Дорогие читатели, это продолжение статьи. Начало можно найти на нашем канале "Издательство "Гангут" или пройдя по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5e7da90638906d44f052c041/boevye-pohody-lineinogo-korablia-parijskaia-kommuna-5fd7322a33ed420c3f7eaed4
4 ноября корабль прибыл в Поти, который стал новой базой для корабля.
В гавань его ввели буксиры СП-7 и СП-13. Этот небольшой порт не был подготовлен к приему такого большого корабля, поэтому пришлось устанавливать противоторпедные боны, спешно усиливать ПВО базы. Особенностью этого порта в зимний период является «тягун» — при сильном северо-западном ветре в тесную гавань Поти устремляются огромные массы воды. Возникают сильные течения, уровень воды в порту все время меняется. Он может сорвать корабли со швартовов и якорей, разбить о причал.
Чтобы оградить линкор от случайностей, за ним постоянно закрепили два буксира, экипаж корабля заводил по шесть швартовых. По приказу командования он в охранении двух эсминцев
10 ноября в 9 ч 30 мин прибыл в Новороссийск, доставив 400 человек маршевых рот пополнения и 500 т боеприпасов. Но город постоянно подвергался налетам, и в ночь на 13 ноября корабль ушел в Поти, а днем Новороссийский порт подвергся массовому налету авиации, особенно досталось причалу, где до этого стоял линкор.
24 ноября командующий Черноморским флотом вице-адмирал ФС. Октябрьский издал приказ, по которому линкору и новым крейсерам запрещалось покидать базу без сопровождения минимум двух эсминцев, но исполнялся он далеко не всегда — эсминцы постоянно использовались для конвоирования транспортов и решения других задач.
27 ноября в 18 ч 40 мин «Парижская коммуна» вышла из Поти в свой первый боевой поход в сопровождении эсминца «Смышленый» (командир капитан 3 ранга В. М. Шегула-Тихомиров). Корабли зашли за внутреннюю кромку нашего минного заграждения в районе мыса Фиолент. 28 ноября линкор провел первую стрельбу по позициям противника.
Район сел Байдары, Павловка и Тыловое обстреливался главным калибром, а противоминный калибр вел огонь по высотам 387 и 566. С 0 ч 13 мин по 0 ч 33 мин линкор выпустил 146 305-мм снарядов (по другим данным, 153) и 299 120-мм. Расход 130-мм снарядов эсминца составил 120. Стрельба велась по площадям с частичной корректировкой постами, дистанция 130–140 кб.
Для определения места на берегу был установлен красный огонь. Утром 29 ноября корабли вернулись в район Поти. Погода ухудшилась, ветер усилился и перешел в штормовой. Линкор оставили на внешнем рейде. Два дня он стоял на якорях, но ситуация продолжала ухудшаться, и его решили ввести в порт. При швартовке волной смыло за борт три человека (по другим данным, пять) из баковой группы, и все они погибли. Линкор начало разворачивать сильным ветром. Швартовым концом он потянул и перевернул буксир «Октябрь», на котором погибло три человека (капитан и два матроса). Сам корабль ветром снесло с фарватера, и левой скулой он сел на мель. Его вскоре с нее сняли с помощью буксиров, затопив ряд отсеков (приняли 400 т воды) и создав крен на правый борт 3–5°. Линкор с большим трудом удалось поставить к 13 причалу.
Вскоре начался «тягун», и корабль начало «водить» у причала. По приказу командующего эскадрой контр-адмирала Л. А. Владимирского в цистерны приняли балласт, и корабль сел на грунт. Позднее воду удалили, но осталось много ила в магистралях системы креновых отсеков и пожарной системы.
17 декабря немцы начали наступление на Севастополь по всему фронту силами пяти пехотных дивизий при поддержке румынских войск. Ситуация на всех участках обороны складывалась критическая. Это вынудило командование флота ввести в действие все резервы, которые имелись в наличии.
