Найти в Дзене

«Воплощенное будущее» в свидетельствах ап. Иоанна

Оглавление

.

«...то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор.15:36)
«...то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор.15:36)

.

Согласно общепринятым определениям христианская эсхатология представляет собой систему богословских взглядов, утверждающуюся на разумении конечности нынешнего мира, история которого завершится Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа. Причем этот день станет днем Суда для всех обитателей вселенной и днем искупления для всех христиан, после чего и спасенное человечество, и все мироздание перейдут в качественно новое и совершенное состояние, соответствующее торжеству Воли Божьей «и на земле, как на небе».

Что касается учения Православной Церкви, — в нем кроме конечных судеб мира и человечества эсхатологичными считаются и посмертные состояния человека до Второго Пришествия Спасителя.

Однако даже такое «расширенное» разумение эсхатологии не вмещает в себя всю полноту смыслов, которые находят отражение в трудах апостола от двенадцати Иоанна Богослова. Ведь ап. Иоанн свидетельствует об «эсхатологичных» (согласно существующим определениям) состояниях мира и человека уже в то время, когда он пишет Евангелия и Послания, представляя времена Нового Завета не только пред-эсхатологичными, но в некотором смысле «уже эсхатологичными».

(Подобные свидетельства принято обозначать термином «осуществленная» или «реализованная эсхатология», от англ. выражения Realized Eschatology, предложенного Чарльзом Гарольдом Доддом в «Притчах о царстве». Например, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в книге «Евангельская эсхатология» описывает эту особенность повествований ап. Иоанна следующим образом: «В его Евангелии эсхатология реализована во встрече с Иисусом Христом и Его словом. Эсхатологические категории суда, воскресения, вечной жизни становятся присутствующей ныне реальностью… Близкое по мыслям к Евангелию от Иоанна первое послание этого Евангелиста понимает настоящее в исторической динамике, как «последнее время». Это время отмечено выступлением «антихристов», оно — сумеречный час между тьмой и светом».

А богослов Д. Гатри в рассуждениях на эту тему отмечает, что ап. Иоанн «дает эсхатологическую картину, которая является настоящей реальностью, а не просто будущей надеждой»)

Другими словами, новозаветные времена определяются в четвертом Евангелии не только явлением во вселенную Самого Господа, но и проявлением в мире и в человеке новой духовной реальности, — а это означает, что к моменту написания книги Откровение (т.е. спустя как минимум сорок лет от начала евангельской проповеди Спасителя) эта новая реальность присутствовала во вселенной во всей возможной полноте.

(Конечно, с той оговоркой, что в ветхом мире такая возможность ограничена, поскольку для времен Благовестия остаются верными слова «…не придет Царство Божие приметным образом», Лк.17:20; «…ныне Царство Мое не отсюда», Ин.18:36, и т.д.)

При этом множественные соответствия между эсхатологическими смыслами четвертого Евангелия и Посланий ап. Иоанна с одной стороны, и пророческими сюжетами книги Откровение с другой, убедительно подтверждают, что осуществленная эсхатология ап. Иоанна проявляется и отражается в том числе и в тех образах и событиях, о которых свидетельствует книга Откровение.

(В предложенных далее сопоставлениях не рассматривается вопрос, к каким именно временам и к какой реальности следует относить тот или иной эпизод книги Откровения, — то есть пока речь идет только о формальном соответствии отдельных фрагментов четвертого Евангелия и Откровения Иоанна Богослова)

.

Итак, в Евангелии от Иоанна (а затем и в книге Откровение) говорится о том, что:

  • Царство Христа уже существует («Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего…», Ин.18:36)

…ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь (Откр.12:10)

  • Небо для христиан уже «отверсто», и они видят, как Ангелы служат Господу в Его Царстве («…отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому», Ин.1:51)

…и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал… сказал: взойди сюда… (Откр.4:1)

.

