Сейчас широкой общественности лучше всего известны имена женщин-героинь, совершивших подвиги в советское время, в Великую отечественную войну, или не на военном, а на каком-то другом поприще. А вот многие из удивительных женщин нашей страны дореволюционной эпохи незаслуженно забыты. Например, мало кто помнит о потрясающей судьбе русской княгини Софьи Алексеевны Долгоруковой.
Софья Алексеевна Долгорукова (по рождению Бобринская) родилась в декабре 1887 года. Это был очень деятельный человек, которому нравилось помогать людям, и который всегда стремился к чему-то новому. Девушка поступила в медицинский институт, и множество сил потратила на работу в госпиталях, в том числе она волонтером участвовала в Сербско-болгарской войне (1907-912), и даже была награждена сербским королем Петром I лично. Софья Алексеевна проводила сложнейшие хирургические операции и спасла много солдатских жизней в том конфликте.
Но не только как хирург запомнилась девушка. Долгорукова была еще и одной из первых в России женщин-летчиц и автомобилисток. Она участвовала в первом в нашей стране автопробеге. 48 участникам, где Софья Алексеевна была единственной женщиной, надлежало пройти путь длиной в 3200 километров. Она прошла почти весь, лишь в самом конце пробега один из участников случайно протаранил ее автомобиль и сломал его, что привело к выходу Долгоруковой из игры.
Путь Долгоруковой как летчицы начался в 1912 году, когда она прошла начальную подготовку в школе авиаторов. Надо сказать, что авиастроение тогда только-только зарождалось, а самолет, на котором княгиня проходила обучение, и вовсе не отличался надежностью конструкции. Все лишь одна ошибка, лишь одно сильное дуновение ветра создавало серьезную опасность опрокидывания. Все это требовало от пилота мгновенной реакции и отличных навыков, иначе с высокой долей вероятность машина попадала в аварию. За 1912 год погибло 112 авиаторов, львиная доля которых не справилось с машиной из-за «сильного порыва ветра», как писали в документах. Даже эта огромная опасность не смутила девушку, она упорно шла к своей мечте, и небо в итоге покорилось ей. В 1914 году она окончила уже российскую школу пилотов (первая была французской) и получила удостоверение авиатриссы (так в РИ тогда называли летчиц).
А дальше в судьбе Долгоруковой была Первая мировая война, на которую она отправилась добровольно. Софья Алексеевна всячески пыталась пробиться именно в боевую авиацию, но туда ее не пустили. Тогда девушка ушла на фронт сестрой милосердия, служила сперва в Польше, а потом в Персии. В Персии Долгорукова занималась в том числе и холерными больными. Несмотря на свое высокое положение и статус, переворачивала их сама, давала им лекарство и поправляла постель. Очень опасная по тем временам болезнь уносила жизни многих, но Софью Алексеевну не тронула. В 17-м году ей, наконец, позволили связать свою жизнь с боевой авиацией, она была отправлена под Петербург для переподготовки, после нее получила назначение в один из авиаотрядов, но грянувшие революционные события и развал армии не дали сбыться этой мечте.
В годы войны Софья Алексеевна развелась со своим первым мужем, князем Долгоруким, и повторно вышла замуж уже при советской власти, за князя Волконского, который, конечно, новым правителям не угодил и отправился в тюрьму. Княжна уехала в Англию, но в 1921 году вернулась и каким-то чудом умудрилась вытащить мужа из тюрьмы, после чего они вместе покинули Россию навсегда.
Семья жила сперва в Англии, а потом во Франции. Софья Алексеевна бралась за любую работу: воспитывала детей, подрабатывала в медицине. Несмотря на свой колоссальный опыт, у нее не было необходимых документов и нормально трудоустроиться ей не давали. Муж ее также перебивался случайными заработками, трудясь то переводчиком, то бухгалтером, то клерком. К концу 20-ых годов Софья Алексеевна сдала на права во Франции, что дало ей возможность повысить свой заработок, устроившись в такси (очень прибыльную в то время профессию), а потом и вовсе улыбнулась удача – удалось устроиться секретаршей к высокопоставленному французскому маркизу Ганею.
Софья Алексеевна умерла в Париже в 1949 году. Кроме того, что она была очень «продвинутой» для своего времени женщиной, очень храброй и умелой, в ее заслуги надо записать десятки и сотни хирургических операций, жизни многих спасенных солдат и офицеров.