Днем 21 декабря отряд кораблей ЧФ под огнем противника прорвался в Севастополь, доставив 79-ю морскую стрелковую бригаду. Это улучшило ситуацию, но требовались еще подкрепления. Начинались решающие бои за крепость.
В Севастополе было решено собрать «ударный кулак» из линкора, крейсера и двух эсминцев. Остальные корабли либо находились в ремонте, либо принимали участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. В ней принял участие барказ с линкора, которым командовал старшина 1 статьи Шелудченко.
Весь день 29 декабря корабли вели огонь по противнику — крейсер «Молотов» выпустил 204 180-мм снаряда, эсминцы «Смышленый» и «Безупречный» (командир капитан-лейтенант П. М. Буряк) 158 и 58 130-мм снарядов соответственно, тральщики 22 75-мм снаряда. Эта поддержка позволила отразить зимнее наступление немцев на Севастополь. В этом значительная заслуга линкора «Парижская коммуна». Его поход в Севастополь стал символом мужества моряков-черноморцев, их стойкости в защите главной базы флота. Всего одни сутки пробыл линкор в осажденной крепости, но эффект был велик. Целый день центр города сотрясали раскаты залпов «Парижанки». Каждый снаряд с корабля был «именным». Посмотреть на стрельбу главным калибром собрались сотни защитников города, каждый залп они встречали овациями, в воздух летели бескозырки и шапки-ушанки!
27 декабря в 18 ч линкор покинул без сопровождения Поти.
На следующий день его встретил, вышедший из Севастополя, эскорт в составе лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Корабли взяли курс на Синоп, а с наступлением темноты корабли повернули на Констанцу с таким расчетом, чтобы к 22 ч прибыть в подходную точку севастопольского фарватера.
Первоначально командование флота планировало поставить линкор в Стрелецкой бухте, но достаточно места для него нашлось лишь в Южной бухте в районе холодильника. «Парижская коммуна» по фарватеру вошла в Севастопольскую бухту, а затем два буксира развернули ее и кормой завели в Южную бухту. В 1 ч 12 мин 29 декабря корабль занял свое место, его закрепили на бочке. С берега в рубку протянули телефонный кабель. Утром линкор атаковали два Ju-88, но их отогнала авиация Севастопольского оборонительного района (СОР). В этот день она совершила 58 вылетов для прикрытия пришедших кораблей. По обоим берегам Южной бухты были развернуты дополнительные зенитные батареи. К счастью, погода в тот день не благоприятствовала действиям авиации.
По кораблю открыла огонь крупнокалиберная батарея противника, и хотя ее быстро подавили, она успела потопить плавкран в Южной бухте.
К ведению огня на линкоре подготовили все четыре башни и противоминный калибр правого борта. Дистанция стрельбы составляла всего 35–30 кб. Стрельба велась по позициям противника в третьем и четвертом секторах обороны. Стреляли по площадям, корректировку огня получали по телефону. За день «Парижская коммуна» провела 15 стрельб, выпустив 135 305-мм и 184 120-мм снарядов.
В 17 ч при залпе из первой башни получил повреждения первый блистер правого борта. Пороховыми газами залпа оторвало верхний и передний приваренные листы. Исправление этих повреждений заняло несколько часов. Еще одна проблема возникла в конце дня — при осмотре первой и третьей башен выяснилось, что по одному орудию главного калибра в каждой из них получили повреждения. Больше из этих орудий не стреляли.
Вечером стрельбы продолжились. Корабль выпустил еще 36 305-мм и 60 120- мм снарядов, принял на борт 1025 (по другим данным, 1200) раненых, которых разместили по всему линкору. Многих раненых доставляли прямо с передовой и первую помощь им оказывали в кают-компании корабля.
В 0 ч 25 мин 30 декабря «Парижская коммуна» покинула главную базу своим ходом, без помощи буксиров. В 16 ч она прибыла в Новороссийск и встала у Элеваторного причала. В течение трех суток экипажу пришлось испытать воздействие боры на корабль и постоянно бороться с ее последствиями. Скорость ветра достигала 42 м/с, началось оледенение корпуса и надстроек линкора.