Кроме того, уверовавших в Спасителя ап. Иоанн представляет:

  • уже очищенными («Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам», Ин.15:3)

Побеждающий облечется в белые одежды… (Откр.3:5)
…они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (Откр.7:14)

  • уже оправданными («Верующий в Него не судится…», Ин.3:18; «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня… на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь», Ин.5:24)

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти… (Откр.20:6)

И этот же смысл содержится в утверждении, что судятся «мертвые», а не «живые»:

И увидел я мертвых… стоящих пред Богом… и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими (Откр.20:12)

  • уже оживленными и воскрешенными («Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет», Ин.5:21; «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня… перешел от смерти в жизнь», Ин.5:24; «…наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут», Ин.5:25; «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев…», 1 Ин.3:14)

…и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим… (Откр.3:5)
Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр.20:4)

  • уже знающими и видевшими Отца («И отныне знаете Его и видели Его», Ин.14:7)

После сего я взглянул… и вот… на престоле был Сидящий» (Откр.4:1-2)
…и вот, великое множество людей… стояло пред престолом и пред Агнцем… И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! (Откр.7:9-10)

  • уже имеющими жизнь вечную («Верующий в Сына имеет жизнь вечную», Ин.3:36; Ин.5:24; Ин.6:47, «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную», Ин.6:54; Ин.11:26; «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь… Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную», 1 Ин.5:12-13)

Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти (Откр.2:11)
Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его (Откр.3:5)
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти (Откр.20:6)

(Здесь следует отметить, что согласно Евангелию от Иоанна неподсудное состояние и переход от смерти в жизнь еще на земле не является всеобщей участью всех уверовавших. Многие будут воскрешены только на Суд последнего дня, о чем свидетельствуют слова «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», Ин.6:54; «верующий в Меня, если и умрет, оживет», Ин.11:25, и т.д. И даже сам апостол, верный христианскому смиренномудрию, не отделяет себя от тех, кто восстанет на Суд Божий из мертвых, представляя таких верующих словом «мы»: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он», 1 Ин.4:17)

.

А в тех утверждениях, где Церковь противопоставляется миру, а вера — неверию, беззаконники и неверующие представляются:

  • уже осужденными («…а неверующий уже осужден…», Ин.3:18; «…гнев Божий пребывает на нем», Ин.3:36)

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр.20:15)

  • уже не имеющими жизни («…а не верующий в Сына не увидит жизни…», Ин.3:36; «…не любящий брата пребывает в смерти… ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей», 1 Ин.3:14-15; «…не имеющий Сына Божия не имеет жизни», 1 Ин.5:12)

…знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр.3:1)

.

Более того, ап. Иоанн свидетельствует о том, что тот, кто именуется «князем мира сего»:

  • уже изгнан («…ныне князь мира сего изгнан будет вон», Ин.12:31)

…ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших… (Откр.12:10)

  • и уже побежден («…ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего», Ин.14:30; «Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого… потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого», 1 Ин.2:13-14)

Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего… (Откр.12:11)

.

А вместе с князем мира сего побежденным и осужденным является и сам мир, причем к победителям мира причисляется каждый уверовавший в Спасителя:

  • «…Я победил мир», Ин.16:33; «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин.4:4); «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин.5:4)

Сравн. обетования «побеждающему» (Откр.2:7, Откр.2:11, Откр.2:17; Откр.3:5, Откр.3:12, Откр.3:21, Откр.3:26; Откр.21:7), а также видение «стоящих на огненном море»:

И видел я… как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море… (Откр.15:2)

.

Таким образом, за всеми вышеперечисленными утверждениями, большинство из которых достаточно очевидно указывают на наше (т.е. новозаветное) время, открываются полноценные эсхатологические смыслы, которые не отложены до последнего дня нынешнего века, но уже воплотились в реальность.

И, тем не менее, утверждать, что все это уже ныне является вселенским духовным законом, которому подчинилось бы и соответствовало бы все мироздание, пока еще нельзя. Реальность будущего века в настоящее время имеет «небесную прописку» (сравн. – «а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам», Гал.4:26), — а на земле и в поднебесном мире продолжается духовная брань. Причем та реальность, которая ожидает каждого участника этой бескомпромиссной духовной брани, созидается в соответствии с тем, в какой роли он в новозаветной брани участвует, и с каким «индивидуальным» результатом из нее выйдет (сравн. – «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия», Откр.2:7).

Соответственно, и «конец времен» для каждого человека наступает не только и даже не столько в Последний день нынешнего века, сколько в конце тех дней, которые он проводит на земле, созидая свое собственное будущее (2 Кор.5:10). Поэтому несмотря на то, что в масштабе всего человечества противостояние царства земного и Царства Небесного будет продолжаться «во все дни до скончания века», а явление Вечного Совершенного Царства произойдет только при Втором Пришествии Спасителя, — «индивидуальное» противостояние добра и зла в каждом человеке закончится в свое время, т.е. в его собственный «последний день», до наступления которого он еще может повлиять на ход и исход своей личной духовной брани.

