«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе.» (Ин. 19: 25-27).
Слова, Которые Господь Иисус Христос сказал с креста Святому Апостолу Иоанну Богослову, относятся ко всем христианам. Пресвятая Богородица является нашей Духовной Матерью и Заступницей. Если Ева - наша прародительница по плоти, то Богородица – наша Мать по духу. Ева была создана непорочной в Эдемском саду, но проявив непослушание Богу и послушав врага рода человеческого, впустила в себя грех, соответственно в нашей плоти живёт грех. А Дева Мария родилась на грешной земле, но напротив, выбрала послушание Богу: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.» (Лк. 1: 38). И выбрана Дева Мария была, за то, что Она была послушна Богу, была слушательницей и исполнительницей Его Слова. Дева Мария воспитывалась в Храме, а затем по достижении совершеннолетия, должна была оставить храм и выйти замуж. Но Она объявила о Своём обещании Богу - оставаться навсегда Девою. Тогда священники обручили её старцу Иосифу, который заботился о Ней и охранял Её девство. Дева Мария проявила жертвенную любовь к Богу, мужество, тем, что решила посвятить Свою жизнь служению Ему, отказалась от счастья замужества здесь, тогда, как в те времена девушек выдавали замуж в раннем возрасте. Таким образом, отказавшись от счастья земного, Богородица посвятила жизнь Богу, предпочитая блага будущего века, предпочла вечность этой земной жизни, тем самым проявив веру и любовь к Богу. И как Господь сказал, правда, другой Марии: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.» (Лк. 10: 42). Господь выбрал Деву Марию за Её добродетели, святую жизнь, которую Она проводила. У Неё хватило веры, чтобы принять Слово Божие, что Она станет Матерью Самого Господа: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.» (Лк. 1: 45). У Неё хватило смирения, чтобы не возгордиться, что Она выбрана Самим Господом между жёнами. «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1: 46-48). Таким образом, проявив такие добродетели, как целомудрие, смирение, послушание Богу, веру, любовь, Дева Мария подготовила Себя для того, чтобы стать Храмом Божием. Богородица, будучи Девой стала Матерью, сохранив девство. И это ещё раз говорит нам о Всемогуществе Творца. Стать Матерью воплотившегося Бога – это величайший подвиг. И у Неё хватило духовных сил, чтобы выдержать все испытания. Ведь младенца с Самого Его рождения хотели убить. «Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет» (Мф. 2: 14-15). И потом Богородице пришлось смотреть у креста на страдания и муки Своего умирающего Сына. И какие тогда Она испытывала душевные муки можно только представить. Об этом Её предупреждал Симеон Богоприимец, когда Мария и Иосиф принесли Младенца Христа в Храм Божий: «И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.» (Лк. 2: 34-35).
Теперь о том, почему же православные христиане почитают Божию Матерь и почему молятся Ей? Пресвятая Богородица имеет большое дерзновение ко Христу, будучи Его Матерью, Она ближе всех к Богу. И при этом Она является и Духовной матерью всех христиан, а как известно молитва матери о детях очень сильна. Раз мы Христовы – мы являемся Телом Христа, то и соответственно можем называть Богородицу нашей Матерью. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.» (1-е Кор. 12: 12-13). Все дары подаёт Господь и спасение от Господа, но Божия Матерь ближе к Нему, чем мы, и на молитвы праведников Господь лучше отвечает: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их.» (Псалом 33: 16). Если провести аналогию, то можно представить: если человеку нужно что-то получить от царя или человека, имеющего власть, и он обращается к его матери, а она уже просит своего сына. Прообразом Христа является царь Соломон. И описывается такой случай, Адония просил мать царя Соломона Вирсавию, потому что знал, что царь не откажет своей матери: «И пришёл Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром. И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори. И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему; теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори. И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену. И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю. И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своём. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе.» (3-я Царств: 2: 13-20). То есть помогает Господь, а Божия Матерь ходатайствует перед ним за нас. «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.» (Ин. 2: 1-3). «Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.» (Ин. 2: 7-11). Почитая Божию Матерь, православные христиане, введены в семью. О почитании Богородицы говорит Евангелие, потому что Архангел Гавриил называет Её благословенной между жёнами: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.» (Лк. 1: 28). И Сама Она говорит: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;» (Лк. 1: 48-49). Она ответила Богу «да», проявив послушание воли Божией, и без Её подвига невозможно было бы наше спасение. Благодаря подвигу жертвенной любви Богородицы, состоялось наше спасение.
Некоторые спросят, почему в Евангелие тогда, про Богородицу мало упоминается? Это говорит о великом смирении Пресвятой Владычицы, потому что Она не так много говорила о Себе, но больше хранила всё в сердце: «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём.» (Лк. 2: 19). Она предпочитала, чтобы слушали не Её, а Её сына, не искала славы Себе: «что скажет Он вам, то сделайте.» (Ин. 2: 5). Богородица не возгордилась, но сохранила смирение, и известно, по преданиям, что Она просила Своего Сына, чтобы Он не предал Её в руки бесов после смерти. За такое смирение и самоотверженную любовь к Богу, Он и прославил Её. Мы отмечаем праздник Успения Божией Матери. И при Её Успении известно несколько фактов. Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к одру. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Вечером, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». На третий день после погребения к гробнице Божией Матери прибыл Апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела там не было, значит Господь воскресил Её телесно, как и Сам воскрес. Как говорится в одном из канонов: «Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве Твое́й: Ты́ бо, неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га, и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на, все́м, воспева́ющим Тя́, ми́р подава́ющая.»
Великие святые обращались за помощью и заступничеством к Божией Матери. И те, кто опытно идёт узким путём вслед за Христом, знает, как необходимо заступничество святых, Ангелов и Божией Матери. Каждый благоразумный, смиренный христианин прибегает к молитвам святых, как народ Израиля говорил Моисею: «И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.» (Исх. 20: 19). Иногда бывает, что наша греховность мешает нам обратиться к Богу. Поэтому Господь дал нам Заступницу. Она не отвергает никого, в каких бы грехах человек не пребывал. В дни искушений, сомнений, тоски мы находим утешение у Матери Божией. Христиане испытывают на себе материнскую черту любящего сердца Матери Божией. Её молитвами, Её заступничеством перед Творцом, и молитвами святых этот мир ещё существует. Не страхом, а любовью и безграничным милосердием ведёт людей ко Христу Божия Матерь. Великую милость имеет Дева Богородица к роду человеческому. И за такую милость к нам мы восхваляем и прославляем Богородицу: «Радуйся Невесто Неневестная».
«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1: 41-43).