Что заставляет человека хладнокровно совершить убийство? Что в это время творится у него голове? Как общество создает таких людей? Пытаясь найти ответы на эти вопросы Федор Михайлович Достоевский создает великое литературное произведение «Преступление и наказание», прославившее русскую классическую литературу во всем мире.
Журнал, опубликованный впервые в 1966 году в журнале «Русский вестник», повествует читателю о жизни Родиона Романовича Раскольникова, молодого студента, живущего в Санкт-Петербурге. Раскольников терпит бедственное положение: у него не хватает денег, чтобы оплатить учебу. В полном отчаянии, после продажи своих последних ценных вещей старухе-процентщице, он решается убить и ограбить ее.
Это произведение является чуть ли не первым психологическим триллером в литературе. Его масштабность выходит за рамки душевных терзаний Раскольникова. Достоевский в «Преступлении и наказании» показывает суровую и мрачную жизнь Петербурга XIX века: грязные кабаки, ветхие трущобы, гуляющие по улицам пьяницы. Одним из таких пьяниц является бывший чиновник Мармеладов, который разорил свою семью пьянством. Еще одним колоритным персонажем является Свидригайлов – несдержанный и распутный дворянин.
Произведение следует стандартному повествованию о подающем надежды молодом человеке, испорченном соблазнами городской жизни. Но общественная критика этого романа гораздо глубже. Раскольников логически приходит к убеждению, что его дальнейший успех зависит от убийства старухи-процентщицы. И этот успех пойдет обществу только на пользу. Это мысль связана с идеями утилитаризма. Полагая, что интеллект дает ему право переступить через нормы морали, Раскольников убивает в себе человечность.
Хоть книга и затрагивает вопросы морали «Преступление и наказание» не стоит воспринимать как нравоучительное произведение. Стоит отметить, что этот роман увлекательный, даже не смотря на подробное описание убийства в начале книги. На протяжении всей книги нет сомнений что именно Родион Раскольников совершает убийство, но благодаря захватывающему повествованию Достоевского мы постигаем истинную природу наказания, а также возможность его искупления.