Именно в этот день каждому человеку открывается или Откровение Иисуса Христа (сравн. – 1 Кор.13:12; Флп.1:21-23 и т.д.) — или его личный «духовный апокалипсис» (сравн. – 2 Пет.2:17).

(Другими словами, многое из того, что в масштабе всего мира совершится в последние дни и часы перед Вторым Пришествием, христиане видят и переживают уже сегодня, в каждый из дней своей земной жизни)

Кроме того, ап. Иоанн прямо свидетельствует о том, что уже в его время в мире действует дух антихриста (1 Ин.2:18), — а под водительством этого духа в мир приходят «предвестники апокалипсиса», то есть лжесвидетели, обольстители и лжепророки:

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин.4:1-3)

Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист (2 Ин.1:7)

.

А это означает, что в библейском образе «последних времен» обозначены не только последние дни ветхого мира, но все времена вселенской евангельской проповеди, сравн.:

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время (1 Ин.2:18)

(Утверждение о пребывании всех христиан именно в «последнем времени» поддерживает и 1 Пет.1:20, и Иуд.1:18, и, косвенно, — 1 Тим.4:1 и 2 Тим.3:1. А ап. Павел свидетельствует о том, что Рождество Спасителя возвестило наступление «полноты времени», Гал.4:4, из чего следует, что дальнейшие события совершаются в конце тех времен, когда мир еще существует в том виде и в том состоянии, которые он обрел в результате грехопадения человека)

Более того, и четвертое Евангелие, и Соборные Послания ап. Иоанна не ограничиваются утверждениями о наступлении «последнего времени», и возвещают начало нового времени, которому соответствует новая и совершенно особенная духовная реальность. Причем согласно этим свидетельствам и «последнее время» ветхого мира, и начало вечности для нового творения во времена Нового Завета существуют одновременно, — и такое «параллельное существование» ветхих и новых состояний продолжится до того момента, пока вселенная и все ее обитатели не предстанут перед престолом Страшного Суда (Мф.25:31-46, Ин.12:48 и т.д., сравн. – Откр.20:11-13).

Что касается книги Откровение, — нет сомнений, что все ее образы и сюжеты можно и нужно воспринимать в соответствии с собирательными эсхатологическими смыслами четвертого Евангелия и Соборных Посланиях ап. Иоанна, где возвещается не только будущая надежда, но и уже существующая видимая и невидимая реальность.

Другими словами, в небесных свидетельствах Откровения представлены не некие отдаленные времена, когда все начнет происходить так, как будто до этого еще не совершалось и даже не начиналось, но события и состояния, которые не просто существуют, но возрастают и расширяются, и поэтому уже ныне должны занимать центральное место в панорамах христианского мировоззрения и мировосприятия.

И хотя в настоящее время все предопределенные для новозаветных времен процессы еще не завершились, а библейские пророчества не исполнились «до иоты и до последней черты» (Мф.5:17-18), — новое время и та новозаветная реальность, о которых свидетельствует ап. Иоанн, наступают непрерывно и непреложно. Причем наступают не как земное (астрономическое) время, которое, «вот-вот наступая», при такой формулировке еще не наступило, — но так, как наступает вечная непобедимая армия, которая постоянно продвигается далее от каждого из тех мест и состояний, где она уже присутствует в полной мере.

А поскольку во главе этого наступления идет Сам Господь и Спаситель, Который «был, и есть, и грядет» (Откр.1:4, Откр.1:8, Откр.4:8), — никакой возврат к прошлому нигде и ни при каких условиях невозможен, так что к последнему дню ветхого мира все то, что уже ныне существует и исполняется далее, не проявится из небытия, но обретет совершенную полноту и пророческую завершенность.

И, при всем при этом, уже ныне не человек восстает «из земного праха», как это произошло при сотворении мира, — но сама будущая вселенная созидается от Божества Сына Человеческого и от рожденного в Нем Вечного Совершенного Человечества.

Поэтому тем, кто думает утверждать свое существование «от земли», нет в новой вселенной ни места, ни участи вовсе не потому, что такие люди будут из нее «изгнаны».

Новая совершенная вселенная исходит от Христа и грядет во Христе не для них, — так что они как чуждые этой реальность в нее попросту не войдут.

(Сравн. – «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду», Откр.22:14-15)

Спаси, Господи!

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Как различить верные и неверные толкования Апокалипсиса?

Предыдущая статья: Главное библейское предупреждение для последних времен: «Итак, бодрствуйте...»

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #единство и общность Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса #осуществленная эсхатология в трудах апостола Иоанна #эсхатология книги Откровение #какие события Откровения Иоанна уже произошли