1914-1917 годы
Российская империя
В апреле 1906 года в ходе создания Морского генерального штаба Российской империи в его составе было основано «отделение иностранной статистики», в задачи которого входила разведка морских сил потенциальных противников и выявление организаций и лиц, осуществлявших подрывную работу против российского флота.
В марте 1909 года по вопросу борьбы с иностранным шпионажем было проведено межведомственное совещание представителей Главного управления Генерального штаба, Морского генерального штаба и Департамента полиции МВД Российской империи. Но только в апреле 1911 г. был принят закон, о выделении контрразведки в самостоятельную структуру. Основой новой структуры являлись бывшие офицеры Отдельного корпуса жандармов. Они имели навыки контрразведывательной работы, но мало что понимали в делах флота и защиты его интересов. И лишь в мае 1914 года приказом Генмора был создан специальный отдел, в задачи которого входили морская разведка и контрразведка.
На практике его деятельность начинается с 1915 года, когда на флотах и в городах, являвшихся базами Российского флота начинают создаваться подразделения военно-морской контрразведки. Начали формироваться контрразведывательные отделения в Главном морском штабе, балтийское, беломорское, тихоокеанское, черноморское и финляндское отделения.
И если командование Черноморского флота серьезно отнеслось к созданию контрразведывательных служб, то на севере в этом вопросе сильно отставали. Так Беломорское контрразведывательное отделение было создано лишь осенью 1915 г. Его начальником стал подполковник Отдельного корпуса жандармов П.В. Юдичев.
И это при том, что разведслужбы Германии придавали северному направлению особое значение.
Связано это было с тем, что после вступления Турции в войну(в ноябре 1914 года) на стороне Германского блока, единственный европейский порт, куда могли поступать военные грузы от союзников был Архангельск. Мурманск (до 03.04.1917 назывался Романов-на-Мурмане) превратился в полноценный порт по приему военных грузов лишь к январю 1917.
Отсюда понятен интерес служб Германии к Архангельску. Тем более, что работать в нем германским службам было весьма вольготно и в годы войны. Не понятно почему, но многочисленные представительства германских страховых обществ, торговых и иных фирм, таких как «Ферстер и Геппенер», «Гергард и Гей», «Книп и Вернер», «Гейдеман», «Шмидт» и других с началом войны закрыты не было, и свободно действовали на территории Архангельска.
Слабость контрразведывательных служб на северном направлении и многочисленность подданных Германии и этнических немцев в городах севера Российской империи, привели к тому, что помимо сбора разведывательных данных, германской военно-морской разведке удалось провести в Архангельске ряд успешных диверсий.
Так 6 июля 1916 г. по «невыясненным причинам» огнем было уничтожено большое количество товарных запасов города.
В сентябре 1916 г. неизвестные лица подожгли кабельную станцию в Александровске. Эта станция обеспечивала телеграфную связь Архангельска с Англией.
В октябре 1916 г. на прибывшем с грузом из Нью-Йорка, реквизированном германском четырехтрюмном пароходе «Барон Дризен», который стоял у причала №20, произошел взрыв, в результате которого погибло более тысячи человек.
24 февраля 1917 г. погибло 59 человек на английском пароходе «Нигерия» из-за вспыхнувшего на нем пожара.
И это далеко не все случаи успешных диверсий в городе, организованных германской агентурой.
(Источник: В.С. Христофоров, А.П. Черепков, Д.Ю. Хохлов)