12 апреля 1961 года с космического аэродрома «Байконур» отправили первый аппарат пилотируемого типа под названием «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным на борту. Время летит вперед быстро, и в нынешнем апреле отмечается 60-летие этого великого полета. Впрочем, Россия стала не только пионером в космосе. Космические династии – тоже наше, российское. Давайте познакомимся?
Многие дети космонавтов, выросшие в Звёздном городке, стали летчиками, и только двое пошли по стопам отцов. Почему? Одна из главных причин – здоровье. Кандидата в звездный отряд проверяют очень тщательно. Найдут отклонения – могут не только не принять, но и летать запретить. Да и когда принимают, полета можно ждать долгие годы. И не дождаться. Так что пока рискнули лишь двое – Сергей Волков, сын Александра Волкова, и Роман Романенко, сын Юрия Романенко. Оба с детства были влюблены в небо, оба выросли на рассказах своих отцов о полетах в космос, и оба хотели увидеть звезды… почти на расстоянии вытянутой руки. Рискнули – и попали в отряд космонавтов.
Лететь на работу на крыльях
Александр Волков, отец Сергея, на орбите был трижды и два раза выходил в открытый космос. За один из них, когда, рискуя жизнью, установил «непокорную» французскую антенну и тем самым спас совместную советско-французскую космическую программу, из рук президента Франции Франсуа Миттерана он получил орден Почетного легиона.
А однажды Александра вместе с коллегой Сергеем Крикалёвым чуть не забыли в космосе. Дело в том, что третий космический полет Волкова начался во времена СССР, а закончился уже после распада страны. Вот в то самое время космонавтов едва не «забыли». В западной прессе тогда появилась информация о потерянных на орбите покорителях космоса, а в Мексике у русского посольства собралась целая демонстрация с требованием вернуть космонавтов с орбиты. И даже сбор средств объявили. Экипаж, впрочем, не запаниковал, и план полета полностью отработал. Правда, ни гонораров, ни наград космонавты тогда не получили, но все же вошли в историю как последние космонавты СССР.
Еще Александр, будучи командиром отряда космонавтов, оставил свой пост, чтобы космонавтом смог стать сын (близким родственникам запрещено служить вместе). Это был весьма мужественный поступок – не каждый сможет взять и отказаться от высокого поста, почестей, денег, в конце концов. Александр смог. Причина? Любовь к своей профессии и желание поделиться с сыном удивительным чувством, когда на работу в прямом и переносном смысле летишь на крыльях… Сегодня Александр Александрович изредка ездит на байке, подаренном к юбилею, по родной Горловке, компенсируя таким образом звук космического двигателя…
Юрий Романенко, глава второй космической династии, родился в Оренбургской области в семье военного моряка. С детства он мечтал о военной карьере. Поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. После его окончания остался летчиком-испытателем, инструктором. Испытал шесть типов самолетов, а затем вступил в отряд космонавтов.
В космосе Романенко тоже был трижды. Впервые – больше трех месяцев – в далеком 1977 году. Тогда это было фантастикой. Во время второго полета, который случился через три года, Юрий возглавил советско-кубинский экипаж, в третий, еще через семь лет, стал командиром на станции «Мир» и трижды выходил в открытый космос. Был признан самым опытным космическим путешественником, его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Наверное, немногие знают, что Юрий Романенко – первый в мире космический бард. Во время полета, когда ночью порой невозможно было уснуть, он писал песни – и слова, и музыку. И свой космический дневник вел тоже в стихах. Сегодня Юрий Романенко реализует свои творческие таланты на собственном канале на YouTube.
Осуществленная мечта
Когда тебя сравнивают с отцом и говорят, что, мол, если бы не заслуженный родитель, то не достиг бы ты профессиональных высот, это, согласитесь, обидно. Хочется доказать всему миру, что это совсем не так, и пусть ты не лучший, но во всяком случае равный. Сергей Волков и Роман Романенко доказали.
Когда Сергей был еще мальчишкой, отец однажды взял его с собой на работу. Посадил в боевой тренажер МиГ-21, сам поднялся в небо. Вернулся и увидел: сын сидит в шлемофоне, а летчики в кожаных куртках рассказывают ему о самолетах. Именно в тот день C ергей на всю жизнь заболел авиацией. Игрушки стали ему неинтересны, он задирал голову и все время смотрел в небо. «Обычно дети космонавтов династию продолжать не собираются. Для них космическая работа начисто лишена романтического ореола, они видят трудности, с которыми сталкиваются отцы. Но мое желание стать космонавтом было сознательным, и отец меня поддержал, хотя и предупреждал обо всех трудностях», – рассказывал Сергей в одном из интервью. И его мечта осуществилась.
Он трижды побывал в космосе, хотя первого полета дожидался долгие 11 лет. «Конечно, перед первым моим полетом отец провел важный для меня разговор, рассказал всякие тонкости и мелочи, которые никак не узнаешь во время подготовки, которые приходят только с опытом полетов», – делился космонавт с журналистами. Кстати, на космической станции «Мир», где ему довелось работать, он встретился с сыном астронавта Оуэна Гэрриота Ричардом, который отправился на орбиту в качестве космического туриста (а мериканская космическая династия, к слову, не сложилась: Ричард – сегодня крупный бизнесмен – мечтал о звездах, но стать астронавтом ему помешали проблемы со зрением).
Роман Романенко грезил о небе с 12 лет – и 12 лет после того, как попал в отряд космонавтов, ждал своего «звездного часа». «С детства моей единственной мечтой были самолеты, – вспоминает он. – Рядом аэродром, постоянный грохот, шум, скорость и птица железная в небе. Это действительно было интересно». В итоге он окончил военное училище летчиков, потом служил пилотом самолета, периодически возил космонавтов с аэродрома Чкаловский на Байконур.
Один из друзей посоветовал Роману написать заявление в отряд космонавтов. «Я прошел курс собеседования, психологический отбор, полгода проходил медицинские комиссии в различных медицинских институтах. В итоге из 170 кандидатов отобрали только 11 человек. И я был в их числе. Отец, когда узнал о моем выборе, сказал: '' Дело очень сложное, но ты сам выбрал эту работу. Я тебя не заставлял '' ».
28 мая 2009 года состоялся первый полет Романа. На орбите он находился 188 дней. Провел десятки экспериментов, сотни наблюдений, по 2–3 часа в день занимался спортом, выполнял упражнения, чтобы понять поведение человеческого организма в космических условиях. Кроме этого, он стал героем… детской книжки. Это книга о том, как космонавт Роман по просьбе дочки взял с собой в полет ее игрушку, маленького Клёпу, которого специально уменьшил, чтобы тот поместился в карман, и о приключениях Клёпы на борту. Позже про Клёпу и космос еще и фильм сняли. Так что не только космические, но и творческие таланты отца нашли свое продолжение в сыне.
P . S. Покорение космоса сегодня, увы, вошло в стадию стагнации. В глазах многих людей профессия космонавта перестала быть особенной, выдающейся, престижной, современные дети чаще всего мечтают об иных высотах... И для того чтобы стать космонавтом, надо очень любить небо, быть большим профессионалом, а еще – быть немного романтиком. Таким как Волковы и Романенко…