Это довольно распространенная проблема на всех видах грунтованных холстов и картоне, покупных или загрунтованных самостоятельно.
Пришел на пленэр, начал писать, в середине работы понимаешь, что все идет не так. Тянет грунт и краска жухнет. Я знаю художника, которому нравится писать на тянущем грунте, но он скорее исключение.
Хуже всего то, что иногда холст или картон начинает тянуть неравномерно, а точечками или полосами. Работа теряет вид, ее тяжело писать, так как чередование пожухших и блестящих поверхностей все искажает. Бывает, что работа жухнет не сразу, а через ночь, так или иначе это проблема.
Я всегда старалась обезопасить себя от подобных недостатков, и покупные грунтованные холсты или картон всегда дополнительно проклеиваю желатином. Проклеиваю два раза, чтобы не пропустить никаких частей, даже микроскопических.
Если грунтовала сама основу под масло, то стараюсь относиться очень внимательно к этой процедуре: три раза проклеиваю желатином, два раза наношу акриловую белую краску в качестве грунта и снова завершаю проклейкой желатином.
Сегодня на пленэре снова столкнулась с давно забытой проблемой, которая мне напомнила, что в подготовке живописи не бывает мелочей. Мой этюд пожух в самом худшем варианте: точки на небе, полосы и разводы на остальном поле.
Все дело в том, что грунтовала картон в практически полевых условиях, тем, что было в наличие. Вместо фасадной акриловой краски для грунта использовала краску для внутренних работ. У нее гораздо больше тянущих свойств, совершенно иная структура. Она не создает непроницаемое покрытие, как фасадная краска.
Ко всему прочему, у меня закончился желатин, и после грунтовки акриловой краской смогла проклеить картон только один раз, вместо двух. Раствор желатина оказался слабым.
Конечно, оставшийся картон я весь доклеила, купив желатина. И зареклась пользоваться акриловой краской для внутренних работ. У меня всегда были с ней проблемы. Она жухнет, то осыпается. Мне нравиться фасадная краска фирмы ВГК. Именно ей я стараюсь и грунтовать.
Остается теперь исправить этюд. После его высыхания, я покрою маслом его поверхность. Масло нужно наносить аккуратно, втирая в поверхность, и следить, чтобы потом не оставались подтеки и капельки. Они застынут и испортят поверхность. Я видела, когда избытком льняного масла испортили картину. Залили поверхность и поставили сушиться боком.
Скорее всего, где пожухло точками, особенно на светлых местах просто протирка маслом не поможет. Например, на небе. Его придется переписывать заново, когда просохнет восстанавливающий слой масла.
Надеюсь, моя статья была вам полезна. С удовольствием отвечу на ваши вопросы и комментарии.