5 января в 16 ч 15 мин «Парижская коммуна» покинула Новороссийск и в сопровождении эсминца «Бойкий» (командир капитан-лейтенант Г. Ф. Годлевский) направилась в район Феодосии. Переход проходил в сложных условиях — 6-бальный шторм со снежными зарядами.
С 1 ч 28 мин по 1 ч 55 мин линкор выпустил 168 (по другим данным, 165) снарядов главного калибра по позициям противника в районе селений Старый Крым и Салы.
«Бойкий» израсходовал 60 130-мм снарядов по позициям у села Щебетовка. Огонь велся по площадям без корректировки. Утром 6 января корабли вернулись в Новороссийск, став у Импортного причала. Но на порт продолжались авианалеты, и 7 января они ушли в Поти.
Дважды «Парижскую коммуну» использовали для огневой поддержки десантов в Судак. 11 января в 7 ч в сопровождении эсминца «Смышленый» корабль вышел из Поти в район Феодосии.
В море эскорт поменялся — корабль сопровождения сменили на эсминцы «Бодрый» и «Железняков» (командир капитан-лейтенант В. В. Шишканов). С 2 ч 32 мин по 2 ч 59 мин 13 января линкор выпустил 139 снарядов главного калибра по позициям противника в районе селений Старый Крым и Изюмовка. Огонь вновь велся по площадям и без корректировки. В ходе обстрела из строя вышли еще по одному 305-мм орудию в третьей и четвертой башнях линкора. После завершения обстрела корабли вернулись в Поти.
14 января «Парижская коммуна» в сопровождении эсминцев «Безупречный» и «Железняков» покинули Поти и направились в Новороссийск. На следующий день в 13 ч они вышли из Новороссийска вновь в район Судака.
Второй выход оказался намного сложнее — неприятель подготовился к встрече и ввел в действие авиацию. С 23 ч 45 мин до 0 ч 25 мин 16 января корабли поддержки десанта вели обстрел неприятельских позиций. Линкор выпустил 125 305-мм и 585 120-мм снарядов.
На корабли постоянно совершали налеты самолеты противника, которые обнаруживали их по вспышкам выстрелов. Для затруднения бомбометания во время налетов линкор прекращал стрельбу по позициям и зенитного огня не открывал. Попаданий в него не было, но от близких разрывов бомб вышло из строя одно 120-мм орудие. На обратном пути корабли вновь были атакованы авиацией противника. С нескольких сторон на них навалились торпедоносцы и пикировщики. Корабли открыли огонь, линкор даже использовал главный калибр!
17 января «Парижская коммуна» в сопровождении эсминца «Безупречный» вернулась в Поти, который постоянно подвергался ожесточенным бомбардировкам. Зенитчики линкора принимали участие в отражении этих налетов, и в одном из них им удалось сбить самолет.
26 февраля в 17 ч 00 мин «Парижская коммуна» в сопровождении эсминцев «Бойкий» и «Бдительный» (командир капитан 3 ранга А. М. Ованесьянц) вышла для обстрела Феодосии.
С 1 ч 02 мин 27 февраля линкор вел огонь главным калибром по причалам Феодосийского порта, где, по данным разведки, базировались торпедные катера противника. Израсходовав полсотни 305-мм снарядов, отряд вернулся в Новороссийск, но ненадолго.
С 0 ч 23 мин 28 февраля линкор вновь обстреливал позиции противника в районе селения Старый Крым. Огонь велся по площадям, израсходовано 50 305-мм и 20 120-мм снарядов. В ходе обстрела из строя вышло еще одно 305-мм орудие. После этого корабли отряда вернулись в Новороссийск. Воздушные атаки на порт продолжали усиливаться. При налете в ночь на 8 марта в корабль попало несколько зажигательных бомб, но экипаж с ними быстро справился, при отражении одного из них его зенитчики сбили еще один самолет.
