Состояние ПВО Ленинграда, Кронштадта, кораблей КБФ и переднего края обороны в период непосредственно предшествующий блокаде и после ее установления является крайне интересной темой для изучения. В единую систему на достаточно ограниченном пространстве были завязаны флотские средства противовоздушной обороны ( в т.ч. на кораблях), зенитная артиллерия в боевых порядках войск (одновременно готовящаяся к отражению атак танков противника), батареи, прикрывающие сам город, подвижные отряды, авиация, аэростатные заграждения, средства дальнего обнаружения (радиолокационные и акустические), прожектора, посты ВНОС и многое другое. Существенным моментом боевой работы ПВО в данном районе (Корпусной район ПВО, позже преобразованный в Ленинградскую Армию ПВО) была защита немногих сохранившихся путей снабжения от воздействия авиации противника.
Безусловные достижения и героическая ежедневная борьба в тяжелейших условиях не отменяют некоторых непростительных недочетов в организации ПВО. В мемуарах и литературе военно-патриотической направленности упор делается именно на трудности и героизм, всякого рода "ниспровергатели" норовят плюнуть на подвиг советского народа и всячески обхаять нашу Победу. Мы же на канале стараемся держаться исторической правды, которая отражается в документах. Там ее предостаточно в совершенно открытом доступе (см ссылку в конце статьи). Сказочников и без того многовато развелось.
С фактов и начнем.
22.6.41 в 3 часа 15 минут обнаружены летящие на малой высоте из района Пухтолова Гора курсом на Кронштадт три группы по три самолета неопознанного типа в каждой. Как только они вошли в зону действия ЗА, наши батареи открыли огонь, в результате самолеты резко изменили курс и ушли в западном направлении.
Давно не секрет, что первые залпы Великой Отечественной войны прозвучали еще до 4 утра. Указанные выше самолеты предположительно должны были осуществить минирование фарватеров непосредственно у Кронштадта. Почему ЗА открыла огонь именно сейчас, хотя еще с 17 июня немецкая авиация осуществляла практически ежедневно разведывательные полеты со стороны перешейка, нарушая нашу государственную границу? Прямого ответа на вопрос в документах мы не нашли. Возможно, дело тут в факте группового налета (9 самолетов это не одиночный разведчик), а возможно - в той самой директиве о приведении войск в боевую готовность, по поводу которой споры идут по сей день.
Вторая попытка "запереть" Кронштадт минными заграждениями была осуществлена 23.06.41 в 0 часов 55 минут со стороны Залива через Толбухин маяк. Большая группа самолетов противника шла курсом на Кронштадт на высоте 100-300 метров. Огнем батарей ЗА фортов было сбито 4 самолета, а остальные "к объектам допущены не были". Успех в отражении атаки могли обеспечить прежде всего орудия МЗА, т.к. зенитная артиллерия более существенных калибров на такой высоте малоэффективна. И в то же время НЕДОСТАТОК орудий МЗА в ПВО собственно Ленинграда и Кронштадта очень остро ощущался во время налетов вражеских бомбардировщиков на корабли КБФ - в сентябре 1941 года и в апреле 1942.
Расход боеприпасов в наиболее тяжелые дни это наглядно подтверждает - 37-мм снарядов выпущено заметно меньше, чем 76,2-мм, 25-мм нет вообще, есть только патроны к пулеметам.
В основном небо над Ленинградом защищали 85-мм и 76,2-мм зенитные орудия, которые и вынесли основную тяжесть боев 1941-42 года. Их действие частично дополняли флотские "сотки" и немногочисленная малокалиберная зенитная артиллерия. Пулеметов ДШК было мало, преимущественно использовались счетверенные установки пулеметов Максима и разного рода эрзац-образцы из подручных средств. Корабельные 45-мм установки против авиации были не очень эффективны - сказывался низкий темп огня и необходимость прямого попадания снаряда в самолет для его поражения.
Немцы тщательно готовили свои авианалеты - день за днем разведчики Ю-88 производили облет наших позиций, пытаясь вскрыть систему огня ПВО, в прифронтовой зоне активно работали истребители на небольших высотах. Наши зенитчики прекрасно понимали смысл такой активности и старались по возможности не демаскировать батареи, ведя огонь только с некоторых из них. Борьбу с разведчиками оставили истребителям.
Характерной особенностью действий немецкой бомбардировочной авиации на Ленинградском фронте в этот период является относительно слабое истребительное прикрытие. Свои усилия истребительная авиация противника сосредотачивала на блокировании наших аэродромов для уничтожения максимального количества самолетов на земле. И тут врагу первоначально удалось добиться заметных результатов. По не вполне ясным причинам наше командование не сразу осознало необходимость создания дерево-земляных укрытий и надежной маскировки для каждого самолета.
