Найти в Дзене
Navygaming Channel

Бронирование и система защиты линкоров типа "Нью-Йорк"– последняя дань традициям

К моменту проектирования и строительства линкоров типа «Нью-Йорк» в американском кораблестроении уже сформировались свои взгляды на систему бронирования крупных боевых кораблей. Удаленность американских военных моряков и кораблестроителей от основных театров военных действий конца XIX – начала ХХ века (морские сражения японо-китайской войны 1894-1895 годов, русско-японской войны 1904-1905 годов) не помешала им сделать определенные выводы. Эти выводы были подтверждены и собственным опытом, полученным в испано-американской войне. Результатом стала традиционная для первых американских дредноутов схема бронирования, которая предполагала прикрытие броней максимальной площади борта.

Проектный вид линкоров типа «Нью-Йорк», 1913 год
Проектный вид линкоров типа «Нью-Йорк», 1913 год

Такая схема, получившая название "распределенной", хорошо спасала от большого числа попаданий фугасных снарядов. Вспомним, ведь именно мощные фугасы, по сути, привели к победе и японцев в сражениях при Ялу, Вейхайвее, Цусиме, и американцев при Сантьяго-де-Куба. И не удивительно, что в первое десятилетие ХХ века большинство кораблестроителей и проектировщиков ведущих морских держав старались прикрыть броней максимально возможную площадь борта броненосца или линкора. В то же время экспертами отмечалось, что американской школе судостроения были присущи некоторые особенности при реализации такой схемы бронирования: площадь борта, закрытая легкой и средней броней, была минимальной, ватерлиния в оконечностях вне цитадели не бронировалась.

Линкор «Техас» накануне спуска на воду - интересный вид на место установки бортовой брони
Линкор «Техас» накануне спуска на воду - интересный вид на место установки бортовой брони

На всех первых американских дредноутах от «Мичигана» до «Арканзаса» была использована именно такая схема бронирования, состоявшая из нескольких броневых поясов, прикрывавших большую часть борта. При строительстве линкоров типа «Нью-Йорк» также была использована такая схема, что было не редкостью. Подобная схема в тот же период была применена и на русских линкорах типа «Гангут», английских сверхдредноутах типа «Орион» и японских линкорах типа «Исе». В целом схема бронирования «Нью-Йорка» и «Техаса» повторяла бронирование предыдущей серии – дредноутов «Арканзас» и «Вайоминг», отличия были только в усилении бронирования артиллерии главного калибра (ГК) и увеличении толщины нижнего броневого пояса по ватерлинии. Попробуем подробнее представить, как же были забронированы данные сверхдредноуты.

Линкор «Мальборо» (тип «Айрон Дюк») в Ла-Валетте (Мальта) один
из британских сверстников «Нью-Йорка»
Линкор «Мальборо» (тип «Айрон Дюк») в Ла-Валетте (Мальта) один из британских сверстников «Нью-Йорка»

Начнем с вертикальной (бортовой) брони, которая была представлена главным (нижним) броневым поясом, нижним казематом и верхним казематом. Главный (нижний) броневой пояс длиной 122 м был изготовлен из брони «класса А» и защищал борт от 18 до 137 шпангоута. Он состоял (от 18 до 122 шп) из броневых плит толщиной 305 мм по верхней кромке (254 мм– по нижней кромке) и шириной от 2,24 до 2,42 м, ориентированных длинной стороной по горизонтали.

На участке от 122 до 137 шпангоута поясное бронирование было продолжено 152-мм плитами, которые прикрывали с бортов рулевые машины и приводы. В центральной части корпуса бронеплиты стояли отвесно, а к оконечностям приобретали наружный наклон. Всего главный пояс каждого борта включал в себя по 23 броневых плиты толщиной 305 мм и 4 плиты толщиной 152 мм.
Схема бронирования линкора «Техас», 1914 год
Схема бронирования линкора «Техас», 1914 год

Выше главного пояса монтировался верхний пояс, который на американских ЛК назывался «нижним казематом», толщина плит которого составляла 280 мм по нижней кромке (229 мм– по верхней кромке). Интересно, что по длине нижний каземат совпадал с основной частью нижнего пояса, но его ширина была неоднородной. Между барбетами второй и третьей башни броневые плиты ориентировались длинной стороной вертикально, что соответствовало высоте 3,66 м. А вот до и после этого участка (18 шп – 47,5 шп и 77,5 шп – 122 шп соответственно) бронеплиты устанавливались горизонтально и имели высоту 1,88 и 2,29 м. Здесь также можно отметить, что плиты нижнего каземата имели наклон внутрь, особенно в центральной части, а вот ближе к оконечностям наклон уменьшался, при этом сами плиты оставались плоскими, без изгиба. В итоге для нижнего каземата каждого борта было использовано по 30 вертикальных броневых плит шириной 3,66 м, по 6 горизонтально расположенных плит (1,88 м) и по 9 горизонтально расположенных плит шириной 2,27 м, все плиты имели толщину 280 мм(229 мм).