В 18 ч 20 марта «Парижская коммуна» в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминцев «Безупречный», «Бойкий» и «Железняков» (по выходе в море его заменил «Бдительный») вышла из Новороссийска в Феодосийский залив для обстрела войск противника на Керченском полуострове. Поход проходил в сложных погодных условиях — сильный шторм и оледенение. Брызги от волн попадали даже в дымовые трубы сверху!
В 1 ч 29 мин 21 марта корабли отряда открыли огонь по позициям в районе сел Ново-Михайловка и Владиславовка. Линкор выпустил 128 305-мм снарядов, как и прежде, огонь велся по площадям без корректировки. После завершения обстрела корабли отошли мористее.
Следующей ночью обстрел повторился — на этот раз было израсходовано 168 снарядов главного калибра. После этого отряд вернулся в Поти, куда прибыл утром 23 марта.
Во время похода в кормовой части корпуса появилось несколько поперечных трещин, и стала поступать вода. При возвращении в базу толщина льда на башнях и надстройках достигала 20–30 см.
Этот боевой поход стал последним для «Парижской коммуны». В ходе обстрелов из строя вышло еще одно 305-мм орудие. К этому моменту на линкоре могли вести огонь лишь шесть орудий главного калибра, остальные требовали замены.
Все 305-мм стволы были расстреляны и требовали замены. Остро стал вопрос — как и где проводить их замену? Ранее подобная операция проводилась на береговых батареях № 30 и № 35. Их боеспособность удалось восстановить в короткий срок и под огнем противника!
В арсеналах флота оставались тела 305-мм орудий, нужно было лишь срочно переправить их на Кавказ. Для этого 11 марта в Севастополь прибыл крейсер «Красный Кавказ», доставивший 125 т боеприпасов для армии и 14 т — для флота.
На него и погрузили эти орудия. Вот как об этом вспоминал один из участников событий: «Была поставлена задача — погрузить тела 12” орудий. 150 офицеров, старшин и матросов выполняли эту работу вручную. По телефону начштаба приказал мне к 18 часам погрузить их, иначе это будет невыполнение боевого приказа. Для погрузки нужно было сделать салазки, а леса не было. Обшарили весь завод и кое-что нашли. Погрузка была закончена». Вечером крейсер покинул главную базу, приняв на борт 246 раненых. Остальные орудия доставили на Кавказ из Сталинграда с завода «Баррикада».
Их замена оказалась сложной и трудоемкой операцией и проводилась в тяжелой обстановке — базы на Кавказе не были оборудованы, не хватало людей, кранов, техники и станков. Тем не менее, работы удалось завершить за 20 дней.
Одновременно с заменой стволов был проведен ремонт ПУС противоминного калибра, оптики и элеваторов подачи боезапаса.
12 апреля линкор снова был в строю. 19 апреля он в сопровождении эсминцев «Бойкий» и «Дзержинский» вновь вышел в море. К этому моменту на линкоре сменился командир — с 21 марта им стал капитан
1-го ранга Ю. К. Зиновьев.
22 апреля на линейном корабле побывал командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский. Он заявил экипажу: «Ваш линкор имеет большое значение для политической обстановки на Черном море. Сохранить корабль, держать его в полной боевой готовности — вот та задача, которая стоит перед Вами».
Испытания главного калибра проводились 26 апреля по полной программе. В 7 ч 37 мин «Парижская коммуна» в сопровождении эсминца «Бойкий», четырех сторожевых и трех торпедных катеров под прикрытием двух истребителей И-153 и двух МБР-2 вышел в море из Поти в район боевой подготовки, где и был произведен отстрел 305-мм орудий.
7 мая нарком Н. Г. Кузнецов побывал в Поти, осмотрел базу и посетил корабль. В ходе беседы с экипажем ему был задан вопрос о возвращении кораблю исторического названия.
