Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

5 крупнейших городов России без электротранспорта

Оглавление
Астраханский троллейбус (да и трамвай) - уже история
Астраханский троллейбус (да и трамвай) - уже история

После распада СССР городской электротранспорт многих российских городов (троллейбусы и трамваи), который активно развивался во времена СССР и был символом престижа и культуры города, оказался в упадке.

В 90-е и 2000-е годы при попустительстве, а зачастую и поддержке местных властей расплодилось большое число маршруток, которые курсируют по самым хлебным линиям, где обычно ходят трамваи и троллейбусы, и таким образом оттягивают на себя львиную долю денежных пассажиров, пока "рогатые" бесплатно возят пенсионеров-льготников. Денег во многих региональных бюджетах не хватает на закупку нового подвижного состава, а также на ремонт рельсов и контактной сети, что приводит к частым поломкам, увеличению интервала и снижению скорости на маршруте.

Все это приводит к недовольству пассажиров, которые не хотят ехать на старом медленном корыте и выбирают альтернативные виды транспорта, что окончательно губит экологически чистый транспорт, превращая город в огромный восточный кишлак, кишащий дымящими автобусами, полулегальными маршруточниками и бомбилами-таксистами.

Еще одна проблема - смена направления пассажиропотоков. Во времена СССР, когда ставка делалась на промышленность, троллейбусные и трамвайные линии в большинстве своем строились для подвоза рабочих из спального района на заводы, а сейчас, когда большинство предприятий обанкротились и закрылись, вагоны ходят полупустыми.

И все же, несмотря на экономические кризисы и неурядицы, какой-либо вид электротранспорта удалось сохранить не только во всех городах-миллионниках, но и в порядка 80% крупных городов России с населением более 200 тыс.чел. Так что города из нашего антирейтинга и их местные власти, допустившие развал транспортной системы, вполне заслуженно попадают в наш позорный список.

В то же время стоит отметить, что ряд крупных российских городов в принципе никогда не имели какого-либо электротранспорта из-за сложного рельефа либо их стремительного роста уже в 2000-е годы, когда экологический транспорт стал не в моде.

1. Тюмень (807 тыс.чел.)

🚎 Ранее действовал троллейбус (1970-2009)

Тюменский троллейбус
Тюменский троллейбус

Троллейбусная сеть, к концу 80-х годов насчитывавшая 5 основных маршрутов и еще 10 дублирующих укороченных, стала одной из крупнейших закрытых троллейбусных систем России. По некоторым данным, рогатые мешали маршруточному бизнесу, которым владели люди, приближенные к тогдашнему мэру города, который сейчас руководит Москвой. Кроме того, ряд строительных компаний интересовал лакомый кусок земли под депо для застройки.

Вместо обновления парка троллейбусов, состоявшего из стреньких ЗиУ-9, в 2009 году движение было закрыто, несмотря на протесты жителей, а маршруты распределены между автобусными парками и частными перевозчиками.

В 2017 году был приобретен один тестовый электробус ЛиАЗ для испытаний в сибирские морозы, но дальше дело не пошло. В 2020 году в генплан города на 2035-2040 годы был включен запуск сети трамвайных линий длиной около 50 км.

Также в городе действовала узкоколейная пассажирская ж/д, закрытая в 1999 году.

2. Астрахань (530 тыс.чел.)

🚎🚋 Ранее действовал трамвай (1900-2007) и троллейбус (1967-2017)

Астраханский трамвай
Астраханский трамвай

В полумиллионном городе с большим частным сектором даже в центре города наблюдается настоящий коллапс с городским транспортом. С середины 2000-х годов маршрутки различных ИП, которых сейчас насчитывается около 70 маршрутов, стали практически основным видом транспорта, оставив не у дел сначала одну из старейших в России трамвайных систем с 5 маршрутами в лучшие годы, которая накрылась в 2007 году, а затем и троллейбусно-автобусные предприятия, которые обанкротились в 2017 году. Троллейбусы в городе ходили по 4 маршрутам, в т.ч. действовала скоростная линия до аэропорта Нариманово.