Над средней частью нижнего каземата монтировался еще один броневой пояс, так называемый «верхний каземат», имевший высоту 1,14 м. Его составляли 10 плит на борт толщиной 165 мм, которые монтировались длинной стороной по горизонтали. Любопытно, что этот каземат не был «непрерывным» – плиты монтировались с разрывами, которые использовались как порты для 127-мм орудий противоминного калибра.

Место для установки брони в кормовой части линкора "Нью-Йорк"
Место для установки брони в кормовой части линкора "Нью-Йорк"

Здесь следует отметить, что броня «класса А», которая была использована для бронирования линкоров типа «Нью-Йорк», не была «однородной» и относилась к маркам СКС, MNC , BNC , отличавшимся друг от друга свойствами.

К примеру, наиболее распространенная броня марки СКС относилась к цементированной броне (глубина укрепленного слоя около 30 % от толщины) и по своим характеристикам была близка к крупповской броне, однако была менее хрупкой. Эта марка брони была использована для большинства установленных на «нью-йорках» плит. Броня марки MNC относилась к гомогенной броне (укрепленный слой до 82 % толщины без цементации), и именно из нее состоял 305-мм нижний пояс этих сверхдредноутов. Эта броня отличалась повышенной стойкостью к растрескиванию по сравнению с СКС. Встречается упоминание, что часть плит была изготовлена из брони марки BNC – тоже гомогенной, но отличавшейся повышенной ломкостью.

Таким образом, бронезащиту линкоров типа «Нью-Йорк» и их предшественников – «Вайомингов» некоторые эксперты сравнивают с «лоскутным» одеялом, имея в виду неоднородность броневого материала.

Спереди броневой пояс замыкался броневым траверзом толщиной 254 мм в верхней части и 280 мм– в нижней. Кормовой поперечный траверз (254 мм) совпадал с концом нижнего каземата и перекрывал броней пространство от второй до третьей палубы. Кроме него в кормовой части бронезащита рулевых машин и механизмов обеспечивалась полутраверзом (178 мм), броневой карапасной палубой (63,5 + 12,7 мм) и дополнительным траверзом (практически «броневым транцем») толщиной 254 мм.

Однако не только нижний пояс имел траверзы, уровнем выше были смонтированы четыре угловых или диагональных траверза (толщина 165-229 мм), которые прикрывали пространство от концов верхнего каземата к барбетам второй и третьей башни. Такая «броневая коробка» обеспечивала защиту 127-мм противоминных орудий и дымоходов.

Корпус линкора "Техас" на стапели - район барбетов
Корпус линкора "Техас" на стапели - район барбетов

Теперь перейдем к горизонтальной защите и сразу отметим, что она была не настолько впечатляющей, как бортовая броня.

Верхняя палуба «Нью-Йорка» и «Техаса», по данным В. Чаусова, не бронировалась. Здесь вспомним, что верхняя палуба «Айовы» от 41,5 до 172 шп была покрыта плитами, изготовленными из 37-мм стали STS , предназначавшимися для взведения взрывателя бронебойной бомбы или снаряда после пробития брони и деформации бронебойного наконечника. Это, конечно, был линкор уже другой эпохи, но воевать пришлось всем вместе на одной войне. Однако вернемся к первым американским сверхдредноутам.

Вторая палуба состояла из 18-мм плит стали STS , уложенных на палубный настил из 7,6-мм плит стали MS . В то же время В. Чаусов в своей книге «Сверхдредноуты «Нью-Йорк» и «Техас». Невероятные исполины» обращает внимание, что Н. Фридман приводит иные данные по бронированию второй палубы – над погребами два слоя стали STS по 12,7 мм, над машинами – 17,8 мм стали STS и 7,6 мм стали MS . Над котлами бронезащита отсутствовала.