Первый налет именно на аэродром авиации ПВО имел место 14 июля (аэродром Сиворицы). Шестерка Хе-111 сбросила 35 бомб калибра до 250 кг без особых результатов. 21 июля удар был нанесен по базовому аэродрому Горелово и другим - также без существенного ущерба. Август-сентябрь уже принес заметные потери советской авиации - в результате бомбово-штурмовых ударов (Ю-88, Хе-111, Ме-110 и Ме-109) было уничтожено 16 и повреждено 48 наших самолета на земле. Враг искусно использовал погодные условия и менял тактику - атаки наносились из низкой облачности, при ярком солнце (заход со стороны солнца), с резкой сменой направления движения и пр.
15 августа 1941 года вражеская авиация совершила налет на аэродром Ропша. Атака велась с высоты 2000 метров и до бреющего полета методом "карусели", что определяло длительность воздействия на цели и затрудняло работу средств ПВО - идущий сзади самолет прикрывал атакующий . В результате сожжено 2 МИГ-3 и 5 И-16, еще 5 МИГов и 5 И-16 повреждено - 17 истребителей для лета 1941 года это очень много!
Бомбардировка с горизонтального полета таких результатов не давала. 28 сентября 80 вражеских самолетов атаковали аэродром Манушкино, но уничтожено только два ЛаГГа. Потери от атак на аэродромы можно изучить по следующей таблице.
Укрытия для самолетов начали делать только в конце августа, как будто это новое слово в военном искусстве. Их закончили аккурат тогда, когда налеты на аэродромы сошли на нет. В Отчете указано, что проверить созданные укрытия в деле не было возможности, но от осколков и пуль по идее они таки должны защищать. Вообще действия системы ПВО города Ленинграда в 1941 году были признаны Военным Советом Ленфронта НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ. Это факт и он отражен в приказе № 00150 от 3.11.41 и упомянут в цитируемом Отчете.
Зимой 1941 активность авиации противника практически сошла на нет, передышка для зенитчиков позволила значительно улучшить защиту города, железных дорог, порта и позиций войск от атак с воздуха. Весенние налеты на корабли КБФ показали, что уроки лета 41-го усвоены в полном объеме.
Фронт приблизился к Ленинграду вплотную и корабли Балтфлота своим огнем наносили противнику существенные потери, при этом большая часть кораблей КБФ базировались на Кронштадт. Изучив досконально ПВО района в результате многочисленных вылетов одиночных разведчиков (главным образом Ю-88) и учтя опыт первых неудачных налетов, враг тщательно спланировал операцию по нейтрализации наших боевых кораблей, используя их скученность на ограниченном пространстве, исключающую маневрирование, и специфику флотской ПВО, основу которой составляли тогда полуавтоматические орудия 21-К калибра 45 мм, эффективность которых при стрельбе по воздушным целям была весьма низкой. Соответствующий фрагмент из отчетного документа " Итоги боевых действий частей ЛенА ПВО" см. ниже.
Неоднократные и тщательно подготавливаемые (разведка позиций сил ПВО велась перед каждым массированным налетом несколько дней подряд) попытки немецкой авиации уничтожить корабли Балтфлота на стоянке в Кронштадте и позже на Неве закончились безрезультатно. Враг при этом заплатил дорогую цену. И это несмотря на огонь артиллерии противника на подавление наших зенитных батарей, который велся при каждом крупном авианалете.
Большую роль в отражении апрельских 1942 и сентябрьских 1941 налетов на Ленинград сыграли установки "Редут", о которых можно многое узнать в статье на нашем канале "Советские РЛС в Великой Отечественной войне" и "Советская РЛС дальнего обнаружения "Редут" в Великой Отечественной войне. Анализ эффективности боевого применения". Уже в июле 1941 работало три таких установки в системе ПВО Ленинграда - в Токсово, Агалатово и возле Нарвы, а в дальнейшем их число возросло до восьми.
Самолеты противника обнаруживались на удалении до 115 км, что давало возможность привести средства ПВО в полную боевую готовность, поднять истребители и осуществить переброску мобильных установок ЗА в нужное место.
Подробней о попытках Люфтваффе вывести из строя корабли Балтфлота мы расскажем в продолжении статьи. Пока же отметим - несмотря на отдельные попадания бомб, результата эти попытки не принесли, но было сбито 63 самолета противника (количество поврежденных нужно уточнять по немецким источникам). См График налетов ниже.
Не достигнув результата в части уничтожения боевых кораблей в Кронштадте и непосредственно в Неве, враг сделал попытку заблокировать базу флота и нарушить судоходство минированием с воздуха. С 27.5.42 по 14.6.42 минные постановки проводились практически каждую ночь в районе Толбухин маяк и о. Котлин. Для этих целей применялись самолеты Ю-88 и Хе-111. Для отвлечения внимания зенитчиков отдельные самолеты, заходя с других направлений, бомбили позиции ЗА и прожекторов.
Интенсивность операций такого рода иллюстрирует следующий график:
Продолжение следует.
Ссылка для самостоятельного изучения (199 страниц):
Итоги боевых действий частей ЛенА ПВО
Отчеты о боевых действиях. № документа: 2037, Дата создания документа: 17.08.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 13613, Опись: 0020352, Дело: 0048, Лист начала документа в деле: 2. Авторы документа: ЛенА ПВО.