Мануэль Нойер
«Лучший либеро «Баварии» со времен Франца Беккенбауэра». Эту характеристику, данную Нойеру, тренер вратарей сборной Германии Андреас Кепке везде произносит с невозмутимой серьезностью и так убедительно, что еще чуть-чуть – и поверишь, что так оно и есть.
Нойера уже нарекли создателем новой вратарской школы, прототипом голкипера будущего, футбольным новатором etc. На самом деле, все гораздо проще. Его игровое вольнодумство – это природный инстинкт, а совсем не желание насаждать иную вратарскую философию. Это рвущееся наружу нутро гиперактивного человека, которого обстоятельства обделяют работой и который готов эту работу (читай: неприятности) искать сам. «Новаторство» родилось вследствие одной-единственной причины – адской скуки, которая набрасывалась и набрасывается на Нойера в подавляющем большинстве матчей бундеслиги. Согласитесь, если бы за 90 минут игры против условного «Штутгарта» Нойер отбивал два удара (чаще его и не тревожат) и после финального свистка шел в центральный круг поздравлять партнеров с победой, мы точно не стали называть такого футболиста лучшим в своем амплуа. Мы безусловно отдавали бы ему должное, но не более того. А вратаря, который начинает атаки в середине поля, идет в подкат в 35 метрах от своей штрафной, а затем с интервалом в 60 минут нейтрализует два голевых момента, мы любим, ценим и признаем его величие.
Несколько лет Нойер обошел Кана и по среднему показателю пропущенных мячей за матч, и по процентному соотношению матчей, сыгранных на ноль. Бундеслига таких крутых цифр от вратаря еще не видела.
Вилли Саньоль
5-кратный чемпион Германии, 4-кратный обладатель Кубка, победитель Лиги чемпионов и Межконтинентального кубка, и, по сути, единственный правый защитник «Баварии» начала нулевых. Все самые ценные кубки Саньоль собрал уже в начале немецкой карьеры, дальше он просто не давал задранной им планке опуститься, чем сильно огорчал конкурентов. Именно из-за безупречной игры Саньоля мы узнали о Филиппе Ламе на четыре года позже, чем должны были.
Сегодня 39-летний француз приходит в себя после первого тренерского опыта в «Бордо». Дебют получился так себе, но зато теперь Саньоль знает как минимум две важные для коуча вещи: 1 – у футбольных судей нет чувства юмора , 2 – впредь лучше воздерживаться от какой бы то ни было критики в адрес африканских футболистов.
Джером Боатенг
Есть ли зависимость между тем фактом, что в 2013 году в карьере Джерома произошел качественный скачок, и тем, что в этом же году в «Баварию» пришел Пеп Гвардиола? Конечно, есть. Это Пеп сделал из Боатенга по-настоящему крутого защитника, равных которому по силе в «Баварии» в новом веке еще не было.
«Гвардиола много занимался мной, – признается немец. – На второй нашей встрече он позвал меня в свой кабинет и показал мне видео, где я вел индивидуальную борьбу с соперниками. Я не заметил ничего необычного, но тренер сказал мне, что так не годится, и я должен прогрессировать. Я искренне полагал, что каждый игрок защищается инстинктивно. Пообщавшись с Гвардиолой, я понял, что никто и никогда не показывал мне, как нужно правильно защищаться. После этой встречи мы стали вместе усиленно работать над моим тактическим образованием».
В 2016 году Джером Боатенг был признан лучшим футболистом Германии. Последним защитником, признававшимся лучшим в этой стране, был Юрген Колер (почти 20 лет назад).
Лусио
Стоппер, которого пытались усмирить многие тренеры, и чей внутренний форвард так и не был никем побежден. Три золотых дубля (2003, 2005, 2008) «Бавария» выиграла вообще без помощи элитных центральных защитников. Лусио не был великим мастером отбирать мячи или стелиться в подкатах, но бразильца реже других коллег бросало в крайности, поэтому именно ему доверяли и именно с его помощью тренеры «Баварии» пытались сочинить крепкую защитную связку.
Не получилось. Лусио так толком ни с кем не сыгрался и предпочитал действовать в одиночку. Хотя его коллаборации с Мартином Демичелисом временами смотрелись неплохо.
Давид Алаба
«Бавария» долго и упорно искала ровню Филиппу Ламу для того, чтобы поймать здоровый баланс между флангами обороны. Проблема была серьезной: мюнхенцев временами здорово забирало вправо, что, конечно, уродовало командную поступь. Нужен был человек, который не уступил бы капитану в мобильности и игровом мышлении, и развил общекомандную амбидекстрию. Через эпик фейлы (Кристиан Лелль), заблуждения (Диего Контенто), провалы (Эдсон Браафхейд) и несбывшиеся мечты (Марсель Янсен) мюнхенцы все-таки вышли на правильного игрока. Окрепнув в «Хоффенхайме», Алаба вернулся из аренды и сходу занял место в стартовом составе.
Пару месяцев назад ESPN поставил австрийца на вершину рейтинга лучших левых защитников современности. Очевидно, что американских журналистов (да и не только их) подкупила разносторонность Давида. Отличительная особенность классного футболиста – он не портится при перемещении на другую позицию на поле. Если это так, Алаба трижды четырежды классный игрок.
Филипп Лам
«Если вы попросите Филиппа Лама сыграть плохо, боюсь, он не справится. И это единственная задача в футболе, которая ему не по плечу», – сказал однажды Херманн Герланд, знаменитый баварский дедушка (ныне помощник Карло Анчелотти), запустивший в свое время карьеры Бастиана Швайнштайгера, Томаса Мюллера, Хольгера Бадштубера и еще нескольких видных выпускников баварской академии. Филиппа Лама во взрослый футбол Герланд привел лично. «Когда Ламу было 17 лет, я уже смутно представлял себе, чему я могу его научить. Он умел делать на поле абсолютно все». Тогда же Герланд позвонил Феликсу Магату и попросил тренера «Штутгарта» присмотреться к пареньку, которому нужна была игровая практика: «Он выглядит на 15, но играет так, будто ему 30. Этот малыш может сыграть где угодно: слева в защите, справа в защите, в центре поля, справа в полузащите. И это не предел». Магат поддался на уговоры коллеги и взял молодого человека на тест-драйв.
Пройдет 10 лет и универсализм Лама пригодится еще одному тренеру, который покажет миру, насколько Филипп хорош на самом деле.
Бастиан Швайнштайгер
Швайни не перестал ассоциироваться с мюнхенским суперклубом и сейчас, когда представляет команду вообще из другой страны (ну или делает вид, что представляет). А как по-другому? Под всеми главными победами «Баварии» в XXI веке стоит автограф этого футболиста.
Михаэль Баллак
Баллак – олицетворение того периода, когда в немецком футболе все решали индивидуальное мастерство и отдельные личности. Это потом в «Баварии» и сборной Германии в каждой линии стали объявляться по три-четыре игрока, с равным правом претендующие на роль лидера команды и умеющие дополнять друг друга. Но в середине нулевых Баллак был безальтернативной примой и отдувался за всех. «Бавария» прощала звезде многое. Руководство закрывало глаза даже на то, что капитан втайне вел переговоры с другими клубами. «Бавария» никогда не была для Баллака конечной точкой маршрута и он постоянно находился в поиске более выгодного предложения. И все-таки в этой символической сборной без него нам никак не обойтись.
Арьен Роббен
Этот трансфер предопределил дальнейшее развитие «Баварии». Тот случай, когда жизнь клуба поделилась на «до» и «после». До прихода Роббена мюнхенцы не входили в европейскую элиту, после – сыграли в трех финалах Лиги чемпионов за три года, в одном из которых голландец забил победный гол, и разместили у себя на груди золотой шеврон лучшей команды мира. С тех пор Роббен с партнерами перманентно держатся в топе.
Джоване Элбер
Лучший иностранный бомбардир в истории рекордмайстера, любитель суши и преуспевающий фермер, Элбер пережил в «Баварии» смену тысячелетий и в 2003 году наконец-то стал лучшим снайпером бундеслиги. Путь к мечте занял долгих восемь лет. Всего бразилец настрелял 140 голов в 266 матчах за «Баварию» во всех турнирах.
Роберт Левандовски
Что ему чужие защитники, когда дома он тренируется совершать обводки и идти в дриблинг, пытаясь обмануть и не попасться в зубы настоящего пса. Да-да, Левандовски сам признавался, что часто привлекает своего немецкого боксера к занятиям: бег наперегонки, игра один-на-один и все такое прочее. Не рекомендуется использовать, как руководство к действию для начинающих форвардов. Левандовски не поэтому стал самым ярким нападающим «Баварии» за последние 20 лет и одним из лучших центрфорвардов мира.
Двукратный обладатель золотой пушки (в прошлом сезоне пробил психологическую отметку в 30 забитых мячей за сезон в чемпионате), мировой рекордсмен (с легкой руки «Вольфсбурга») и концентрированное счастье для любого тренера – Роберт продолжает покорять бундеслигу. И с каждым годом аплодисменты в его честь все громче.
Схема