После распада СССР городской электротранспорт многих российских городов (троллейбусы и трамваи), который активно развивался во времена СССР и был символом престижа и культуры города, оказался в упадке.
В 90-е и 2000-е годы при попустительстве, а зачастую и поддержке местных властей расплодилось большое число маршруток, которые курсируют по самым хлебным линиям, где обычно ходят трамваи и троллейбусы, и таким образом оттягивают на себя львиную долю денежных пассажиров, пока "рогатые" бесплатно возят пенсионеров-льготников. Денег во многих региональных бюджетах не хватает на закупку нового подвижного состава, а также на ремонт рельсов и контактной сети, что приводит к частым поломкам, увеличению интервала и снижению скорости на маршруте.
Все это приводит к недовольству пассажиров, которые не хотят ехать на старом медленном корыте и выбирают альтернативные виды транспорта, что окончательно губит экологически чистый транспорт, превращая город в огромный восточный кишлак, кишащий дымящими автобусами, полулегальными маршруточниками и бомбилами-таксистами.
Еще одна проблема - смена направления пассажиропотоков. Во времена СССР, когда ставка делалась на промышленность, троллейбусные и трамвайные линии в большинстве своем строились для подвоза рабочих из спального района на заводы, а сейчас, когда большинство предприятий обанкротились и закрылись, вагоны ходят полупустыми.
И все же, несмотря на экономические кризисы и неурядицы, какой-либо вид электротранспорта удалось сохранить не только во всех городах-миллионниках, но и в порядка 80% крупных городов России с населением более 200 тыс.чел. Так что города из нашего антирейтинга и их местные власти, допустившие развал транспортной системы, вполне заслуженно попадают в наш позорный список.
В то же время стоит отметить, что ряд крупных российских городов в принципе никогда не имели какого-либо электротранспорта из-за сложного рельефа либо их стремительного роста уже в 2000-е годы, когда экологический транспорт стал не в моде.
1. Тюмень (807 тыс.чел.)
🚎 Ранее действовал троллейбус (1970-2009)
Троллейбусная сеть, к концу 80-х годов насчитывавшая 5 основных маршрутов и еще 10 дублирующих укороченных, стала одной из крупнейших закрытых троллейбусных систем России. По некоторым данным, рогатые мешали маршруточному бизнесу, которым владели люди, приближенные к тогдашнему мэру города, который сейчас руководит Москвой. Кроме того, ряд строительных компаний интересовал лакомый кусок земли под депо для застройки.
Вместо обновления парка троллейбусов, состоявшего из стреньких ЗиУ-9, в 2009 году движение было закрыто, несмотря на протесты жителей, а маршруты распределены между автобусными парками и частными перевозчиками.
В 2017 году был приобретен один тестовый электробус ЛиАЗ для испытаний в сибирские морозы, но дальше дело не пошло. В 2020 году в генплан города на 2035-2040 годы был включен запуск сети трамвайных линий длиной около 50 км.
Также в городе действовала узкоколейная пассажирская ж/д, закрытая в 1999 году.
2. Астрахань (530 тыс.чел.)
🚎🚋 Ранее действовал трамвай (1900-2007) и троллейбус (1967-2017)
В полумиллионном городе с большим частным сектором даже в центре города наблюдается настоящий коллапс с городским транспортом. С середины 2000-х годов маршрутки различных ИП, которых сейчас насчитывается около 70 маршрутов, стали практически основным видом транспорта, оставив не у дел сначала одну из старейших в России трамвайных систем с 5 маршрутами в лучшие годы, которая накрылась в 2007 году, а затем и троллейбусно-автобусные предприятия, которые обанкротились в 2017 году. Троллейбусы в городе ходили по 4 маршрутам, в т.ч. действовала скоростная линия до аэропорта Нариманово.
Сейчас лишь на 5 автобусных маршрутах работают полноценные автобусы средней и большой вместимости ЛиАЗ-4292 и старые Пазики, причем часть из них также обслуживаются частниками. После 21:00 практически единственным транспортом остается такси, ведь маршруточникам поездки становятся невыгодны.
Единственным условно городским электротранспортом можно считать лишь пригородные электрички на участке Астрахань (Кутум) - Аксарайская, которые доставляют рабочих на газоперерабатывающий завод.
В час-пик здесь по старинке едут стоя в тесных Газелях, нашибая себе на голове шишки на ухабах. Видимо сказывается близость среднеазиатского Казахстана с соответствующим менталитетом властей.
3. Балашиха (507 тыс.чел.)
Электротранспорта никогда не было
Подмосковный город-спутник (а фактически - удаленный спальный гетто-район) Москвы очень сильно разросся за последние годы за счет мигрантов и приезжих из регионов, скупающих здесь дешевые квартиры в ипотеку, поскольку на Москву денег не хватает. Население также прибавилось на 150 тыс.чел. после объединения в 2015 году с соседним городом Железнодорожным.
Транспортная ситуация в городе с плохо связанными между собой микрорайонами очень печальна, ведь основной поток утром едет на работу в столицу, а вечером возвращается обратно, но никакое развитие электротранспорта здесь не планируется в отличие от другого подмосковного города Подольск, где троллейбус появился еще в 2000-х, а недавно был открыт новый маршрут частично на автономном ходу. Также рогатый есть в Химках и Видном.
По городу ходят 17 маршутов автобусом и маршруток, однако гораздо больше востребовано междугороднее сообщение с Москвой.
В самом квазигороде высокооплачиваемых рабочих мест нет, производственные предприятия отсутствуют, хотя когда-то город славился текстильными производствами.
4. Сочи (444 тыс.чел.)
Электротранспорта никогда не было
Несмотря на статус курортной столицы России, город в отличие от крымских курортов Ялты и Алушты так и обзавелся электротранспортом из-за гористого рельефа с крутыми подъемами, а также из-за большой вытянутости тонкой полосой вдоль побережья Черного моря почти на 100 км, хотя в советское время здесь проектировался троллейбус.
Вероятно, причиной этому могло послужить то, что в советское время город, отрезанный от остальной России горным хребтом, испытывал нехватку электроэнергии, а влажный субтропический климат приводил бы к быстрой коррозии контактной сети и кузовов троллейбусов.
По городу сейчас ездят автобусы и маршрутки, а для поездок по Большому Сочи есть электрички Ласточка с порядка 40 ж/д платформ, которые запустили к Олимпиаде-2014. Также в городе действуют несколько канатных дорог и фуникулер от санатория.
5. Тверь (425 тыс.чел.)
🚎🚋 Ранее действовал трамвай (1901-2018) и троллейбус (1967-2020)
На пике развития электротранспорт Твери имел мощную сеть, которая охватывала весь город, включая отдаленные заводы. Система состояла из трамвая, который был запущен ло революции, с 18 маршрутами общей длиной более 40 километров и троллеейбуса, пущенного в 1967 году в помощь трамваю. Постепенно рогатые стали ходить по 12 маршрутам, а общая длина линий доходила до 83 км.
С 2000-х года сеть начала постепенно сокращаться в связи с ростом маршруток, износом подвижного состава, рельсов и контактной сети, а также сокращению пассажиропотока к заводам и преприятиям, назодящимся в кризисном состоянии.
В связи с проведением новой транспортной реформы в городе весь электротранспорт был ликвидирован в течение 2018-2020 годов и заменен на автобусы, хотя власти кормят горожан обещаниями о возможной реконструкции и возобновлении трамвайного движения. В то же время в Петербурге был успешно проведен эксперимент с частным трамваем Чижик, идею которого региональные власти вполне могли бы реализовать у себя.
👍 Подписывайся, ставь лайк, сделай репост в соцсетях!