Большевики далеко не сразу взяли курс на построение массовой регулярной армии, с привлекаемыми военными специалистами, с дисциплиной и с единоначалием.
Начиналось всё несколько иначе: в декабре 1917 года, приказом главкома Н.В. Крыленко, «старая армия» подверглась «тотальной демократизации»: были упразднены все офицерские звания и чины, запрещалось носить погоны, вся полнота власти в частях принадлежала теперь солдатским комитетам. Уничтожался резерв чинов при штабах военных округов. Офицеры, не выбранные командирами в своих частях и достигшие 39 лет — отправлялись в отставку.
Отставка эта была, мягко говоря, обидной и тяжкой. Ведь офицерам старой армии больше не полагалось денежных «надбавок» за чины, а пособия офицерских семей были теперь равны солдатским пособиям.
Подобные расклады поддерживал и лично В.И. Ленин: хочешь построить что-то новое — сноси старое. Хотя он и не возражал против идеи использования бывших царских офицеров в новой армии (а в дальнейшем активно этот тезис поддерживал), всё равно огромное число бывших царских офицеров оказалось не у дел, плюс без нормальных средств к существованию.
Тем более, что многие повстанческие красногвардейские командиры вообще не желали терпеть в своих частях бывших царских офицеров, не доверяя им.
Советский военный историк Александр Георгиевич Кавтарадзе рассказывает о дальнейшем развитии событий:
«Как отмечалось выше, слом старой армии поставил русское офицерство в трудное положение. Десятки тысяч бывших офицеров, от генерала до прапорщика, снятых с должностей и не избранных на них солдатами (к тому же поставленных во всех отношениях в равное с ними положение), а также имевших возраст свыше 39 лет, вынуждены были уходить в отставку, или, как тогда говорили, «обращаться в первобытное состояние» (т. е. в то состояние, в котором офицер находился до поступления на военную службу).
Кадровые офицеры, как правило, уезжали в места дислокации частей (штабов, учреждений и заведений), в которых они служили и имели казенные квартиры в мирное время и где находились их семьи...» (с) А.Г. Кавтарадзе. Военные специалисты на службе Республики Советов
Далеко не все из них были настроены по отношению к новой власти строго негативно, но сложно быть «патриотами РСФСР», когда тебя, фактически, выкинули на мороз, несмотря на все твои прежние (часто вполне реальные) заслуги перед государством.
Многие из этих людей всю свою сознательную жизнь посвятили армии, больше они ничего не умели, да и не пытались их трудоустроить. Попроще было офицерам военного времени, которые могли вернуться к своим «изначальным» профессиям.
Но, рассеявшись по стране, бывшие офицеры старой армии очень скоро оказались в «сфере влияния» самых разных военно-политических группировок: от собственно различных белых армий до сил буржуазных республик и интервентов. И шли туда часто не по каким-то идеологическим соображениям, а банально — чтобы прокормить себя и свои семьи. А потому такое радикальное изначальное решение «офицерского вопроса» можно считать ошибкой, с далеко идущими последствиями.
«Отметим, что для подавляющего большинства офицеров русской армии, не имевших ни гражданской специальности, ни каких-либо источников дохода, кроме жалованья, пенсия была единственным средством существования.
По мнению крупного военного специалиста А.А. Свечина, в период слома старой армии и ее офицерского корпуса была «допущена большая ошибка», в результате которой многие тысячи бывших офицеров пополнили армии Алексеева, Деникина, Врангеля и др., — демобилизация «бывших генералов и офицеров без всякого обеспечения». Разумнее было бы создание, как в апреле 1919 г., «резервов чинов при комиссариатах» (с) А.Г. Кавтарадзе. Военные специалисты на службе Республики Советов
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.