Найти в Дзене
Живопись

Художник Йозеф Джиндрих Лукота: забытый напрасно

О художнике Йозефе Джиндрих Лукоте сказано и написано поразительно мало. И это в наше-то с Вами удивительное время, когда стаи голодных до высокого искусства коллекционеров и перекупщиков бродят по всей Европе и окрест.

В поисках не исковерканного постмодерном наследия своих некогда великих живописных держав, эти дамы и господа готовы заглядывать чуть ли не под каждый встречный камень. Особенно если тот камень — метафорический обелиск живописного наследия какого-нибудь серьёзного мастера, творившего не позднее середины прошлого столетия.

Лукота Йозеф, «Женский портрет»
Лукота Йозеф, «Женский портрет»

У нас с Вами, кстати говоря, ситуация совершенно та же. Одновременный взлёт популярности тех же Николая Фешина с Зинаидой Серебряковой (благо есть чему «взлетать») и каким-то мистическим образом соседствующее с ним повальное увлечение соцреалистами — тот ещё феномен. Не завидуем культурологам и историческим психологам, которым рано или поздно придётся пояснять этот феномен в умных книжках...

Лукота Йозеф, «Улыбка юной девушки»
Лукота Йозеф, «Улыбка юной девушки»

Впрочем, мы отвлеклись от заявленной темы. Итак: по-настоящему успешный чешский художник, академик Пражской академии изящных искусств, автор — ни много ни мало — аллегорического полотна для пантеона Национального столичного музея, любимый горожанами за создание идиллических пейзажей столичных окрестностей и ценимый творческой интеллигенцией как маститый карикатурист и иллюстратор исторических изданий — сегодня мало кому известен за пределами Чехии.

Да и в оных пределах его память не то, чтобы особо усиленно чтут.

Лукота Йозеф, «Прогулка»
Лукота Йозеф, «Прогулка»
Лукота Йозеф, «Юная леди»
Лукота Йозеф, «Юная леди»

При этом картины маэстро Лукоты — в цене. Вот свежий пример: в минувшем году его «Девушка со скрипкой», датированная 1920 г., «ушла с молотка» за 12 с лишним тысяч североамериканских долларов. Недурно для наследия позабытого-позаброшенного мастера, не так ли?

Так почему же о пане Лукоте не вспоминают ни наши дражайшие коллеги, ни любители хорошей европейской живописи? Неужели оттого, что творчество этого живописца очутилось в тени иных, более громких работ и имён? А вот и нет. Портреты и жанр нашего героя чудо как хороши. Причём, будучи весьма разносторонним и универсально одарённым мастером, Йозеф Лукота творил как акварелью, так и темперой, а также маслом. Его картины и иллюстрации отмечены глубоким пониманием сильных сторон используемой техники. Его стиль в года был интеллектуальной и эстетической «производной» от общего замысла работ. А те, в свою очередь, никогда не бывали «проходными» творениями, даже если рамки генерального замысла устанавливал заказчик полотна.

Лукота Йозеф, «В раздумьях»
Лукота Йозеф, «В раздумьях»
Лукота Йозеф, «За книгой»
Лукота Йозеф, «За книгой»

Творчество Лукоты — про уникальные моменты жизни его героев, накрепко связанные «контекстными» узами с их прошлым и будущим. Про яркую красоту на фоне ясного смысла, призванную «заряжать» зрителя положительными эмоциями, ничего не требуя взамен. Йозеф Джиндрих Лукота — художник, который умеет концентрировать Ваше внимание на сути кульминационного момента, запечатлённого на полотне или бумаге, не огораживая «химию» Ваших отношений с пейзажами и героями даже минимальным «порогом вхождения». В этом деле живописцу премного помогли плавные переходы форм и перетекания тёплых тонов, психологически выверенная пластика очаровательных моделей, умно выстроенный геометрический темп живописного повествования и свето- цветовая интонация, с которой его работы обращаются к нам.

Лукота Йозеф, «Женский портрет»
Лукота Йозеф, «Женский портрет»
Лукота Йозеф, «Портрет девушки»
Лукота Йозеф, «Портрет девушки»

Ах да, ещё один интересный момент, о котором нельзя не упомянуть. Художник никогда не стремился «польстить» внешности героини, разнообразию ландшафта, пышности букета. Вместо этого он предпочитал отыскать ту «изюминку», которая (будучи подана в нужном ракурсе, цвете и степени фигуративности) сумеет пробудить в аудитории симпатию к тому и тем, кто и что изображено на картине. Лукота — мастер чередования длины и насыщенности мазка, обладавший несомненным талантом «мирить» соседствующие разнородные текстуры и превращать различные сочетание строго реалистичной фигуративности фокуса и многочисленные артефакты фона в единый ансамбль. Заставлять энтропию «дисперсных» мазков работать на общий замысел картины.

Повторимся: жаль, что этого мастера (всё ещё?) недостаточно хорошо знают на наших родных постсоветских просторах. Да и его более чем скромное виртуальное присутствие в глобальной цифровой паутине выглядит нелогичным и незаслуженным. Надеемся, что наша скромная статья поработает на популярность за касательных живописных работ Йозефа Джиндриха Лукоты. Художника, прожившего совсем недолгую жизнь, но оставившего по себе замечательную память.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться