Краткий обзор военного кино, снятого в Британии и Голливуде во время Второй Мировой. Только художественное кино - документальные пропагандистские работы, снятые Джоном Фордом, Фрэнком Капрой, Говардом Хоуксом и Джон Хьюстоном не рассматриваются.
Часть 1: Британская кинопропаганда
Ночной поезд в Мюнхен (Night Train to Munich), 1940, режиссер - Кэрол Рид
Британия вступила во Вторую Мировую значительно раньше США, поэтому уже в 1940-м вовсю снимала антинацистскую пропаганду. "Ночной поезд в Мюнхен" снял Кэрол Рид, который в конце 40-х создаст два главных британских нуара - "Выбывшего из игры" и "Третьего человека", а пока он включает своего "внутреннего Хичкока" и снимает достаточно легкий шпионский фильм, сюжет которого вращается вокруг чехословацкого ученого, содержимое головы которого нужно и англичанам и немцам.
49-я параллель (49th Parallel), 1941, режиссер - Майк Пауэлл
Если "Ночной поезд в Мюнхен" получился больше развлекательным фильмом, то фильм Майкла Пауэлла - прямолинейная до зубовного скрежета политическая пропаганда. Согласно сюжету, экипаж немецкой подлодки, занимавшейся атаками британских танкеров у побережья Канады, являющейся частью Британской Империи, оказывается на суше. Теперь у немцев остается один выход, пробраться через всю территорию Канады до 49-й параллели, отделяющей британский доминион от США. Фильм бьёт в две идейные цели: всячески демонстрирует превосходство "британского образа жизни" над нацистским (получается слишком приторно) и недвусмысленно намекает, что Америке тоже неплохо было бы вступить в войну против Германии.
Миссис Минивер (Mrs. Miniver), 1942, режиссер - Уильям Уайлер
Голливудский фильм, но посвященный целиком быту среднего класса в Британии в начале Второй Мировой. Как таковой войны не показывают - бомбардировки Лондона и окрестностей, как и эвакуация из Дюнкерка, остаются преимущественно за кадром.
Как прошёл день? (Went the Day Well?), 1942, режиссер - Альберто Кавальканти
Рассчитанная на британского зрителя военная фантазия о том, как группа немецких диверсантов захватывает небольшую британскую деревню и об отпоре местных жителей первой волне вторжения. Немцы никогда на территории Великобритании не высаживались, ограничиваясь массированными бомбардировками, но страх угрозы вторжения существовал и поддерживался, в том числе подобным кино.
Часть 2: Голливудская кинопропаганда
На протяжении всей ночи (All Through the Night), 1942, режиссер - Винсент Шерман
На момент выхода фильма (январь 1942-го) война с Японией шла уже месяц, но вот Третий Рейх в качестве угрозы для США большинством населения еще не рассматривался. В этом развлекательно-пропагандистском фильме Хамфри Богарт играет роль нью-йоркского гангстера средней руки, который случайно разоблачает нацистскую пятую колонну. Всё это выливается в неплохо поставленный для 40-х экшн-сцену, в ходе которой патриотично настроенные бандиты срывают заговор против Америки.
Война в Северной Атлантике (Action in the North Atlantic), 1943, режиссеры - Ллойд Бэйкон, Байрон Хэскин, Рауль Уолш
В начале 40-х Хамфри Богарт стал фактически лицом голливудских антигерманских фильмов. И не только благодаря "Касабланке" и "Сахаре". В данном фильме он играет роль лихого американского моряка, оказавшегося на борту конвойного корабля, следующего с конвоем в Мурманск. Ленд-лизу тоже была необходима реклама в кино.
Военно-воздушные силы (Air Force), 1943, режиссер - Говард Хоукс
Если тема противостояния с Третьим Рейхом демонстрировалась в Голливуде 42-43-го в основном в авантюрно-приключенческом ключе, то война с Японией показывалась на полном серьезе. Фильм Хоукса рассказывает об экипаже бомбардировщика Б-17 до и непосредственно после атаки на Перл-Харбор. Если бы не явный воинственный посыл, могла получиться неплохая военная драма, по крайней мере видно, что драматические эпизоды у Хоукса получаются лучше мотивационных.
Пять гробниц по пути в Каир (Five Graves to Cairo), 1943, режиссер - Билли Уайлдер
В 1943-м сразу два крупных режиссера, сбежавших от Гитлера в Голливуд, снимают военные фильмы. Билли Уайлдер сработал в жанре авантюрно-шпионского кино, сняв фильм о британском офицере, сумевшем проникнуть в ставку Роммеля в Северной Африке.
Палачи тоже умирают (Hangmen Also Die!), 1943, режиссер - Фриц Ланг
В свою очередь, Фриц Ланг снял значительно более мрачное кино. Фильм создан по горячим следам операции "Антропоид", в ходе которой в Праге был ликвидирован Рейнхард Гейдрих. С учетом того, что детали операции были засекречены, а как реально обстояли дела в Чехословакии 1942-го мало кто в Голливуде догадывался, фильм стоит воспринимать как фантазию на тему.
Эта земля моя (This Land Is Mine), 1943, режиссер - Жан Ренуар
Уникальный пропагандистский фильм, снятый крупнейшим французским режиссером поколения, который в военное время работал в Голливуде. "Эта земля моя" рассматривает такую проблему, как французское сопротивление. Особую пикантность фильму придает тот факт, что французов среди актеров нет, а главную роль исполняет 100% англичанин - Чарльз Лоутон. Однако у Ренуара получилось снять и прямолинейную агитку, и тонкое размышление о природе трусости и героизма, конформизма и сопротивления.
Седьмой крест (The Seventh Cross), 1944, режиссер - Фред Циннеман
Фильм в жанре антинуара: визуальный ряд на 100% вписывается в эстетику "черного фильма", но идейная составляющая буквально вывернута наизнанку. Группа немцев-антифашистов бежит из концлагеря, скрываясь от гестапо на территории Рейха. Но в отличие от нуаров, где доверять нельзя никому и предать может любой, герою "Седьмого креста" везет встречать на пути людей, которые ему помогают. Циннеман снял настоящий манифест антииндивидуализма и антисоцдарвинизма.
Тридцать секунд над Токио (Thirty Seconds Over Tokyo), 1944, режиссер - Мервин Лерой
Снятый по горячим следам рейда Дулиттла на момент выхода фильм был настоящим блокбастером: сцены бомбардировки Токио смотрятся достойно и сейчас. С этим кино случилась проблема неожиданного рода. Если в большинстве голливудских фильмов о второй Мировой, снятых начиная с 60-х, солдаты и офицеры постоянно конфликтуют, соревнуются и вступают в конфронтацию буквально на ровном месте, что невольно задаешься вопросом, а как они могут совместно воевать; то в этом фильме все персонажи настолько правильные и вежливые, что испытываешь настоящий разрыв шаблона.