Основой горизонтальной защиты считалась третья палуба, называемая главной броневой палубой, которая укладывалась по уровню верхних кромок нижнего пояса. В носовой и кормовой части (18-47 и 77,5-122 шп) палубный настил состоял из слоя 38-мм стали STS и слоя 12,7-мм стали MS . В центральной части третью палубу формировали слои 25,4-мм стали STS и 12,7-мм стали MS . Как уже отмечалось, в корме от траверза нижнего каземата третья палуба переходила в карапасную, которая простиралась до 137 шпангоута, опираясь на малый кормовой траверз. Карапасная бронепалуба состояла из плит толщиной 63,5 мм (сталь STS ) на подкладке из 12,7-мм стали MS .

Таким образом, основная бронепалуба сверхдредноутов имела толщину около 51 мм и только над погребами, рулевыми машинами и приводами ее толщина увеличивалась до 76 мм. Сказать, что это было крайне недостаточно, – значит ничего не сказать.

Установка карапасной палубы над рулевым приводом линкора «Техас», октябрь 1911 года
Установка карапасной палубы над рулевым приводом линкора «Техас», октябрь 1911 года
Вспомним, что у немецкого легкого крейсера «Дрезден» толщина палубной брони составляла 50 мм, как говорится, без комментариев.

Однако слабость палубного бронирования была характерна не только для сверхдредноутов типа «Нью-Йорк», но для большинства их современников, как, впрочем, и для иностранных линкоров более поздней постройки.

Для примера, английский сверхдредноут «Орион», вошедший в строй на два года раньше «Нью-Йорка», имел бронирование главной палубы 38 мм, средней – 25 мми нижней – от 25 (в носовой части) до 102 мм (в районе рулевых машин). Отметим, немного забегая вперед, что в последующем палубное бронирование «Нью-Йорка» и «Техаса» было усилено.

Рассмотрение схемы бронирования линкоров типа «Нью-Йорк» будет не полным, если оставить без внимания защиту артиллерии линкора и боевой рубки. И здесь следует отметить, что на чем американцы не экономили, так это не на защите артиллерии! Всеми экспертами отмечалось, что 356-мм орудия главного калибра ГК американских сверхдредноутов были прикрыты достаточно толстой броней.

Вид на первую и вторую башню 356-мм орудий (линкор «Техас»),
предположительно 1916 год
Вид на первую и вторую башню 356-мм орудий (линкор «Техас»), предположительно 1916 год
Лобовые плиты башен ГК имели толщину 356 мм(сталь СКС). Боковые стенки башен набирались из двух частей: передняя часть с изгибом имела толщину 229 мм(сталь СКС), задняя часть стенки (плоская) – 203 мм (сталь СКС класса «А», по другим данным, сталь класса «В»). Крыши башен имели толщину 102 мм (сталь СКС), пол башни – 51 мм.

Барбеты башен также получили мощную защиту из стали марки СКС, причем их толщина была не постоянной. Верхние ярусы барбетов над главной броневой палубой имели толщину брони до 305 мм, ниже уровня бронепалубы – 127 мм. Причем, если барбеты в области диаметральной плоскости прикрывали друг друга, толщина их брони уменьшалась до 254 мм на верхнем ярусе (102 мм на нижнем). Наличие угловых траверзов также позволило уменьшить толщину брони барбета № 2 и № 3 до 178-127 мм, обеспечив тем самым экономию в весе.

Броневая дверь в переборке линкора «Техас»
Броневая дверь в переборке линкора «Техас»

Боевая рубка почти не уступала в защите башням ГК – толщина ее боковых стенок согласно заводской документации по линкору «Нью-Йорк» составляла 305 мм (измерения толщины на линкоре «Техас» – 311 мм). Крыша рубки состояла из двух плит стали STS : верхняя – 108 мм и нижняя – 105 мм (данные по измерению на линкоре «Техас»). Хотя заводская документация на «Нью-йорк» дает несколько другие данные – двухслойная крыша: лист 127-мм брони поверх 76-мм брони. Пол башни – 76 мм(51 мм по другим данным), коммуникационная труба в центральный пост – 279 мм.

Эти данные по бронированию, конечно, далеко отстали от ЛК типа «Айова» (лобовые плиты башен ГК – 495 мм, барбеты – до 439,5 мм, боевая рубка – 439,5 мм) и не полностью подходили для боевых действий в годы Второй мировой. Но для своего времени, при сравнении с английскими «одноклассниками», выглядели довольно солидно. К примеру, все те же башни ГК линкора «Орион», одного из первых английских сверхдредноутов, были защищены броней 279 мм, барбеты – 254 мм(максимально), боевая рубка – 279 мм. Из немецких дредноутов, которые ближе всего по годам ввода в строй, для сравнения можно использовать ЛК типа «Кениг», орудия ГК которых прикрывались 300-мм броней (по данным О. Паркса – 356 мм), барбеты имели толщину до 300 мм(по данным О. Паркса – 356 мм), боевая рубка – до 400 мм. Так что американцы в случае с бронированием своих линкоров предпочитали не рисковать.

