Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
Немного об особенностях источниковедения рассматриваемой эпохи
Относительно большого количества медных орудий в египетских гробницах:
«Из гробниц Древнего царства до нас дошло большое количество различных медных орудий и их маленьких моделей, но по-прежнему широко применялись разнообразные каменные орудия, деревянные мотыги, серпы с кремневыми зубьями, первобытный деревянный плуг.» («История древнего мира» 1982 г., Кн. 1, с. 102)
«Однако медные орудия, относящиеся к периоду Древнего царства, найдены также в значительном количестве: разные ножи и резцы, тёсла, топоры, пилы. Чаще всего это не настоящие орудия, а небольшие медные подобия их, сделанные, видимо, ради экономии. Эти орудия должны были, по представлениям древних египтян, служить погребённому с ними мертвецу в «потустороннем мире», и они точно воспроизводили настоящие медные орудия. Такие наборы, уложенные в ящики, изображены также на стенах гробниц. Там же показаны медные орудия в действии — в руках мастеров.»
Обратим внимание на слова «…видимо, ради экономии…» – как всё просто в истории! Особенно когда мы её на американский манер модернизируем, подставляя в мозг древнего человека современную нам теперешним систему ценностей. А последняя вовсе не универсальна…
Что касается медных орудий, их макетов и плоскостных изображений в гробницах вельмож и более мелких «прорабов пирамидостроения» – при трактовке этого факта его стоит воспринимать сквозь призму египетского заупокойного культа, которым было глубоко пронизано сознание египтян, да быть может отношения с «тем светом» и было (как это могло бы показаться несколько странным современному материалистическому человеку) целью их цивилизации. Для них вообще главное – воплотиться, похоже этому вся жизнь была посвящена, по крайней мере жизнь представителя тамошнего высшего общества. Ну а учитывая эффект «диффузии культуры», можно надёжно предположить, что лидерам подражал и весь остальной народ.
Так вот: что на этом свете будет нарисовано, слеплено в виде игрушек – на том свете будет явлено в натуральном виде. Вот и гнали фиктивное множество дорогих и престижных предметов любой ценой. Так что не стоит обольщаться насчёт реального количества медных орудий труда в ту эпоху, делая выводы по их изображениям и макетам. При том, что последние значительной частью вообще из глины были, а имитировали какой угодно материал, в том числе медь.
Для сравнения надо отметить, что примерно такие же представления о загробном мире существуют у современных китайцев – достаточно взять с собой на тот свет макет чего-либо, как там появится эта вещь в натуральную величину и во вполне рабочем состоянии. Современные китайцы даже специально для этой цели предназначенные деньги сжигают специально для покойника – на «том свете» богат будет.
Свойства меди
Хорошо, имеем медно-каменый век. Какими же качествами обладают орудия из меди в аспекте камнеобработки? Холодная ковка для меди изначальна – с неё началось освоение этого металла первобытным человечеством:
«Этот металл встречается в природе в самородном виде чаще, чем золото, серебро и железо. Однажды нашли самородок, который весил 420 т.» («Википедия» статья «Медь)
А потому изначально существовала холодная ковка, именно холодная: расплющивание самородка при естественной температуре. Она и посейчас используется наряду с другими способами: ср. ГОСТ,ы на «холоднокатаные листы и полосы».
«Технологии. Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка).» («Википедия» статья «Медный век»)
Холодная ковка – это прекрасно, но как далеко это технологически от создания «кованых» пил из цельного слитка для пилки известняка с песочным абразивом и «специальной закалкой» (см. ниже).
Кстати, о горячей ковке – перегрев для обработки меди плох: механические параметры «отожжённой» меди хуже деформированной, холоднокованой (ср. параметры таблицы «Основные физические и механические свойства меди») – холодная ковка сохраняет медное изделие в три раза более прочным и эластичным, чем после нагрева. Этот тезис подтверждается и современными рекомендациями:
«Нельзя проковывать шов при температуре выше 500° С, так как медь при такой температуре имеет низкую прочность и может дать трещины.»
Медь вообще пластичная и хорошо обрабатывается при низких температурах: «Чистая медь обладает высокой… пластичностью… Медь обладает отличной обрабатываемостью давлением в холодном и горячем состоянии, хорошими литейными свойствами…» Она мягкая и хороша для проработки художественных деталей, не случайно авторы цитируемой статьи дважды упомянули о мягкости меди: «Медь как художественный материал используется с медного века (украшения, скульптура, утварь, посуда). Кованые и литые изделия из М. и сплавов украшаются чеканкой, гравировкой и тиснением. Лёгкость обработки М. (обусловленная её мягкостью) позволяет мастерам добиваться разнообразия фактур, тщательности проработки деталей, тонкой моделировки формы».
Приведённое описание адекватно для материала художественных поделок, но никак не для изготовления инструментов, тем более – камнетёсных, да ещё и в промышленных масштабах. Ср. там же изображения современных художественных изделий из меди.
«Не отличается она и твердостью: медь, правда, тверже, чем золото и серебро, но в полтора раза мягче железа (соответственно 3,0 и 4,5 по 10-балльной шкале)»
Как видим, с таким же успехом можно было ковырять известняк для Большой пирамиды золотыми инструментами.
Против лома нет приёма, если нет другого лома
Я представил себе основной инструмент ортодоксальной концепции пирамидостроения, – лом, монтировку (совершенно незаменимая вещь для окончательного монтажа блоков в тело пирамиды при строительстве вручную) в ритуальном «фараоновском» исполнении – это точно должно быть что-то золотое. Такая штучка выглядела бы как-то очень стильно по-египетски и просто обязана была быть в не разграбленном погребении Тутанхамона. Странно, почему следов её днём с огнём не просматривается в указанном археологическом комплексе. Кроме того, на мой взгляд просто обязан был бы существовать миф, в котором фараон самолично закладывает первый камень в тело пирамиды или храма.
Для укладки 2,3 миллионов (вдумайтесь в цифру!!!) известняковых блоков метр на метр с небольшим в тело пирамиды лом должен был быть при классической концепции постройки пирамиды вручную самым массовым орудием строительства.
Где оно изображено, это орудие? Как он вообще тогда выглядел? И это при всей любви египтян всё-всё-всё зарисовывать – нету его изображения. А может этот самый мягкий и эластичный, холоднокованый медный лом нашли где-то в качестве хотя бы глиняной модели или полноформатно в натуральном виде, пусть и единичном? Понятно, что много времени прошло – местные жители успели бы его в основном утилизировать. Но единичные экземпляры должны были остаться. А их нет. В данном случае, как кажется, «аргумент молчания» весьма громко вопиёт о несостоятельности всей идеи постройки исследуемого «горизонта Хуфу» вручную. (А. Чириков)
Продолжение следует...
LAH.RU - Здравый смысл в исторической науке и строительство пирамиды Хеопса.