Сейчас лишь на 5 автобусных маршрутах работают полноценные автобусы средней и большой вместимости ЛиАЗ-4292 и старые Пазики, причем часть из них также обслуживаются частниками. После 21:00 практически единственным транспортом остается такси, ведь маршруточникам поездки становятся невыгодны.

Единственным условно городским электротранспортом можно считать лишь пригородные электрички на участке Астрахань (Кутум) - Аксарайская, которые доставляют рабочих на газоперерабатывающий завод.

В час-пик здесь по старинке едут стоя в тесных Газелях, нашибая себе на голове шишки на ухабах. Видимо сказывается близость среднеазиатского Казахстана с соответствующим менталитетом властей.

3. Балашиха (507 тыс.чел.)

Электротранспорта никогда не было

-4

Подмосковный город-спутник (а фактически - удаленный спальный гетто-район) Москвы очень сильно разросся за последние годы за счет мигрантов и приезжих из регионов, скупающих здесь дешевые квартиры в ипотеку, поскольку на Москву денег не хватает. Население также прибавилось на 150 тыс.чел. после объединения в 2015 году с соседним городом Железнодорожным.

Транспортная ситуация в городе с плохо связанными между собой микрорайонами очень печальна, ведь основной поток утром едет на работу в столицу, а вечером возвращается обратно, но никакое развитие электротранспорта здесь не планируется в отличие от другого подмосковного города Подольск, где троллейбус появился еще в 2000-х, а недавно был открыт новый маршрут частично на автономном ходу. Также рогатый есть в Химках и Видном.

По городу ходят 17 маршутов автобусом и маршруток, однако гораздо больше востребовано междугороднее сообщение с Москвой.

В самом квазигороде высокооплачиваемых рабочих мест нет, производственные предприятия отсутствуют, хотя когда-то город славился текстильными производствами.

4. Сочи (444 тыс.чел.)

Электротранспорта никогда не было

Среди пальм вполне могли бы колесить троллейбусы
Среди пальм вполне могли бы колесить троллейбусы

Несмотря на статус курортной столицы России, город в отличие от крымских курортов Ялты и Алушты так и обзавелся электротранспортом из-за гористого рельефа с крутыми подъемами, а также из-за большой вытянутости тонкой полосой вдоль побережья Черного моря почти на 100 км, хотя в советское время здесь проектировался троллейбус.

Вероятно, причиной этому могло послужить то, что в советское время город, отрезанный от остальной России горным хребтом, испытывал нехватку электроэнергии, а влажный субтропический климат приводил бы к быстрой коррозии контактной сети и кузовов троллейбусов.

По городу сейчас ездят автобусы и маршрутки, а для поездок по Большому Сочи есть электрички Ласточка с порядка 40 ж/д платформ, которые запустили к Олимпиаде-2014. Также в городе действуют несколько канатных дорог и фуникулер от санатория.

5. Тверь (425 тыс.чел.)

🚎🚋 Ранее действовал трамвай (1901-2018) и троллейбус (1967-2020)

Незадолго перед закрытием были закуплены новые трамваи
Незадолго перед закрытием были закуплены новые трамваи

На пике развития электротранспорт Твери имел мощную сеть, которая охватывала весь город, включая отдаленные заводы. Система состояла из трамвая, который был запущен ло революции, с 18 маршрутами общей длиной более 40 километров и троллеейбуса, пущенного в 1967 году в помощь трамваю. Постепенно рогатые стали ходить по 12 маршрутам, а общая длина линий доходила до 83 км.

С 2000-х года сеть начала постепенно сокращаться в связи с ростом маршруток, износом подвижного состава, рельсов и контактной сети, а также сокращению пассажиропотока к заводам и преприятиям, назодящимся в кризисном состоянии.

В связи с проведением новой транспортной реформы в городе весь электротранспорт был ликвидирован в течение 2018-2020 годов и заменен на автобусы, хотя власти кормят горожан обещаниями о возможной реконструкции и возобновлении трамвайного движения. В то же время в Петербурге был успешно проведен эксперимент с частным трамваем Чижик, идею которого региональные власти вполне могли бы реализовать у себя.

👍 Подписывайся, ставь лайк, сделай репост в соцсетях!

Еще: 3 недостроенных метро в городах России