Да, мы снова приехали в заброшенный лагерь системы Янлаг.
- Дался тебе этот лагерь? - спросит кто-то.
Знаете, дался. Потому что я не представляла, что на мой прошлый рассказ про заброшенный лагерь, куда мы заехали по дороге из Магадана в Якутск, столько людей напишут, что безвинных людей не сажали, что нечего хныкать над судьбой получивших справедливое наказание, что ничего такого не было, потому что быть не могло. И вообще, всё вы врёте и никуда не ездили.
Поэтому снова будет про заброшенный лагерь, поломанные судьбы и про то, что забывать эту страницу истории нашей страны никак нельзя. Какой бы чёрной она не была.
Началось утро второго дня нашей экспедиции с посещения музея в посёлке Тёплый Ключ.
Мне в этот музей не удалось попасть в декабре, не получилось в январе. И вот третья попытка, как и положено, оказалась удачной.
Музей называется "Магаданская трасса", и в нём, как не сложно догадаться, рассказывают историю строительства этой трассы.
А какая у трассы история?
Истрия, неразрывно связанная с лагерями и заключёнными строившими в нечеловеческих условиях эту трассу.
Смотрите, какой макет в музее. Удивительно похож на тот заброшенный лагерь, который мы посещали в январе и куда снова планировали заехать.
Кто помнит тот рассказ, наверняка тоже обратил внимание - вышка, барак и колючая проволока.
На самом деле, строений в лагере было больше, но сейчас всё это - руины, занесённые снегом.
До лагеря мы ещё доберёмся. Пока же давайте пройдёмся по музею.
Инструменты для строительства дороги: лопата железная с деревянной ручкой (хорошо, что не наоборот).
И творчество. Малая скульптурная форма под названием "Голова лошади".
А также документы разных эпох.
От начала двадцатого века до вполне нам современных.
Вот этот документ войдёт в истории не только содержанием, а ещё и подписью.
"Исполняющий обязанности президента РФ". Скоро дети будут спрашивать: а что, так было когда-то?
Кроме экспозиции посвящённой непосредственно строительству дороги в музее есть раздел, где собраны вещи ушедшей эпохи.
Сейчас стало модно старые вещи в одно место сволакивать и называть это музеем.
Но посмотреть всегда интересно.
Особенно старые ёлочные игрушки. Посмотрите, какие сокровища.
К сожалению, нам на всё это великолепие особенно смотреть некогда. Нас ждёт дорога.
Которая почти сразу за посёлком Тёплый Ключ сворачивает с трассы Колыма.
Впрочем, и по этой дороге мы уже ездили.
Что скрывать, в январе она была гораздо красивее.
Всё время хотелось сказать:
- Верните мою снежную сказку!
Но и без заснеженных деревьев здесь по-прежнему красиво. Местами.
Как же мне нравятся эти, словно заштрихованные простым карандашом, очень геометричные горы.
Мост по-прежнему объезжаем стороной по льду. Интересно, а летом как решается вопрос проезда? Может всё-таки по мосту?
Ну, вот и приехали.
Памятный крест строителям дороги.
Мы делаем остановку и идём в лагерь.
Как это ни кощунственно прозвучит для чьих-то ушей, но когда на улице светит солнце, а температура не опускается ниже -25, то выглядит всё как-то повеселее. Или, скажем так, поживее.
Остатки снега зацепились за ветки комочками ваты.
На самом деле, какое там веселье. Всё равно - ужас же.
И в бараках, освещённых солнцем. И на улице, опутанной колючей проволокой.
Вот такой он - мир сквозь колючку.
Даже ветки деревьев напоминают колючую проволоку.
Мы не задерживаемся в лагере и довольно быстро уезжаем.
Впереди путь до Тополиного. И наконец-то начинается тот участок дороги, где я ещё не была.
И начинается она почти сразу с перевала Большой Ольчан.
Когда я написала, что Ольчанский перевал - самый красивый перевал на трассе Колыма и, возможно, в Якутии, мне тут же прилетело:
- Вы так думаете, потому что не видели Большой Ольчан рядом с Тополиным.
Увидела. Мнения своего не поменяла.
Но место симпатичное, да
Даже немного заснеженных деревьев наконец-то показали.
Жаль, красота немного подпорчена следами цивилизации.
Нет, не поймите меня неправильно. Я тоже за то, чтобы мусор убирали за собой.
Только подношения местным духам в таком количестве (особенно в виде использованных масок на деревьях) как-то не добавляет красоты.
Вечер ещё не наступил, а мы уже подъехали к Тополиному.
И первое что увидели - закрытую на замок заправку.
Изучив внимательно уголок потребителя, порадовались, что бензин нам не нужен и поехали в посёлок.
А про посёлок Тополиное, его обитателей и ещё один музей я расскажу в следующий раз.