Ситуация на Северном Кавказе ухудшалась, немцы рвались к нефти. Командующий Северо-Кавказским направлением приказал готовить к обстрелам вражеских позиций крейсеры «Ворошилов», «Красный Крым», лидеры «Ташкент» и «Харьков» и эсминцы. Не забыл он и про линкор. Но вице-адмирал Ф. С. Октябрьский получил директиву от наркома о запрете привлекать его и крейсеры «Молотов» и «Ворошилов» к набеговым операциям.
Ситуация под Севастополем продолжала ухудшаться — 21 мая немцы начали новый штурм. Город был полностью блокирован — подходы с моря контролировала авиация, малые подводные лодки и торпедные катера. Немецкая авиация господствовала в севастопольском небе. Позиции советских войск постоянно обстреливались, каждое передвижение в городе или бухтах не оставалось незамеченным. Боевые корабли с большим трудом прорывались в крепость по ночам, разгружались, принимали раненых и сразу уходили обратно.
К доставке боеприпасов и грузов начали активно привлекать подводные лодки. В этих условиях использование линейного корабля без прикрытия было невозможно. В критический момент боев за Севастополь, в конце мая 1942 года, Военный Совет флота предложил Ставке перебросить туда на линкоре 25 танков КВ, но на это никто не пошел.
Единственное, что было сделано, — в июне с корабля сняли часть боезапаса главного калибра для 35-й батареи и погрузили его на эсминец «Сообразительный». Но в Севастополь он так и не попал.
Линкор продолжал находиться в Поти. Несколько раз немецкая авиация совершала налеты на порт. 12 сентября 1942 года корабль временно перевели в Батуми, где ему пришлось на себе испытать воздействие сильных штормов, и вскоре он вернулся обратно в Поти.
В 1942–1943 годах в сводный полк эскадры ушло 540 моряков «Парижской коммуны». 31 мая 1943 года линкору вернули прежнее имя «Севастополь». В августе 1943 года с него сняли часть экипажа. На армейских складах моряки получили 102-мм полевые орудия и из них сформировали батарею «Севастополь», которая принимала активное участие в Новороссийской десантной операции.
Было усилено зенитное вооружение — установили четыре 37-мм автомата 37-К и дополнительные зенитные пулеметы. В августе 1944 года корабль получил свою первую радиолокационную станцию — тип 281 английского производства.
5 ноября 1944 года эскадра Черноморского флота вернулась в Севастополь. В их числе был и линейный корабль «Севастополь», командиром которого с 28 декабря стал капитан 1 ранга М. Ф. Романов.
8 июля 1945 года его наградили орденом Красного Знамени. В 1946 году линкор вновь доковался в Северном доке Севастополя.
После войны «Севастополь» прошел ряд ремонтов и модернизаций и использовался в качестве учебного корабля. Приказом главкома от
18 августа 1956 года его исключили из состава флота, а 30 января следующего года на нем спустили флаг.
Стране требовался металл, и корабль-ветеран пустили «на иголки», разобрав в Инкермане.
В память о линкоре на улице Ленина, в скверике между библиотекой имени Л. Н. Толстого и детской художественной школой, был установлен монумент, посвященный участию корабля в обороне города. На его барельефе изображен линейный корабль, ведущий огонь из Южной бухты, и написано: «Флагманский корабль эскадры линкор “Севастополь” ведет огонь по врагу из Южной бухты 29 декабря 1941 года».
Несколько предметов с линкора попали в ЦВММ, Центральный музей Великой Отечественной войны и Музей Черноморского флота, на открытой площадке которого установили 37-мм автомат 37К.
Славные имена линейного корабля «Парижская коммуна», крейсеров «Червона Украйна», «Красный Крым» и «Красный Кавказ» давно стали историей. Кораблей с такими названиями больше нет в составе Российского флота, но их подвиги во время Великой Отечественной войны золотыми буквами вписаны в историю отечественного ВМФ!!!
© А. Ю. Царьков
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №52/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut