Найти в Дзене
ARTLIFE MOSCOW

Эксклюзивное интервью художника Уилла Рочфорта

Британский художник Уилл Рочфорт (@willrochfortart) пишет портреты легендарных актёров, стоп-кадры из кинофильмов, а также использует сюжеты, которые изображают индустрию кино по другую сторону экрана, благодаря чему жизнь Америки 1960-х годов и Золотого века Голливуда будто оживает на наших глазах. Картины художника украшают стены многих кинотеатров, театров и отелей по всему миру, находятся в частных коллекциях режиссеров и музыкантов. Мы поговорили с ним о творческом пути, учителях, тайм-менеджменте и многом другом. Читайте эксклюзивное интервью, чтобы узнать, что помогает художнику верить в себя и продолжать творить в любой жизненной ситуации.

Уилл Рочфорт.
Уилл Рочфорт.

Что для вас означает быть художником?

Честно говоря, всё. Для меня быть художником — это самый всеобъемлющий, захватывающий и вместе с тем непростой способ прожить жизнь. Я думаю, художники видят мир несколько иначе, обладают собственным видением и транслируют его через свои работы. Несмотря на то, что профессия художника постоянно ставит перед тобой новые и новые вызовы, до тех пор, пока ты сфокусирован на творчестве, то, что ты получаешь от этого во много раз превышает любые сложности.

Вы помните, что побудило вас впервые начать рисовать?

Что побудило, не помню, но помню, что мне было 3 года, когда я взял карандаш и впервые нарисовал что-то. Довольно обычная история, которая в моём случае переросла в нечто гораздо большее — в профессию, в образ жизни. Рисование, живопись всегда были единственными темами, которые меня интересовали. Так, в университете история искусств и рисунок были единственными предметами, по которым я получал высокие оценки (смеётся).

Как ваша семья отнеслась к выбору профессии? Было ли для вас важным мнение родных?

Да, конечно, их мнение было и остается очень важным для меня. К счастью, меня всегда поддерживали и мотивировали развивать карьеру художника. Думаю, я бы не стал тем, кто я есть сейчас, если бы не поддержка близких и их вера в меня и моё творчество.

Уилл Рочфорт. Масло, холст
Уилл Рочфорт. Масло, холст

Кого вы считаете своими главными учителями в жизни?

В школе у меня был прекрасный учитель живописи, который очень поддерживал меня. Но моими главными учителями я считаю художников, которыми восхищаюсь: Нормана Роквелла, Эдварда Хоппера, Джона Сингера Сарджент. Думаю, именно изучая их произведения искусства, я и пришёл к своему стилю, развил талант.

Как вы считаете, художником рождаются или становятся?

Я верю, что талант есть у каждого, хотя он может никак не проявляться долгие годы. Но даже врожденный талант к живописи не так важен для успеха, как дисциплина и мотивация.

А насколько важно для художника, на ваш взгляд, наличие профильного образования?

Это — хорошее подспорье, но не более того. У меня есть художественное образование, это были прекрасные годы и полезный опыт, но я также знаю, что художник может быть самоучкой, и достичь в карьере невероятных высот. Поэтому образование — это плюс, но не обязательная составляющая успеха.

А какие составляющие обязательны?

Дисциплина, терпение и ментальная открытость к новому.

Уилл Рочфорт. Масло, холст
Уилл Рочфорт. Масло, холст

Что в вашем творческом пути было самым сложным?

Как я уже сказал, быть художником — это самое удивительное, что может с тобой случиться, и вместе с тем это очень трудный путь. Мотивация — единственный ключ. Вам приходится двигаться вперед и продолжать творить даже в те дни, когда этого хочется меньше всего. К примеру, я обожаю то, что делаю, но бывают дни, когда одна картина уже закончена, другая ещё не начата, и ты стоишь перед чистым холстом и не знаешь, что на нём будет. В такие моменты я ощущаю внутри невероятную пустоту, апатию и беспомощность. И мне нужно делать усилие над собой, чтобы взять перерыв в работе, развеяться, переключиться.

Что для вас важнее: выразить себя, свою идею, или быть понятым публикой?

Прекрасный вопрос. Я всегда интересовался разницей между востребованным искусством и невостребованным, непонятным искусством. И, думаю, здесь, как и во всём, важно выбирать срединный путь. Я не ставлю перед собой цели кого-то шокировать своими картинами, потому что мне важно, чтобы мои работы были понятны и приносили людям пользу и радость. И, вместе с тем, мне очень важно изображать то, что я хочу и так, как я чувствую. Я никогда не меняю тему или стиль, только чтобы умаслить заказчика и продать картину.

