О художнике Йозефе Джиндрих Лукоте сказано и написано поразительно мало. И это в наше-то с Вами удивительное время, когда стаи голодных до высокого искусства коллекционеров и перекупщиков бродят по всей Европе и окрест.
В поисках не исковерканного постмодерном наследия своих некогда великих живописных держав, эти дамы и господа готовы заглядывать чуть ли не под каждый встречный камень. Особенно если тот камень — метафорический обелиск живописного наследия какого-нибудь серьёзного мастера, творившего не позднее середины прошлого столетия.
У нас с Вами, кстати говоря, ситуация совершенно та же. Одновременный взлёт популярности тех же Николая Фешина с Зинаидой Серебряковой (благо есть чему «взлетать») и каким-то мистическим образом соседствующее с ним повальное увлечение соцреалистами — тот ещё феномен. Не завидуем культурологам и историческим психологам, которым рано или поздно придётся пояснять этот феномен в умных книжках...
Впрочем, мы отвлеклись от заявленной темы. Итак: по-настоящему успешный чешский художник, академик Пражской академии изящных искусств, автор — ни много ни мало — аллегорического полотна для пантеона Национального столичного музея, любимый горожанами за создание идиллических пейзажей столичных окрестностей и ценимый творческой интеллигенцией как маститый карикатурист и иллюстратор исторических изданий — сегодня мало кому известен за пределами Чехии.
Да и в оных пределах его память не то, чтобы особо усиленно чтут.
При этом картины маэстро Лукоты — в цене. Вот свежий пример: в минувшем году его «Девушка со скрипкой», датированная 1920 г., «ушла с молотка» за 12 с лишним тысяч североамериканских долларов. Недурно для наследия позабытого-позаброшенного мастера, не так ли?
Так почему же о пане Лукоте не вспоминают ни наши дражайшие коллеги, ни любители хорошей европейской живописи? Неужели оттого, что творчество этого живописца очутилось в тени иных, более громких работ и имён? А вот и нет. Портреты и жанр нашего героя чудо как хороши. Причём, будучи весьма разносторонним и универсально одарённым мастером, Йозеф Лукота творил как акварелью, так и темперой, а также маслом. Его картины и иллюстрации отмечены глубоким пониманием сильных сторон используемой техники. Его стиль в года был интеллектуальной и эстетической «производной» от общего замысла работ. А те, в свою очередь, никогда не бывали «проходными» творениями, даже если рамки генерального замысла устанавливал заказчик полотна.
Творчество Лукоты — про уникальные моменты жизни его героев, накрепко связанные «контекстными» узами с их прошлым и будущим. Про яркую красоту на фоне ясного смысла, призванную «заряжать» зрителя положительными эмоциями, ничего не требуя взамен. Йозеф Джиндрих Лукота — художник, который умеет концентрировать Ваше внимание на сути кульминационного момента, запечатлённого на полотне или бумаге, не огораживая «химию» Ваших отношений с пейзажами и героями даже минимальным «порогом вхождения». В этом деле живописцу премного помогли плавные переходы форм и перетекания тёплых тонов, психологически выверенная пластика очаровательных моделей, умно выстроенный геометрический темп живописного повествования и свето- цветовая интонация, с которой его работы обращаются к нам.
Ах да, ещё один интересный момент, о котором нельзя не упомянуть. Художник никогда не стремился «польстить» внешности героини, разнообразию ландшафта, пышности букета. Вместо этого он предпочитал отыскать ту «изюминку», которая (будучи подана в нужном ракурсе, цвете и степени фигуративности) сумеет пробудить в аудитории симпатию к тому и тем, кто и что изображено на картине. Лукота — мастер чередования длины и насыщенности мазка, обладавший несомненным талантом «мирить» соседствующие разнородные текстуры и превращать различные сочетание строго реалистичной фигуративности фокуса и многочисленные артефакты фона в единый ансамбль. Заставлять энтропию «дисперсных» мазков работать на общий замысел картины.
Повторимся: жаль, что этого мастера (всё ещё?) недостаточно хорошо знают на наших родных постсоветских просторах. Да и его более чем скромное виртуальное присутствие в глобальной цифровой паутине выглядит нелогичным и незаслуженным. Надеемся, что наша скромная статья поработает на популярность за касательных живописных работ Йозефа Джиндриха Лукоты. Художника, прожившего совсем недолгую жизнь, но оставившего по себе замечательную память.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться