Прежде, чем продолжать, мы хотим ответить на несколько важных вопросов, которые получили в отношении двух последних статей. Первый касается «необычных» школ, например, религиозно-аффилированных (и немного шире – как вообще с этим вопросом) и школ только для мальчиков или девочек. Во втором нас упрекают в том, что зачем, куда и когда поступать – это, конечно, интересно, но «за кадром» остался еще один важный вопрос – как. Спрашивали – отвечаем.
Главное, что надо понять по первому вопросу: Америка – страна очень разная. В разных Штатах разные законы и разная степень либерализма/консерватизма. Так что довольно трудно говорить о стране в целом. Все написанное далее относится к умеренно-консервативным Штатам, так что если у кого-то есть радикально другой опыт, будем признательны, если Вы поделитесь им в комментариях. Если мы говорим о государственных школах, то церковь в США отделена от государства не по букве, а по сути. Это означает, что не только навязывание какой-либо одной конкретной религии в государственной школе является противозаконным, но и любые идеи о том, что какая-либо религия более «правильная» или более «системообразующая». В рамках государственного школьного образования данный вопрос освещается примерно таким образом: иудеи считают …, христиане верят …, мусульмане полагают …., а атеисты уверены …, причём все это – максимально отстраненно, чтобы у детей не возникло ощущение, что преподаватель считает какую-то из точек зрения единственно верной. Единственный случай, при которым может как-то проявляться религиозная аффилированность государственных школ – это их расположение в районах компактного проживания определенных национально-религиозных групп. Так, например, в городках с большим процентом иудейского населения в школе будут официальные выходные в дни соответствующих религиозных праздников и вряд ли будет стоять елка на Рождество. Но на этом – все. Никто и никогда не скажет, что праздновать Рождество плохо или неправильно. Более того, если так сложилось, что ребенок учится в школе, где преобладают представители другой религиозной конфессии, он, безусловно, по просьбе родителей получит выходные в дни «своих» религиозных праздников, даже если вся школа в этот день учится.
Другая ситуация в частных школах. Здесь уже возможно прямое аффилирование школы с какой-либо конкретной конфессией. Глубина проникновения религиозной составляющей в школьную жизнь регулируется администрацией каждой школы, но, в целом, как правило, означает скорее более консервативный подход и более строгие правила поведения, чем, скажем, обязательное посещение церкви по воскресеньям. Многие родители намеренно отдают своих детей, например, в католические школы, если считают, что дисциплина – один из столпов воспитания. При этом никто не будет в такой школе «ломать через колено» ребенка-атеиста и делать из него правоверного католика. Но это – общие соображения. Наше субъективное мнение заключается в том, что наиболее правильным будет отдавать ребенка в частную школу сообразно его мировоззрению – убежденного католика в католическую, атеиста или ребенка верующего, но не желающего делать религию частью своей школьной жизни, в школу без религиозной аффилированности и так далее. Дело тут даже не в школе, как таковой. Просто ребенку и без того будет непросто адаптироваться в новом совершенно незнакомом социуме и влиться в него. А если подавляющее большинство сверстников будет иметь радикально отличное мировоззрение, эта задача только усложнится. По поводу школ для мальчиков и для девочек ситуация еще более индивидуальная и субъективная. Прекрасно осознаем, что есть родители, отдающие мальчиков в Суворовские училища, но надо ли для этого отправлять их в США – большой вопрос. Понимаем также, что школа для девочек может представляться более безопасной, особенно, когда родители очень далеко, но еще более безопасный вариант – вообще никуда не ехать, да и кто знает, где она – опасность: знал бы где упадешь – подстелил бы соломки! Наша позиция, нисколько не претендующая на истину в последней инстанции, заключается в том, что в реальном мире мы живем все вместе, так зачем создавать детям какие-то искусственные и, в общем-то, противоестественные условия. В общем, думайте и решайте сами.