаем, что эта модель находится под большой угрозой. Сосредоточиться на экономических выгодах, значит игнорировать социальную миссию спорта и реальные потребности посткоронавирусного общества. Если мы будем смотреть на все с точки зрения бизнеса, социальная миссия спорта будет утрачена».

Они хотели поставить себя вне футбольного закона, но этот самый закон может поставить крест на них самих.

Автор статьи: Виктор Изотов

Автор фото: иллюстративный характер