В заключение остановимся еще на одном компоненте защиты корабля, который с начала ХХ века приобрел важное значение – это противоторпедная защита (ПТЗ). На «Нью-Йорке» противоторпедная защита включала в себя противоторпедную переборку толщиной 34,7 мм, слой угольных бункеров перед ней и ряд пустых отсеков у борта. Общая глубина ПТЗ по миделю – 7,42 м (у ЛК типа «Арканзас» – 7,1 м, ЛК типа «Невада» – 5,8 м). Переборка ПТЗ начиналась перед погребами носовой башни ГК и заканчивалась у барбета № 5, перекрывая пространство от двойного дна до третьей палубы. Линкоры были оборудованы развитой сетью водонепроницаемых отсеков (более 400), а также системой контрзатопления для выравнивания крена.

Линкор «Нью-Йорк» на Гудзоне незадолго до вступления США в войну
Линкор «Нью-Йорк» на Гудзоне незадолго до вступления США в войну

В целом, как отмечает В. Чаусов в своем исследовании, для «...линкоров Первой мировой войны подводная защита «Нью-Йорка» и «Техаса» представляется достаточно надежной. …Хотя проверки в боевых условиях не случилось, тем не менее, можно ожидать, что по устойчивости к подводным взрывам такая система приближалась бы к ПТЗ германских линкоров и линейных крейсеров». К недостаткам ПТЗ первых американских сверхдредноутов эксперты относили наличие дверей и проходов в переборках, что могло привести (при определенных условиях) к потере герметичности и обширным затоплениям в случае подводных взрывов.

В послевоенный годы линкоры типа «Нью-Йорк» прошли несколько модернизаций, вследствие чего их подводная защита была улучшена за счет установки булей, внутри которых вертикальными переборками была образована система водонепроницаемых отсеков, демонтажа подводных торпедных аппаратов и установки еще одной переборки в угольных бункерах, ликвидации дверей в водонепроницаемых переборках ниже ватерлинии, оборудования люков высокими комингсами, внедрения более оптимального чередования полостей бортовой ПТЗ. В результате глубина ПТЗ по миделю составила 9,14 м, что явилось своего рода мировым рекордом для кораблей всех классов. Для сравнения, глубина ПТЗ на миделе линкора типа «Айова» составляла 5,45 м, линкора типа «Бисмарк» – 5,5 м, «Литторио» – 7,22 м, «Ямато» – 7,15 м. Выводы можно делать самостоятельно.

Изменения в схеме бронирования линкоров типа «Нью-Йорк» в ходе модернизаций
Изменения в схеме бронирования линкоров типа «Нью-Йорк» в ходе модернизаций

В итоге, можно сказать, что бронирование «Нью-Йорка» и «Техаса» отвечало общепринятым взглядам на данный параметр для кораблей этого класса. Однако, необходимо отметить, что эти два корабля стали первыми и последними свехдредноутами США, в бронировании которых была использована «распределенная» схема. Следующие за ними корабли – «Невада» и «Пенсильвания» представляли собой линкоры уже с новой защитой!

Источники:

Ferguson, J. Historic Battleship Texas (The Last Dreadnought). McMurryUniversity, Abilene, Texas, 2007; N.Friedman U.S. Battleships: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1985. - p.479; Power, Н. Battleship Texas, Texas А&М University Press, 1993.-p.160; USS New York (BB-34): The Old Lady of the Sea, Turner Publishing, 2002; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 1(58) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.В. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 416 с.; Иванов, С.В. Линкоры США/С.В.Иванов//Война на море, № 12, часть 1.- 2005.- 52 с.; Кофман, В.Л. ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1918. Справочник по корабельному составу/В.Л. Кофман //Морская коллекция, № 5 (11) –1996. – 32 с.; Мандель, А.В Линейные корабли Соединенных штатов Америки. Часть II. Линкоры типов «New York», «Oklahoma», «Pennsylvania»/ А.В.Мандель, В.В.Скопцов. - СПб.: БКМ, 2004.- 168 с.; Патянин, С.В. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 384 с.; Чаусов, В.Н. Сверхдредноуты «Нью-Йорк» и «Техас». «Невероятные исполины»/ В.Н.Чаусов.- М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.- 160 с.