Сталкивались ли вы когда-либо с синдромом самозванца? Что помогает вам продолжать верить в себя и творить?

Думаю, ты не имеешь права называться художником, если хотя бы несколько раз в жизни не сталкивался с синдромом самозванца (смеётся). Я часто страдаю от низкой самооценки и мыслей «Кто я такой? Достаточно ли это хорошо? Нужно ли моё творчество кому-либо кроме меня?» Единственное, что помогает — это брать в руки кисть и рисовать. Я знаю, что это — единственное занятие, которое приносит мне удовольствие и которое мне удаётся. Из-за социальных сетей и бесконечной трансляции успеха через них заниженная самооценка художника может стать ещё ниже. Поэтому фокусироваться на своих достижениях, хвалить себя, работать с самооценкой сегодня важно как никогда, особенно творческим людям.

Уилл Рочфорт. Масло, холст
Уилл Рочфорт. Масло, холст

А как вы относитесь к критике?

Человек устроен так, что часто помнит только плохие отзывы. Конечно, я сталкиваюсь с критикой моих картин, и каждый раз мне достаточно тяжело не проваливаться в синдром самозванца. Но, с другой стороны, а кто не сталкивается с критикой? Только тот, кто ничего не делает! Поэтому я стараюсь не запоминать плохое и просто двигаться дальше по своему пути, делая то, что люблю больше всего на свете. Хотя бывает, конечно, и конструктивная критика, к которой полезно прислушаться и что-то улучшить в себе или своей технике.

Бывает ли так, что первоначальная идея меняется в процессе работы над картиной? Любите ли вы импровизировать, создавая работы?

Честно говоря, бывает, конечно, но достаточно редко. Я люблю, когда всё идёт по запланированному сценарию, как в кино (смеётся). Но по опыту именно строгое следование плану для меня лучше всего работает. Хотя вместе с тем важно всегда быть готовым к изменениям, быть гибким и открытым.

Есть ли у вас общая идея, философия, которую вы транслируете через живопись?

Какой-то особенной философии нет, скорее темы продиктованы моим интересом к индустрии кино, к Старому Голливуду. Это — то, что меня больше всего вдохновляет. Я черпаю тонны идей и тем из старых фильмов, даже несмотря на то, что смотрел их тысячу раз. Но всегда, когда я захожу в тупик или нуждаюсь во вдохновении, я включаю любимое кино из своего золотого списка.

Если бы вы могли оказаться в любой эпохе, отправиться в путешествие на машине времени, куда бы вы отправились, что бы сделали?

Разумеется, я бы отправился в 1960-е годы — эту эпоху я часто изображаю на картинах и очень ценю, интересно своими глазами там побывать. Мой главный источник информации — это чаще всего кино, но все мы знаем, что кино и реальность — далеко не одно и то же. Если же выбирать конкретное место, то я мечтал бы побывать в студии Нормана Роквелла и увидеть его за работой.

А как выглядит ваш типичный рабочий день? Как вы организуете свой рабочий процесс, что помогает вам оставаться продуктивным?

Когда ты художник, ты сам себе босс, тебя некому контролировать, так что самодисциплина, как я уже говорил, — это ключ к успеху. Я люблю, когда у меня в работе одновременно несколько произведений. Это помогает всё время поддерживать себя в состоянии творческого процесса и не впадать во фрустрацию.

Что бы вы посоветовали начинающим художникам?

Просто делайте свою работу честно. Будьте терпеливы. Терпеливы, и ещё раз терпеливы. Верьте в себя несмотря ни на какие сказки, которые транслируют социальные сети. Делайте то, что любите, и делайте это как можно лучше. Когда всё это есть, успех придёт. Это аксиома.

Тема ARTLIFE FEST, в котором вы принимаете участие в сентябре этого года в Москве — «Путь новой реальности». О чём она для вас, как вы её понимаете?

Думаю, арт-терапия — это огромный ресурс, который, к счастью, сегодня доступен любому человеку. Я имею ввиду созерцание искусства, походы в музеи, галереи, на фестивали. И в то же время люди часто убегают от реальности, прячутся в искусстве от своих проблем. Это делают и зрители, и художники. Такого, на мой взгляд, быть не должно. Искусство, особенно современное, открывает нам возможность исследовать этот мир, разные его грани, разные точки зрения. Искусство — это всегда диалог. Диалог между людьми, диалог между эпохами. И, как и в любом диалоге, здесь важно как формировать собственную точку зрения, так и слышать оппонента.